Церковная наукометрия

Христос Воскресе, дорогие зрители. Вы смотрите программу «Щипков». Пасха – это всегда время обновления, время перемен, обновления самого себя, обновления окружающего мира вокруг нас. И эти обновления идут. Мы не всегда их замечаем. Но, в принципе, если быть внимательным, то можно научиться подмечать эти перемены. Порой перемены очень важные и значительные. Внешнеполитическая ситуация вокруг России достаточно напряженная и сложная. Это отражается и на внутриполитической ситуации. В нашей программе мы описываем, ну, стараемся как-то описывать актуальные движения в области политики, религии, культуры, социальных каких-то проблем. Но, все-таки, главное, что нас интересует – это проблемы церковные, внутри церкви и рядом с церковью. Если послушать наших оппонентов из либерального лагеря, то ситуация в церкви близка к катастрофической. Церковь, по их мнению, вот-вот развалится на множество маленьких кусочков. Но это их такие суетные и тщетные мечтания. Хотя проблемы, действительно, существуют. В том числе, те проблемы, которые создают, и в медийном пространстве, и в интеллектуальном пространстве, создают для нас эти самые наши оппоненты из либерал-православной партии. В середине апреля 21-го года произошло одно, на мой взгляд, очень важное событие. Событие, на которое, вот, как раз многие не обратили внимания. Не заметили этого события, этой перемены. На сайте Богослов.RU был создан редакционный совет. Через несколько лет специалисты опишут подробно это событие, дадут ему какой-то анализ. На мой взгляд, это событие важно тем, что оно положило конец либеральной монополии на интерпретацию церковной истории, на интерпретацию вообще церковной богословской мысли. В течение уже, наверное, лет 20-ти я наблюдаю за этой монополией. И многие, я скажу вам, честные, порядочные специалисты, историки, богословы, ну, так скажем немножко вольно, боятся нос высунуть. Потому что, если они начнут высказывать какие-то свои, противоположные точки зрения, то они рисковали быть выброшенными из того, что называется корпорацией. И эти люди боялись вслух сказать, что многие тексты портала Богослов.RU граничили с ересями. Об этом писали, говорили неоднократно. Выдающийся русский патролог Алексей Иванович Сидоров незадолго до своей кончины с грустью заметил, что на портале Богослов.RU нет ни богословия, ни «ру». То есть, нет ни православной мысли, ни ее какой-то привязки к нашей истории, и вообще к России и к Русской православной церкви. Я бы советовал тем, кто интересуется, прочитать статью известного журналиста, православного журналиста Дмитрия Бабича. Эта статья называется «Крылья падших ангелов», и она была напечатана около года назад на сайте «Радонежа». В этой статье Дмитрий Бабич достаточно тонко и подробно анализирует тексты научного редактора Богослова.RU Алексея Макарова и человека, который публиковался долгое время на Богослове.RU под псевдонимом Исидор, если я не путаю, Птахов. Дмитрий Бабич убедительно показывает гностическое существо этих текстов. Тексты главного редактора, протоиерея Павла Великанова, Дмитрий Бабич деликатно не описывает и не комментирует. Среди разных проектов, которые делает Богослов.RU, есть проект, который называется «Академия веры». Вот, что пишет «Академия веры» о своей работе, цитирую: «Просветительский проект от команды портала… (команды!) портала Богослов.RU – первый для Рунета ресурс… (первый, других не было), посвященный многостороннему изучению христианского вероучения». То есть, так достаточно с апломбом пишется. «Почему бы не посмотреть свежим взглядом на учение и традиции православной церкви». Что же это за свежий взгляд. Авторы пишут, что читателя и зрителя ждут захватывающие мультипликационные фильмы, интерактивные игры, красивая яркая инфографика, и так далее. То есть, православное вероучение, ну, анонсируется, будет даваться в игровой форме. В принципе, в педагогике такой прием существует. Не знаю, насколько он уместен и приложим к православному вероучению. Поскольку главный объект изучения в религии – это смерть. И то, что будет после смерти, и наша жизнь до смерти. Но главная ключевая точка – это смерть. Поэтому, насколько эту проблематику можно подавать в игровой форме – я затрудняюсь ответить. Может быть, да. Проект «Азбука веры» существует в двух модусах. Существует интернет-ресурс с таким названием, а существует толстая книжка, тоже с таким же названием «Азбука веры». Тексты, которые публикуются в этой книжке, которую я читал, иногда, действительно, граничат, ну, с ересью. Приведу пример. Например, в разделе, посвященном учению о Пресвятой Троице, говорится, цитирую: «Учитывая, что Бог Троица называется Духом, но не тремя духами, а также ввиду единства в Боге воли и действия, термин «личность» больше подходит трем лицам вместе, но не каждому лицу в отдельности». Конец цитаты. Тем самым, из этого следует, что человеку обратиться на «ты», то есть, обратиться с молитвой отдельно к каждому лицу, невозможно, а только сразу ко всем. Отсюда очень легко сделать еретический вывод о том, что в Боге вообще нет трех лиц, нет трех ипостасей, а есть одно личное бытие, одно лицо. Такое отрицание в Боге трех лиц явно не соответствует православному вероучению. Итак, возвращаемся к созданию редакционного совета на сайте Богослов.RU. Богослов.RU – это не частное издание. Лет 15 назад этот портал был учрежден Московской духовной академией. Само доменное имя bogoslov.ru принадлежит тоже Московской духовной академии. Там у них есть специальный IT-центр. Однако, повторю, этот сайт выражал исключительно точку зрения определенной группы людей, которая так себя и называла, как я уже говорил, «команда Богослова.RU». Я опубликовал на Богослове.RU, в свое время, три-четыре статьи, но потом, вот, из этических соображений, видя, в какую сторону развивается Богослов.RU, я немножко устранился, и перестал давать им свои тексты. И вот, теперь, под председательством ректора Московской духовной академии епископа Звенигородской Феодорита, создан редакционный совет. В этот редакционный совет входят более 20-ти человек. В основном это представители основных духовных школ Русской православной церкви. Это люди разных церковно-политических взглядов. Что обеспечивает, ну, то, что принято называть плюрализмом мнений в будущих текстах и в будущей позиции портала Богослов.RU. Принципиально новый состав редакционного совета портала Богослова.RU предполагает создание и появление единого общецерковного интеллектуального богословского пространства. В настоящее время появилось большое количество церковных журналов, сборников трудов. Недавно появился очень интересный журнал под названием «Вопросы теологии». Но все эти журналы, все эти научные сборники, церковные, я имею в виду, совершенно разрознены. Мы не видим, даже мы точно не знаем их количество. Я могу перечислить, ну, хотя бы некоторые из них. Например, «Богословские труды», издание Московской Патриархии. «Богословский вестник», журнал Московской духовной академии. «Богословский сборник Новосибирской семинарии». «Богословский исторический сборник Калужской духовной семинарии». «Вестник Екатеринбургской православной духовной семинарии». «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии». Омской, Оренбургской духовной академии. «Вестник церковной истории церковно-научного центра «Православная энциклопедия», очень интересное издание. «Вопросы теологии», который я уже вспомнил. «Журнал Московской Патриархии», один из старейших наших журналов. «Ипатьевский вестник». Я пропускаю, это довольно большой список у меня выписан. «Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии». «Теология образования». Это ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации, которую возглавляет владыка Илларион. «Труды Воронежской духовной семинарии». «Угрешский сборник». И так далее, и так далее. Я хотел бы показать, вот, последние поступления в мою собственную библиотеку. «Труды Минской духовной академии». Только что я получил, очень интересный сборник. Каталог, учебный каталог Минской духовной академии. «Церковно-исторический альманах». Это только минчане делают, Минская духовная академия. Очень любопытный сборник «Социум и христианство». Ветхозаветные исследования в журнале «Скрижали». Это всё наши белорусские братья. Свежее «Православное книжное обозрение». Очень хороший журнал «Диакрисис» Московской духовной академии. Но мы не успеваем это смотреть. Потому что мы даже не знаем о существовании этих журналов. Каждая семинария, каждое учебное заведение издает свой журнал. На мой взгляд, ну, если примерно, я думаю, что это около 70—80-ти изданий. Часть этих журналов рассылается по библиотекам. Часть – просто развозится. Я вот встречался в Минске, разговаривал с ректором Минской духовной академии, отцом Сергием Акимовым. Я его спрашивал: «Отче, — я говорю, — а как вот ваши вот эти интересные журналы, как вы их распространяете?» Он говорит: «Ну, как, вот, я еду в Петербург, в Москву, в церковную аспирантуру, докторантуру, или Смоленскую семинарию, с которой я дружен, вот, я им раздаю». А дальше? А дальше никто не знает эту работу Минской духовной академии и Минской духовной семинарии, которая находится в Жировичах. Я считаю, что нужно создать общее пространство, где могли бы находиться и публиковаться все эти журналы. И лучшая площадка для этой работы, на мой взгляд, это как раз обновленный портал Богослов.RU. Если бы нам удалось на портале, новом, обновленном портале Богослов.RU объединить всё, что мы имеем в области научных церковных, богословских, исторических, культурных, искусствоведческих исследований, соединить на одной площадке, собрать это все вместе и систематизировать, тогда, таким образом, мы создали бы единую церковную наукометрическую систему. Что это такое. Существует так называемый РИНЦ – Российский индекс научного цитирования. Который рецензирует и составляет рейтинг авторов и изданий. Имеется замечательная, очень удобная для пользования наукометрическая система, которая принадлежит Московскому Государственному Университету имени Ломоносова. Она называется «Истина». Она находится в открытом доступе, вы можете зайти, посмотреть, как она устроена. Важное значение для понимания места и уровня того или иного автора имеет так называемый индекс Хирша. Этот индекс учитывает популярность автора, количество цитирований другими авторами этого ученого. И, таким образом, вырабатывается, там есть довольно сложная система, вырабатывается определенный индекс. Надо сказать, что среди членов нового редакционного совета портала Богослов.RU много ученых с достаточно высоким индексом Хирша. Для чего церкви вообще нужна своя наукометрическая система. Дело в том, что, если у нас нет своей рейтинговой системы, если у нас нет своей наукометрической системы, в церкви, в частности, и в России вообще, в принципе, то мы являемся и остаемся заложниками чужих метрических систем, чужих рейтинговых систем, и, в итоге, чужой мысли. Наша мысль, собственная, аутентичная, остается в плену. А нам совершенно необходима внутренняя церковная интеллектуальная солидарность. Мы должны знать работы друг друга. Мы должны видеть эти работы. Мы должны их обсуждать, рецензировать, анализировать. Без этого мы не сможем создать единое научное церковное пространство. Я бы предложил также здесь, на портале, помимо выкладывания журналов, которые я перечислял, далеко не все, публиковать и оставлять в открытом доступе все докторские, кандидатские, магистерские работы, которые защищаются в наших духовных школах. Кроме того, многие священники, многие миряне, православные ученые публикуются в светских изданиях. Например, существует очень интересный журнал, который называется «Тетради по консерватизму». И там публикуются наши священники. И белое духовенство, и черное духовенство, и миряне, и мирянки. Вряд ли кто-нибудь из вас знает, уважаемые зрители, но несколько лет назад, года три назад, вышел специализированный номер «Тетрадей по консерватизму», который был целиком, вот такой томище, целиком был посвящен анализу работ Святейшего Патриарха Кирилла. В научном внутрицерковном обороте этого журнала нет. Потому что он светский, и мы… нам он как бы не интересен, за гранью нашего церковного пространства. А это абсолютно неправильно. Существует издание Православное энциклопедия, которая уже в течение многих лет, том за томом, выпускает свои книжки. Вот, Православная энциклопедия является, на сегодняшний день, одним таким из ключевых факторов, из ключевых механизмов, который создает научное церковное пространство. Но одной Православной энциклопедии недостаточно. Хотя я знаю, потому что я являюсь секретарем одного из общественных попечительских советов Православной энциклопедии, я знаю, какая гигантская работа там проводится внутри. Я знаю, какое огромное количество времени Святейший Патриарх Кирилл уделяет продвижению, развитию, созданию вот этих томов Православной энциклопедии. Но повторю, этого недостаточно, для того чтобы создать вот эту единую церковную наукометрическую систему. Ее можно сделать на площадке как раз, повторю, портала Богослов.RU. Было бы полезным создать тематический каталог всех выходящих статей. Рубрицировать этот каталог по направлениям церковной мысли. Здесь, естественно, и теология, здесь история, здесь патрология, и так далее, и так далее. Было бы очень удобно этим пользоваться. Кроме того, очень важно рецензировать все научно-богословские издания, которые выходят в Русской православной церкви, и, может быть, основные западные богословские журналы. Хотя, надо отдать должное Богослову.RU, частично эта работа там делалась. Просто выбор журналов был тоже, так скажем, специфическим. Для этого, конечно, нужно иметь штат рецензентов. И вообще, вся эта работа – она требует определенного финансирования. Но дело в том, что финансирование выделялось на Богослов.RU. Просто нужно правильно, с умом использовать эти деньги, на пользу церкви, а не для продвижения определенных корпоративных… ну, корпоративных, в данном случае, я имею в виду, научно-религиозных интересов той или иной группы. И главное: всё это, всё, о чем я сегодня говорил, должны делать мы сами, здесь, внутри церкви, а не кто-то за нас. В 174-м выпуске нашей программы мы довольно подробно говорили и анализировали инициативу Владимира Путина о создании своей российской наукометрической системы, своих рейтингов, внутрироссийских рейтингов. Потому что от этого зависит суверенность нашей российской науки. Сегодня, к сожалению, наша российская наука во многом зависит от западных рейтинговых систем. Потому что эта система рейтингов ни что иное, как система манипулирования нашей наукой, система торможения развития нашей науки. Как ни парадоксально, самая свободная часть нашей науки – это ее закрытая часть, которая связана с оборонкой и безопасностью нашей страны. Военная наука развивается свободно именно потому, что она независима от западного контроля. На самом деле, в церковном преломлении ситуация точно такая же. Сегодня на нас идет давление с двух сторон. С одной стороны, католики и протестанты навязывают нам свою богословскую мысль, особенно в последние десятилетия протестантизм. А с другой стороны, идет давление такой секулярно-либеральной мысли. Поэтому мы не можем никак освободиться от этого. А делать это нам придется. Потому что, если мы не сделаем шаги в эту сторону, то мы будем останавливаться на месте. И, в этом смысле, создание редакционного совета на Богослове.RU – очень важный шаг в этом направлении. Именно поэтому я посвятил этому сегодня практически всю нашу программу. Нам нужно двигаться в сторону научного суверенитета России. Нам нужно двигаться в сторону научного, богословского суверенитета нашей церкви. Если нам удастся сделать из Богослова.RU точку сборки церковной научной мысли, то мы можем за достаточно короткое время создать научно-информационное, научно-метрическое, научно-интеллектуальное пространство нашей церкви, соединить его и солидаризировать. Именно поэтому я назвал создание редакционного совета обновленного портала Богослов.RU самым важным событием весны 2021-го года. На этом я с вами прощаюсь, до встречи через неделю, всего доброго.