Главная Блог

Главные задачи нового правительства

Новый состав правительства для многих оказался неожиданным. Это неполитическая команда, без явно выраженных идеологических предпочтений, без представителей явно выраженных финансово-представительных групп. О том, кто же все эти люди и какие главные задачи сегодня стоят перед ними, мы поговорили с председателем комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым и экономистом Олегом Сухаревым.

Сергей Гаврилов считает, что новое правительство является однородным: в нем присутствуют технократы, которые имеют сильный региональный и надзорный опыт. Они все настроены на жесткое исполнение задач.

Зная этих людей, я думаю, что задача состоит в том, чтобы успеть за год-полтора добиться таких результатов, которые продемонстрируют вымирающему и нищающему населению, которое смотрит каждый год на пухнущий бюджет <…>, на растущий слой олигархов, которые все более отрываются от народа, что страна нацелена на единство, на преодоление раскола, на формирование общенациональных задач <…> не только вовне, но и, прежде всего, внутри страны, — сказал Гаврилов.

Решение этих задач, по мнению Гаврилова, должны продемонстрировать всему миру, что Россия занимает национальные-консервативные позиции не только вовне страны.

Экономист Олег Сухарев в свою очередь полагает, что оценить правительство мы сможем только когда схлынет эйфория назначения и будут приняты первые решения.

Первое решение, в принципе состоялось. Это распоряжение Мишустина Силуанову осуществить поправки в бюджет: спроектировать их до 11 февраля и внести. Был бюджетный процесс всю осень, было принятие бюджета, а сейчас новое правительство осуществляет его коррекцию, — отмечает Сухарев.

Для себя Олег Сухарев особо отмечает назначение новой главы Минэкономразвития Максима Решетникова. «Это очень энергичный и деятельный человек, и, я надеюсь, он подтвердит это».

Сергей Гаврилов обратил внимание на назначение Андрея Белоусова первым вице-премьером: «Это прагматик с четкой ориентаций на сохранение традиционных ценностей, православный человек. И второе [важное для меня назначение] – это [сохранивший должность вице-премьера] Юрий Борисов – человек из директоров, который прошел очень высококонкурентную школу. Я думаю, что это два очень жестких государственника, прагматика. Два человека, не отягощенных идеологическими подходами, но которым, на мой взгляд, органично заниматься модернизацией и реиндустриализацией страны, а не акцентироваться на элементарных вещах».

Гаврилов также напомнил, что 22 января прошла процедура чистки аппарата правительства – мероприятие, которого давно не было. Своих постов лишились ведущие руководители департаментов и аппарата правительства. «Мишустину дан шанс на очень короткий срок – продемонстрировать всему народу реальные итоги. Если не получится, то, я думаю, может так сложиться, что у страны не будет второго шанса».

Главными задачами нового правительства эксперты назвали контроль и анализ сделанного, а также эффективную трату бюджетных средств.

Иерей Тимофей Чайкин

Как воспитать ребёнка в вере?

Что значит быть христианином в 21 веке и как соблюсти все предписания?”

Христианский взгляд на жизнь. Как этому научить детей?

Будучи затворником, он ока­зал глу­бо­кое вли­я­ние на ду­хов­ное воз­рож­де­ние об­ще­ства, а его “умная молитва” является

одной из самых важных. О ком идет речь?

НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — РОЖДЕСТВО ДЛЯ КАЖДОГО — ВЕРНЕМ ЖИЗНЬ ХРАМУ

Храм Вознесения Господня

Храм Вознесения Господня в городе Касли Челябинской области начал строится в 1842-м году по инициативе тогдашнего владельца Каслинского железоделательного и чугуноплавильного завода Льва Расторгуева. Рабочие завода добровольно отчисляли по рублю с каждой зарплаты вплоть до окончания возведения Вознесенского храма. Проект сделал екатеринбургский архитектор Ганс Христиан Сарториус. Он был промышленным архитектором, но видимо с большой душой подошёл к порученному ему делу и спроектировал пятикупольный храм с 56-ти метровой колокольней в византийском стиле. По своему неимоверному внутреннему объёму он напоминает Успенский собор Кремля, а абсолютно такие же солнцевидные чугунные плиты, как здесь, украшают пол московского храма Василия Блаженного. В 30-х годах прошлого столетия Вознесенский храм был зарыт и переоборудован в зернохранилище. В 1943-м году его вернули русской православной церкви. Последний раз частичный ремонт в Вознесенском храме делали 16 лет назад. Население Каслей теперь более 16 с половиной тысяч человек. Но градообразующее предприятие- машиностроительный завод- пришёл в упадок. И Вознесенский храм тоже. Отслоение штукатурки угрожает жизни прихожанам, поскольку её куски отваливаются и падают. В пределе Великомученика Харлампия необходимо срочно проводить большие работы по снятию штукатурки, а в Ильинском пределе – силами прихожан- они уже завершены, стоят леса и всё подготовлено к косметическому ремонту стен. Необходимо заменить окна, двери, вновь оштукатурить всё помещение и приступить к росписям. Работа по реставрации колоссальная, а у прихода нет денег, чтобы её продолжить. Мы обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой о посильном пожертвовании.

Номер карты Сбербанка настоятеля 5469 7200 1543 6450 Юрий Александрович Головкин.

ТЕПЛЫЙ САЛАТ С ПОМИДОРАМИ. ЩИ С ПШЕНОМ

Иран: центр угроз или святынь?

Может ли Иран сегодня стать центром глобальной войны? С начала года мы следим за грозным противостоянием США и Исламской Республики. А что такое современный Иран, что мы знаем об этой стране древних персидских сказок и новейших военных технологий? Значима ли там христианская традиция? И может ли Иран считаться нашим союзником?

ЦЕНА ЖИЗНИ — РАЗДРАЖИТЕЛИ — ТРИУМФ В ПАРИЖЕ

Борис Любимов прокомментировал назначение дочери главой Минкульта

2323830 21.11.2013 Ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Малого театра Борис Любимов выступает на вечере, посвященном 225-летию со дня рождения М.С. Щепкина, в доме-музее артиста. Сергей Пятаков / РИА Новости

Ректор высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов, комментируя назначение дочери министром культуры РФ, пожелал ей, чтобы у нее все получилось.

Я пока никак не отношусь [к назначению] – вот, увидел ее только по телевизору. Могу только сказать, что она не только кино любила, но и театр, музеи, литературу. Дай Бог, чтобы у нее все получилось, — сказал Любимов РИА Новости.

Президент России Владимир Путин во вторник назначил министром культуры РФ Ольгу Любимову, которая ранее занимала пост главы департамента кино Минкультуры.

Ольга Любимова работала в Информационном агентстве Русской Православной Церкви, создала более 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора и продюсера (трансляции cхождения Благодатного огня, фильмы о Святейшем Патриархе Алексии и др.). В 2015 году она стала советником департамента кинематографии Минкультуры России, но потом ненадолго снова ушла на  телевидение. С 2018 года Ольга Любимова окончательно перешла в Минкульт России в должности и.о. департамента кинематографии. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что Любимова – «плоть от плоти из отрасли».

Игумен Лука (Степанов)

Здравствуйте, дорогие друзья. В прямом эфире на телеканале «СПАС» программа «Прямая линия. Ответ священника» и я её ведущая — Екатерина Мацвей. И у нас сегодня удивительный гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря игумен Лука Степанов. Здравствуйте, батюшка.
Приветствую, Екатерина, приветствую, друзья. Ждём ваших вопросов.
Наши зрители задают всегда очень интересные вопросы, и, чтобы у Вас появилась такая возможность наверняка, я напомню, как вы сможете их нам задать. Вы можете нам позвонить по телефону: 8(495)6268183. Второй вариант: вы можете нам написать через мобильное приложение телеканала «СПАС», либо через любую соцсеть. Обязательно используйте хэштэг #ответсвященника, чтобы мы поскорей смогли найти ваш вопрос. И, конечно же, желанный и самый любимый наш способ — это видеосвязь, «Скайп». Вы можете нам позвонить: SPASOTVET — пишется слитно латинскими буквами. Вы видите его сейчас на ваших экранах. Мы очень хотим увидеть ваши лица, услышать ваши голоса, так что звоните, дозванивайтесь. И пока что, батюшка, у нас есть несколько вопросов очень интересных. От Юрия: «Почему у иконы Николая Чудотворца свечей гораздо больше, чем у образа Господа? Неужели прихожане Николая почитают больше, чем Христа?» Вот такая обида движет, наверно, Юрием.
Как же, Господь — Спаситель, Вседержитель. Матерь Божья — милостивая заступница, а Святитель Николай — Угодник. Угодником народ его назвал по изобилию любви своей, по причине того, что его ходатайством вразумление, наставление, даже обличение со стороны Господа бывают для нас в соответствии с нашими пожеланиями. «Накажи меня, Господи, обаче милостями и щедротами», — так молится псалмопевец Давид. Вот этими самыми милостями и щедротами и просит Святитель Николай нас вразумлять. Может, это очень нужно по жизни, и кажется, исполнись это, то будет наша вера крепче. Иногда это житейские нужды, заботы, касающиеся нашего телесного существования. Но Святитель тем и прославился, почему и получил наименование в народе русском — Угодник, что как раз скор на исполнение этих самых прошений. Как-то к нему запросто, что называется. Чистота Матери Божией ослепляет сердце нечистое, и кажется иногда недостойным приступание к Нему с дерзновением. Спаситель должен был бы быть более прогневан нами, чем умилостивлен. А вот Святитель Николай как-то по-братски: «Уж, давай, не оставь, подай, что необходимо». Так что, кажется, эти расположения в результате и воплощаются в свечечки многочисленные, но, самое главное, в искренние молитвы. Очень важно не забыть благодарить Бога за те благодеяния, которые по молитвам святителя Николая получаются.
Получается, что Господь скорее слышит Святителя Николая, чем наши молитвы, хотя те же самые просьбы. Правильно?
Нет, Господь всё слышит. Сам Дух ходатайствует за нас «воздыханиями неизглаголанными». Господь даже не нуждается слышать то, о чём мы взываем, ибо знает об этом прежде нашего воззвания. Но видите, всегда хорошо иметь ходатаев, и вступая в какие-нибудь царские преддверья, и зная, что где-то на среднем этапе царских коридоров есть знакомый с нами, а то и родственный нам человек, который походатайствует, который поможет, который представит наше ходатайство, то ободряется дух. Вот так и молитва святых, к которым мы прибегаем. Они подлинные друзья наши, многие из них — наши земляки, наши современники почти что; ХIX — XX век не так далеко. И житие отражает их подвиги, совершённые почти в том же образе жизни, какой и нам выдался. И поэтому ходатайство к ним — просто, оно кажется нам очень доступно. И доступность к Богу усиливает и наше к нему приступание, его дерзновение.
Спасибо, отец Лука. Следующий вопрос от Анны: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, о каких предвестниках последних времён говорил Христос? На что нужно обращать внимание, чтобы не пропустить их? И зачем люди едут к старцам? Что им не хватает в церковной жизни? Ведь для спасения в Церкви есть всё».
Я что-то сразу не припоминаю про провозвестников… Господь — сам провозвестник, вот знамение: его воскресение и создание Церкви. Пообещал он апостолам и исполнил Духа Святого, который то, что Он не возвестил, утвердит в церкви и наставит на всякую премудрость, необходимую для спасения человека. Конечно же, во времена последние в соответствии с эсхатологическим учением церковным, при приближении уже времён всемирного президента, гения зла — антихриста, конечно, будут и провозвестники второго пришествия. Масляные, чудные, которые посреди этого Вавилона всеобщего будут предвозвещать грядущее, уже скорое пришествие Спасителя и окончание мировой истории. Всегда церковь есть тот голос, который, людям возвещая о неизбежности грядущего всеобщего суда и окончании мировой истории, напоминает о необходимости покаяния. Тем более, что этот последний час для каждого неизвестно, когда наступит. Понятно, что человечество ещё какое-то время будет существовать. Мы видим ещё несбывшимися многие указания Господни, Священного Писания в отношении окончания мировой истории. Но история всякого человека кратка и висит на ниточке его земного дыхания, которое вот-вот прекратится. И поэтому хорошо помнить каждому о финале общей жизни человечества, понимая, что твой собственный исход из временной жизни тебя тотчас поставляет на пороге этой вечной жизни.
А почему так случилось, что во все времена ждали антихриста? Даже апостолы уже считали, что доживут до второго пришествия Христа. И сейчас многие батюшки, даже на «СПАСЕ», говорят, что, в принципе, мы по всем показателям, похоже, живём в последние времена. Как Вы считаете?
Больше батюшек опытных говорят, что предпоследние.
Предпоследние.
В отношении антихристов, это святой апостол евангелист Иоанн Богослов тут уж всех наставил несомненно и определённо о том, что неизбежно пришествие того самого зверя, по причине отсутствия в нём положительных нравственных качеств, как он именуется в Священном Писании и пророчествах. Но антихристи мнози, то есть те, кто своё личностное право свободного выбора употребляют для богопротивления. А при этом им ещё попущено иметь некую власть, великую или среднюю, над людьми. Так что величие их злодейства измеряется не только собственной погибелью, но и массами людей, которые их ложью совращаются в погибель.
Батюшка, а вот вопрос о старцах. Действительно, почему к ним люди ездят? И есть ли сейчас истинные старцы, с Вашей точки зрения?
Всякое сердце чистое, пастырское, которое молится, которое служит у престола Божьего, оно имеет благодать о кормлении паствы. А вот особо одарённые те, кто более других просты в евангельской вере своей, более других пострадали. Как-то так не даётся, насколько замечалось из рассказов самих духоносных людей о себе, не даётся без великих страданий и скорбей этот дар особой причастности к путям промысла Божьего. Такое определение даётся в одном из недавно вышедших и широко популярных книг: старцы — это те, кому по причине их чистоты сердечной, совершенной преданности Господу, дана некоторая причастность к путям промысла Божьего. Мы не знаем, что из чего выйдет, а они некоторым образом не то, что догадываются, а как-то чуют в связи со своим чувством правды.
Но надо ли нам, мирянам, искать общения с такими старцами? Искать их на широком пространстве нашей Родины.
Смотря какая нужда. Я в этом какой-то особой потребности, имея духовника, никогда особо не чувствовал. Хотя Господь меня чудесным и милостивным образом свёл с некоторыми светлейшими личностями, которых я лобызал нозе, руце и просил о молитвах обо мне, недостойном и грешном. Но сказать, что: «Вот я тебя нашёл, скажи мне теперь, прореки, что будет мне напоследок», — такой потребности не было. Поскольку то, что я сказал вначале о кормлении нашего приходского батюшки, как раз и носит характер достаточного всего необходимого для твоего собственного спасения.
То есть мы не должны искать их советов, и для спасения это не необходимо?
Не является таким, если не найдёшь старца какого, запечатленного семью печатями, то и не спасёшься. Это не является каким-то противопоставлением делу нашей обыденной, занудной приходской жизни, а вот есть настоящая духовная жизнь, до неё ты пойди доскочи. Расшифруй из какого-то нечленораздельного щебетания юродивого, который что-то тебе только по-настоящему правду и откроет. Вся простота настоящей правды — у креста, в Евангелие, в прощении наших грехов, в приобщении к телу и крови Господней. Поэтому какая-то есть даже форма расстройства духовного — это метание по старцам, изыскания их. Пренебрежение либо батюшкой, либо, который не славится, он прозóрливый, прозорли́вый, прóзорливый, да никакой. А кто он тогда, зачем он?
Спасибо большое, Отец Лука. Мы вынуждены ненадолго прерваться, и совсем скоро мы продолжим отвечать на ваши вопросы, оставайтесь на телеканале «СПАС».
«Пряма линия. Ответ священника», мы продолжаем. Батюшка, у нас есть звонок, давайте поговорим с нашим телезрителем. Мы Вас слушаем, Вы в эфире.
Здравствуйте.
Представьтесь, пожалуйста.
Меня зовут Таисия. А батюшку как зовут?
Отец Лука Степанов. Мы Вас слушаем, задавайте свой вопрос.
Я Вас очень часто вижу в эфире, я очень восхищаюсь Вами, что у Вас много детей. В общем, вопрос мой: я, когда читаю последование ко Причастию, этот абзац Богородичен: «Земле благая, Благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру…»
Не совсем понятно, что такое класс прозябший?
«…сподоби мя Сей ядуща спастися». Объясните. Ещё хотела спросить, вот эти Пяточисленные молитвы надо каждый день читать или как?
Спасибо, Раиса. Чувствуется, с какой любовью и умилением Вы читаете молитвы Пресвятой Богородице и рекомендованные святителем Димитрием Ростовским Пяточисленные молитвы. Некоторое неосновательное знакомство Ваше с церковно-славянским языком затрудняет Ваше понимание этого стиха: «Клас прозябший неоранный и спасительный миру». Класс — это колос, колосок. А прозябший значит «возрастившая». Неоранный значит «невозделанный». Она, будучи девой, не познавшей мужа, как земля невинная и чистая, произвела колос, семя приняв от Духа Святого, а не от мужчины. Поэтому Земля невозделанная, никто её не вскапывал как бы по образу супружеского единения ради зачатия и чадородия. Поэтому именуется этой землёй благодатной невозделанной, но, тем не менее, процветший, прорастивший колос всеобщего спасения, зерно которого стало для нас хлебом жизни вечной, телом Господа нашего Иисуса Христа. А святитель Дмитрий Ростовский, замечательный учитель Церкви русской, в своё время для своих духовных чад написал некоторое последование для каждодневного чтения, состоящее из определённых молитв, поклонов, обращений ко Господу, Богородице. И рекомендовал своим духовным чадам выполнять это правило ежедневно. И даже с таким довольно строгим указанием: не оставлять это небольшое правильце. Надо сказать, святитель Феофан также был солидарен с этим мнением, что небольшое молитвенное правильце, только разное. Необязательно такое, как советовал святитель Димитрий. Например, уже в последние времена в русской Церкви утвердилось последование утренних и вечерних молитв — совсем недолгое, но, конечно же, крайне желательное к ежедневному употреблению. И в этом постоянстве — залог будущего спасения. Поэтому и рекомендация святителя Димитрия несколько категоричная, что надо обязательно читать каждый день, иначе душа в опасности. Не дóлжно прилагать именно к этому последованию, но и к другим всеобщим, уже общепринятым в церкви молитвенным правилам, конечно же, как настоятельная рекомендация, молитвенное пожелание наше святителя Димитрия, так и относиться. И поэтому по возможности читать. Но сделать для себя его обязательным вместо всех других последований было бы не совсем правильно, поскольку это всё-таки одна из частных таких рекомендаций.
У нас есть ещё один звонок из Челябинска. Здравствуйте, Вы в эфире.
Здравствуйте, батюшка Лука, здравствуйте, ведущая.
Приветствую.
У меня такой вопрос: так случилось, что мой крестник стал моим зятем, и могу ли я стать крёстной своим внукам?
Да, мы на этот вопрос нередко отвечаем. Вы знаете, родственники по своему телесному родству неизбежно призваны заботиться о духовном воспитании ребёнка, в том числе внука. И церковь призывает именно человека из вашего родства, из прихода, православного христианина, если речь идёт о мальчике; христианку, если речь идёт о девочке. И они как раз призываются в семью уже в качестве такого блюстителя со стороны Церкви о церковном воспитании ребёночка. Поэтому теоретически препятствий нет, можете и Вы наречься крёстной, но это будет формальная такая Ваша роль, дополнение к бабушкинским обязанностям. А я всё-таки советую Вам поискать среди круга Ваших знакомых верующих людей, церковных людей, того, кто вот таким духовным образом породнится с Вашей семьёй, взяв на себя перед Церковью обязанности духовного попечения о воспитании в православии новорожденных.
Спасибо, Отец Лука. Вопрос от Ларисы: «Здравствуйте, как церковь относится к жизненно необходимой пересадке органа, ведь орган берётся от умершего человека?»
Церковь — не враг, никаким жизненно необходимым действиям… Не от мёртвого — мёртвый орган уже не может быть приращён к живому человеку, слишком быстрые в естестве человеческом процессы разложения, особенно во внутренних органах. Поэтому сказать, что это совсем недопустимое дело, нельзя, потому что человеку умершему, умирающему или уже умершему, уже не нужен этот орган. И если благодаря достижениям техники и медицинского искусства, он может послужить живому для продолжения его земной жизни, для дела покаяния, для служения Матери-Церкви, для спасения вечности, то мы продлевать земную жизнь крайне заинтересованы. Об этом и многие молились в Священном Писании Ветхого и Нового Завета: «Продли, Господи, дни жизни нашей, дашь нам врачевство от недугов наших». Именно на время покаяния нужно, на время послужить Господу ради собственного вечного спасения. Поэтому эти средства медицинские, и в том числе упомянутые Вами, хороши, разумеется, если они не производятся с какими-то убийственным и беззаконными действиями в отношении живых людей или тех, здоровье которых ещё можно было бы сохранить в наше страшное время. И в некоторых кровавых и горячих точках человечества видим сейчас и слышим ужасные повествования о том, что ещё люди, которые не только могли быть спасены, но и даже ещё живущие, подобные операции совершаются. Вот это уже, конечно, трагедия, никаким образом это поощрять или благословлять невозможно.
Спасибо, батюшка. Марина пишет: «Муж говорит, что разлюбил, и хочет уходить. Мы в браке 12 лет и венчаны. Я пережить это не смогу. Что же делать?»
Сможете. Надо будет, во-первых, помолиться, чтобы сохранился ваш союз благословенный. Конечно, 12 лет назад, наверное, было у вас единомыслие, когда Вы выбирали себе спутника жизни, а он выбрал Вас, то Вы чувствовали себя счастливым человеком. Что изменилось? Человек разрушает венчанный союз, берёт на себя ответственность за попрание вашей домашней святыни, объединяющей вас и ходатайствующей о спасении Вас обоих. Он не хочет спастись. Дело в том, что он не Вас бросает — он свои обеты христианские попирает. Поэтому Вам не время унывать и отчаиваться, Вам не время говорить страшные слова: «Я не переживу, мне такая жизнь не нужна». На Ваших глазах разыгрывается трагедия гораздо больше, чем просто пресекание привычных для Вас семейных, добрых отношений, а его погибель в вечности, быть может, если не покается. Поэтому Вам надо не уподобляться тоже безрассудной женщине — «похули Бога и умри». Как некогда жена Иова Многострадального сказала: «Оставаться для него пристанью спасения, в которую он сможет вернуться, когда покается». Поэтому берегите свою чистоту душевную, берегите свои обеты христианские. О детках не упоминается, но детей воспитывайте в вере, ожидая и молясь о покаянии своего, очевидно, заблудшего избранника.
Батюшка, а само понятие «разлюбил» может быть сказано христианином? Или всё-таки любовь для христианина — это такой выбор жизненный?
Христианин и ангел — это ещё разные вещи. Когда Вы говорите о христианине, как о святом, которому, в принципе, свойственно всех любить и никого не разлюбливать. Если Вы говорите о мужчине в самом расцвете сил, который сначала увлёкся, а потом переменился.
Речь идёт о страстном.
Разумеется. И он же не говорит, что «я не вижу в тебе жену, мать моих детей». Он говорит: «Меня другая привлекает красотка, а тебе уже не буду врать, что ты мне дорога, когда ты мне не дорога. Мне дороже другая». Понятно, в этом есть цинизм, в этом есть надмение, в этом есть эгоизм, прежде всего. Понятно, что не только язычники страдают вот этими страстными заболеваниями: болезнью или пожаром любви в душе своей, именуя в данном случае любовью как раз своё страстное увлечение, плодом которого является попрание своих обетов венчания и обетов христианских. Поэтому, конечно, всякое бывает, но это, очевидно, катастрофа, падение. Это признак того, что человек нуждается в сугубых молитвах и жалости к нему, сострадании, вразумлении, конечно. Господь не оставит без вразумления. Конечно же, у человека не должно быть ни злорадства, никакой гадливости. Особенно у священника, конечно. А только сострадание к этим несостоявшимся мужьям, папашам, бросающим своих детей. И это катастрофа папаши. Понятно, что у детей от этого немало, быть может, будет ещё скорбей. Трудностей впереди привносит в жизнь своей семьи, бывшей семьи, конечно, новые скорби беглец. Но основная катастрофа разыгрывается, конечно, на поле боя — его собственного сердца, где он оказывается тяжело контуженным, а то и вовсе убитым.
Спасибо большое, отец Лука. Марина, помоги Вам Господи, дай Вам Бог терпения, и просто держитесь. Правда, переживите эту трагедию в Вашей жизни. Мы Вам очень сочувствуем. Сейчас у нас есть звонок, нам дозвонились в «Скайпе». Здравствуйте, вы в эфире.
Приветствуем Вас!
Я уже звонила, я задавала вопрос. Просто хочу, чтобы вы за меня помолились. У меня рак крови, у меня острый миелобластный лейкоз. Я болею с 18-го года, с мая месяца. У меня в этом месяце будет 19-я химиотерапия.
Вы так хорошо выглядите, Раиса! Помоги Вам Господи! Для 19-й химиотерапии.
У меня только из-за химиотерапии зубы все посыпались. А так вроде ничего, слава Богу. Это мне Бог помогает!
Раиса, дорогая, да укрепит Вас Господь! Пожалуйста, не ленитесь почаще призывать батюшку из ближайшего храма, чтобы причащаться, исповедоваться почаще. Эта благодать, сопровождающая Вашу борьбу с болезнью, будет и веселить Ваше сердце, и просвещать ум, и в телесном отношении тоже укреплять, как необходимо для того, чтобы, всё преодолев, остаться верной Христу и душой спасающейся.
Отец Лука, мне Бог даёт, я сама хожу в храм, сама, своими ногами.
Дай Бог Вам и совершенного исцеления!
Давайте помолимся за Раису вместе с нашими телезрителями. Действительно, помоги Вам Господь!
И ещё секундочку только, выслушайте меня. Я так благодарна Богу, что он мне даёт своими ногами ходить, потому что у нас в больнице некоторые с первой химиотерапии ложатся в памперсы. Я за каждый прожитый день благодарю его! Только Богу я благодарна за то, что я хожу своими ногами.
Да приумножит Господь свою благодать с Вами! Мы Вам очень признательны за такой звонок, за Ваше доброе слово! Мне кажется, оно ни одного из наших зрителей не оставит равнодушным, и укрепит Ваш добрый пример каждого в его собственном жизненном подвиге. Храни Вас Господь! Молимся сердечно о Вашем здравии и благоденствии.
Раиса, спасибо Вам за звонок, спасибо огромное! На Вашем лице правда отражается божественная благодать. До слёз трогательно! Такое укрепление нашим зрителям! А мы сейчас уходим на паузу, дорогие друзья, оставайтесь с нами.
«Прямая линия. Ответ священника». Мы продолжаем. Нам дозвонилась Галина, мне подсказывают. Галина, Вы в эфире, здравствуйте. К сожалению, срывается звонок. Продолжим тогда по сообщениям. Татьяна пишет нам: «Подскажите, пожалуйста, многие люди ходят в церковь, ставят свечи. Некоторые ходят и на исповедь, и причастие и называют себя воцерковлёнными, — или воцеркóвленными, как сейчас правильно говорить. — А Евангелие и молитвы читают не всегда, говоря, что времени не хватает. Вопрос в следующем: как правильно должны жить воцерковленные люди?»
То, что Вы описали — три стадии. Только забежал, как говорит Феофан Затворник, поставил свечечку и побежал по делам: «Пускай свеча молится». Есть более продвинутые, которые ещё иногда пользуются великими благами церковных таинств: исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. И, наконец, третья часть (по Вашей иерархии, вероятно, самые совершенные) — это домашние молитвы и чтение Евангелия. Я думаю, что много в Вашем наблюдении основательного. Вы правы, что, конечно же, принадлежность наша к Церкви определяется не только крещением, как, к сожалению, иногда этим ограничивалась церковность некоторых людей — только принятием крещения. Дав обеты крещения, они дезертировали, не приложив к их крещению христианскую жизнь. Это, конечно, жалкое и несчастное положение вероотступников, хотя именующих себя христианами и, может быть, даже успевших себе на грудь крестик повесить, но дальше жить жизнью Церкви не захотевшие. Конечно же, именно таинства Матери-Церкви, которые доступны только крещёному, и делают нас живыми её частями, живыми членами Церкви. Поскольку Церковь наша свята, то мы принадлежим к ней тогда, когда освящаемся. Наше вхождение в Церковь — крещение; а вот дальше исповедь, причастие, если избираем спутника жизни, венчание — это и есть наше освящение, которым мы и приобщаемся к этому вечно живому церковному союзу, таким образом, и ко Христу самому, ко всей Пресвятой Троице, к жизни благодатной в Боге. Конечно же, она неотделима и от молитвенного труда. Вы же не будете причащаться и каяться без молитвы. Само покаяние есть молитва кающегося. Само чтение Евангелия, конечно же, является совершенно необходимым для всякого христианина ежедневным делом. То, что об этом многие забывают — давайте напоминать друг другу. Ум христианина должен плавать в словах Священного Писания Нового Завета. Это источник самых свежих новостей — Новый Завет. Не в «Ньюс оф зе Ворлд», а в Новом Завете. Особенно в том чтении, которое на сегодняшний день полагается в церкви православной. Как раз для тебя самая важная информация по жизни: и внутренней, и внешней. Поэтому, конечно, все эти этапы христианину надлежит в своей жизни сочетать.
Как можно чаще, да?
Конечно.
И исповедь, и причастие возможны чаще. Они и делают тебя всегда освящённым, всегда приобщённым к церковной жизни.
Спасибо большое за ответ, батюшка. Мы очень рады, когда нам дозваниваются наши телезрители. Татьяна из Барнаула нам позвонила. Здравствуйте, Вы в эфире.
Здравствуйте.
Приветствуем, Татьяна.
Задавайте свой вопрос.
Здравствуйте, я вчера была вынуждена усыпить свою старую собачку. У неё открылась прободная язва. И грех было её усыплять, но куда уходят их души? И как за них правильно молиться? Будьте добры.
Речь о собачке? Страдающей?
Спасибо большое, да. Дело в том, что пришлось усыпить собачку. Грех ли это? И как за неё молиться? Куда попадёт душа?
Нет-нет, это милосердие. Это милосердие. Вы понимаете, как говорил преподобный старец Паисий Святогорец, «животные смотрят на человека, как человек смотрит на Бога». И если у человека, кроме земных благ, есть ещё обетование благ вечных, то блага животных ограничиваются только теми благами, которые устраивает для него человек или лишает. Как говорит Священное Писание Ветхого Завета, «душа их — в крови их». То есть, пока живо животное, оно и некоторым образом одушевлено, и имеет в том числе и чувства, которые нас иногда делают так к ним привязанными, потому что и живая радость, и изъявление верности, и всякие знаки огорчения в животных так непосредственны, как у детей. Поэтому люди действительно так прикипают к домашним друзьям своим четвероногим, что потом переживают расставание с ними, приравнивая скорбь смерти животного с человеческим исходом. Это не совсем справедливо. Мы должны облегчать страдания животных. В том числе, если для человека его предсмертные страдания есть дело промысла Божьего, содействующего совершенному очищению его души, то животные страдания ни к чему не нужны. Это животному ничего не прибавит в отношении вечной участи, которой нет у животных — персональной, личностной. А для нас только сострадание и невозможность равнодушно смотреть на эти муки животного. Поэтому усыпление — вполне законное дело милосердия, которое в отношении своего младшего и, тем не менее, дорогого друга Вы могли совершить.
Отец Лука, но всё-таки, если у животного нет души, то, получается, когда оно умирает, мы за него молимся, уже нет смысла, правильно, молиться, если вместе с кровью погибла душа?
Не нет души, а эта душа не является лично бессмертной, потому что всё-таки надо различать сотворение человека с его дыханием Духа Святого, ему преподанного, и образом и подобием Божьим, по которым он создан, и вечного с Богом сопребывания, которое ему предназначено. А животные…
Будет ли смысл молиться за него после смерти?
Конечно же, нет. А что, со святыми упокой? Как молиться? О чём молиться? Конечно, благодарим Бога за то, что он создал, в том числе, эту бессловесную, но такую милую тварь, которая служила нам, и веселила, и в чём-то утешала. Нельзя смотреть на собак без слёз умиления, благодарности, на собак-поводырей со слепыми своими хозяевами, иногда жертвенно служащих в других аспектах своим хозяевам животных. Но надо понимать, что это промысел Божий, таким образом и с помощью этих животных украшающий и благоустраивающий жизнь человека.
Батюшка, всё-таки, чтобы полностью раскрыть этот вопрос: если животное рядом с тобой, например, страдает, болеет, за него можно молиться, пока оно живо?
Нет, мы молимся Господу об облегчении страданий всякой твари. Апостол Павел заметил, что вся тварь совокупно страдает и мучается, вздыхает, «ожидая откровения сынов Божьих». То есть, когда у человека всё в порядке на душе, и он сам благодарно и благоговейно к Господу настроен, то и окружающая его тварь тоже в связи с этим, отражая как бы достоинства и благоустроение человека, тоже как-то благоустраивается. Поэтому человек, конечно, может молиться об благоустройстве — у нас ведь целый молебен есть по установлению недавних времён о творении Божьем, о том, как мы просим Бога. Содержание этого молебна в том, что мы обращаемся к Господу с молитвами о сохранении творения, им так премудро устроенного, о том, чтобы люди были вразумляемы и сохраняемы от разорения, от принесения разорения в природу, от страданий животных. Поэтому, конечно, можно и нужно молиться Богу о том, чтобы и твари рядом с нами было хорошо.
Спасибо большое, батюшка. Вопрос от Никиты: «Здравствуйте! Занимаюсь археологией, и я сталкивался с темой коллекционирования икон и крестиков. Бывает, когда они продаются между коллекционерами. Я не понимаю, почему это грех? Ведь они же попадают в руки тех, кто ценит и наслаждается их красотой. Ответьте, пожалуйста, пишу уже третий раз».
Предназначение бывает некоторых изделий сакральное, а бывает бытовое. Если Вы имеете в виду нательные крестики, иконы или иконки, то они предназначения всё-таки сакрального: чтобы перед иконами молились, чтоб крест нательный или наперсный (если он священнический) был бы на своём месте. В этом смысле, становясь предметом обмена, продажи, филателии, коллекционирования, конечно же, находясь где-то, может быть, и не запылённых полочках вашего музея домашнего, эти освящённые предметы всё-таки не выполняют своего предназначения, равно как и иконы в музеях. Прекрасное решение, когда музейный уровень охраны обеспечивается иконам нашим бесценным, находящимся в храмах нашей Русской православной церкви: Третьяковской, например, ещё какой-то. Это хорошо, когда возможны и молитвы перед иконами, сколько бы ни было ей веков, а при этом поддерживаются и необходимые для её сохранности температуры и так далее.
Получается, грех в том, что ты препятствуешь прямой функции выполняться этого предмета, сакральной?
Да, да. Тем более, эта функция сакральная.
А если это старинный предмет? Действительно, археологическая раскопка? Никто не будет носить уже этот нательный крестик или священнический крест.
Конечно, вполне возможно его с благоговением хранить. У многих возникает вопрос: крестильный крестик был, теперь мне подарили другой, куда девать крестильный? Конечно, в таком случае, можно либо кому-то подарить, либо кого-то им порадовать.
Но продавать нельзя? Переплавлять металл, например?
Ради чего? Ради металла? Сдавать в утиль? Странное какое-то отношение было бы к своему крестильному крестику. Вполне можно прикрепить к иконочке или где-то в своём красном уголочке и оставить на молитвенную память, иногда целуя его, прикладываясь к нему, как к крестику, который тебе, кроме всего прочего, дорог как память о твоём дне крещения. При этом суеверие о том, что нельзя дарить крестики или, собственно, получить какое-то возмездие, если ты заинтересован в нём, продаёшь его… Это как суеверие и надо рассматривать. Конечно, всякое возможно. Всё-таки для изготовления крестика употребляется какой-то труд, поэтому ничего нет…
Для раскопок тоже, получается.
Вот Вы всё с древним что-то думаете, да?
Так у нас автор вопроса — археолог.
Да, если носить не будут, то, конечно, как-то благоговейно. Если Вы сами христианин, то Вам будет как-то неуютно, если святыня где-то находится между другими раритетами, не святыми. Конечно, естественно, тогда её хранить там, где иконочки, там, где красный угол, в общем, оставляя её предметом поклонения, а не просто рассматривания.
Любования, да. Спасибо большое, батюшка. Мы ненадолго прервёмся. Дорогие друзья, оставайтесь с нами.
Мы продолжаем. Отец Лука, вопрос от Юрия: «Здравствуйте, батюшка, у меня такой вопрос, я не совсем могу понять: на современном этапе развития медицины люди стали жить дольше по сравнению, например, с XIX веком, наука не стоит на месте. Так что, получается, что Господь отдал частично нашу жизнь в руки медицины?»
Дольше — это не значит, что спасительно. Сама по себе длина жизни не обеспечивает принадлежности и причастности к вечности после её завершения. А для Бога один день — как тысяча лет, и тысяча лет — как один день. Так что не столько длиной жизни, сколько её качеством ценится она, прежде всего. Но в отношении миссии врача, тут, конечно, никаких недоумений у нас нет. «Сын мой, не стесняйся ходить к врачу, ибо он от Бога», — это ещё относится к ветхозаветным премудростям. И Луку-апостола апостол Павел называет «врачом возлюбленным». И деятельность лекаря, благословлённая Богом, есть у нас, и молитвенные последования и об исцелении, и об успешной операции, где молимся мы перед операцией. Кстати, не все об этом знают. И это хорошо заказывать в храмах, и прежде, чем ляжет человек на операцию, помолиться вместе со своим священником приходским такими словами: «Управи, Господи, руку и ум раба Твоего лекаря, да нужную хирургию сотворит благополучно во исцеление раба Божьего/рабы Божьей такой-то». Так что то, что привносит в нашу жизнь медицина (продление наших земных лет) — конечно, это благодеяние Божие, по его устроению и усмотрению. Как правило, это продление жизни как раз и нужно слегка заторможенному в отношении спасения человечеству, поскольку даже и до 70, и до 80 ещё остаются шансы покаяться хотя в единонадесятый час дня жизни своей. Конечно же, когда страсти уже ослабевают, когда уже нечем гордиться — «только немощами своими», как говорил Павел, — тогда удобнее смириться, поэтому я думаю, что вот это замеченное Вами продолжение жизни в наше время, в XXI веке, как раз с тем и связано, что немногие в юности и в среднем возрасте получают в сердце своём залог вечной жизни, своё покаяние, исповедание Пресвятой Троицы. Господь с помощью врачей продлевает дни земной жизни, чтобы человек не только покаялся, но ещё и принёс плоды покаяния.
Спасибо большое, батюшка. Вопрос от Марины: «Святой преподобный Серафим Саровский говорил, что „лишь только ради Христа делаемое добро приносит нам плоды Святого Духа“. Разъясните, пожалуйста».
Вы знаете, бывает, не то важно, что ты делаешь, и даже не то, как ты делаешь, а то, во имя чего ты делаешь. Доказательство — слова Господа. Будут двое, на одном поле работающие: один берётся во сретение Господу, другой оставляется (это речь о последнем часе бытия человечества); двое в одних жерновах мелют (то есть одним делом занимаются): один берётся, другой оставляется.
То есть разница в намерении?
Более того, на одном ложе родственники: один берётся, другой оставляется. То есть, расположение сердца разное было у людей, на одном ложе находящихся. Так что, действительно, сверхважно то, ради чего мы совершаем что-либо. Ясно, что можно и благотворить с коварными и корыстными намерениями какой-то своей земной славы, иные и другим чем, может быть, благочестивым склонны отличиться для того, чтобы потом эти свои заслуги благочестивые перенести, переработать в какую-то для себя же, как им кажется, земную пользу: земную ли славу, благополучие, богатство. Тогда, конечно же, это лукавство, некоторое раздвоение личности. От Господа не может ускользнуть. Таким образом, безблагодатным остается иногда очень бурная деятельность, которая не в Духе Христовом совершается.
Всё-таки применительно к нашей современной жизни. Например, кто-то просит у тебя милостыню. Надо ли вспомнить слова Серафима Саровского и сказать «Во славу Божию»? Или, например, подумать об этом? Или это и так понятно?
Кажется, все святые говорили: подавай милостыню с милостивым расположением. Не откупайся от занудливого просителя, а гораздо важнее, быть может, и приятное выражение лица, и сердечная молитва о страждущем, который у тебя и спрашивает что-либо. Так что неизбежно надо искать расположение. Есть другая мудрость, которая связана с прибавлением самого расположения тогда, когда ты делаешь дела. «Делай дела любви, и даст тебе Бог любовь». Но это искреннее желание угодить Богу, сознавая своё некоторое нерасположение пока что в высоких чувствах. Но «делай дела любви, и Господь, как благодать, подаст тебе и свою любовь». А вместе с этим даром ты будешь и обретателем этой великой благодати, когда уже по расположению своему, а не как по рабской необходимости будешь делать дела Божьи.
Спасибо, Отец Лука. Давайте ответим Валентине из Владивостока. Здравствуйте, Валентина, Вы в эфире.
Здравствуйте, батюшка! Здравствуйте, ведущая!
Здравствуйте.
У меня вот такой вопрос. Я на Крещение набрала воду, а крещенская — другая вода. Что теперь с предыдущей делать этой водой?
Крещенской или святой просто?
Крещенской. Окрещённая в церкви.
Мы поняли Ваш вопрос, спасибо большое, Валентина. Вы не расслышали, да, батюшка? Осталась крещенская вода с прошлого года. И что делать теперь с ней, если есть уже свежая, новая, набранная вода?
Ну, смотря, сколько её литров осталось. Если матушка запаслась на долгие времена, а теперь не знает, что делать… Серьёзная забота. Если осталось полбутылочки, так её во славу Божию потребить, чтобы уже любоваться и благоговейно принимать воду, освящённую в этом году. А если уж её, действительно, бесконечно много, и не с кем поделиться, а бывает… Что посуды нет, или какие трудности препятствуют теперь…
Ну, она не теряет свою силу, она всё ещё крещенская.
Ну, крещенская.
Её можно смешать с новой, например, и потреблять.
Она всегда крещенская.
Да.
Поэтому другое дело, да, что какая-то происходит по разным причинам вдруг уже непригодность этой воды для потребления, тогда по мне благочестиво куда-то в источники вод…
Цветочек полить можно, да?
Там, где непопираемое место: будь это где-то в лесу, саду, где не гадят какие-то проходящие животные, где не топчутся люди. Как-то вернуть воду в тот круговорот, который ей свойственен в природе. Совсем не грешно, когда Вы чувствуете необходимость… Уже нет возможности выпить такой объём, который Вы запасли. Но в следующий раз берите более-менее сообразно со своими потребностями в этом году, чтобы не оставалось вот этого ненужного для Вас большого количества воды.
Батюшка, скажите, пожалуйста. Возвращаясь к предыдущему вопросу. Получается, что, если люди, действительно, занимаются благотворительностью, но не верят в Бога. Они многим людям спасли жизни, помогли, излечили от болезней. Есть такие известные филантропы. Неужели Господь не учтёт это их благое, доброе дело, если оно не во славу Божью было сделано?
Ну, Господь ведь не нуждается в наших комментариях и разъяснениях. Обрати внимание, Господь Бог наш, этот действительно хороший. Язычник, что-то доброе в его жизни было. «Господь, — как говорит Феофан Затворник, — настроен всех миловать и миловать, лишь бы дал человек хоть какой повод». И, как правило, те люди, которые вполне искренне и бескорыстно к чему-то доброму расположены, не остаются и без тайных внушений от Господа и бывают сориентированы к тому, чтобы в жизни своей встретиться с ним как раз посредством церковной жизни, воцерковления, крещения. Поэтому Господь милость к таковым людям проявляет, прежде всего, в том, что они дни земной жизни своей употребляют на то, чтобы найти истину, если именно к ней расположено сердце их, и они ради неё совершают свои добрые дела. Ну, а если это нечто, сделанное вне закона, и совесть их не обременяется отсутствием в их жизни Христа-Спасителя, потому что они, может быть, бесконечно далеко от него где-то живут, то апостол Павел тут нам сообщает некоторые утешения, говоря о том, что «кто вне закона согрешил, по закону совести и судимы будут». У Господа есть милость ко всякой своей свободной разумной твари, и в том числе среди тех, кто не входит в число спасающихся по признаку своей принадлежности к православной церкви. И к ним Господь может являть свою милость, но только для нас она не ясна, не благонадёжна. Феофан Затворник даже говорил в отношении католиков, которые, разумеется, не составляют с нами единую церковь, но тем не менее христиане: «Не знаю, спасутся ли католики. Я знаю, что я без православия погибну». То есть, кому много дано, с того много и спросится. Так что и нам с вами в отношении меценатов и каких-то альтруистов, языческого мира можно и поучиться этой стороне их жизни, но при этом мы страшимся разорения главного богатства — богатства благодати Божьей уже в собственном сердце. И поэтому не можем позавидовать участи человека, лишённого при жизни Божьей благодати.
Батюшка, давайте посоветуем что-нибудь Ларисе, она написала нам целое письмо. «Я стала ходить в церковь недавно, после смерти мужа, с которым счастливо прожила в браке 36 лет. Сейчас я только учусь быть православной христианкой, только учусь молиться. Исповедовалась и причащалась несколько раз, но не могу справиться с главным своим грехом — гнев, ненависть, желание отмщения бывшему зятю, который много плохого сделал моей дочери. Ещё не дал покрестить внука, сказал, когда он вырастет, пусть сам выберет веру. Что мне нужно читать? Какие молитвы, чтобы в моём сердце что-то произошло, и я смогла бы его простить?»
Лариса, конечно же, «Господи, помилуй, Господи, прости». Это всё-таки выбор Вашей дочери. Хотя говорят некоторые дочери: «Ну, знаете ли». — «Ну, ты же сама его выбрала». — «Да, сама выбрала. Ну, я дура тогда была». — «Да, ты дура была, а он-то тебя, дуру, взял». Я имею в виду то, что их союз, который приносит Вам столько страданий… Или зять уже бывший?
Уже бывший, да.
Вот, конечно же, следствие определённого выбора Вашей дочери, которую Вы воспитали. Поэтому недостаток её разборчивости очень удобно приписать себе, воспитателю, родителю. «Прости меня, Господи, что не смогла я таким образом воспитать или просветить, показать пример своей собственной дочери, чтобы её выбор семейной жизни был вполне христианским, благословенным, спасительным». И вот её выбор пал на того, кто оказался… Как может дочерь христианки выйти за того человека, который не будет разрешать крестить детей? Ну, Вы поймите. Сами себя слышите, милая Лариса?
Нет, ведь Лариса говорит, что она только спустя 36 лет брака с мужем пришла в храм.
Да, Вы опоздали воспитывать дочь собственную. Вы сами замечаете, какое болезненное состояние сердца — ненависть к несостоявшемуся, к бывшему зятю. Гораздо правильнее это чувство огорчения направить против самой себя. Когда мы годами, десятилетиями… Терпел нас Господь, да, видя в будущем Ваше покаяние, но, тем не менее, укоризна к самой себе гораздо уместнее в данном случае. Будь мы совершенными, так, может быть, ещё и при пребывании этого зятя в Вашей семье Вы бы смогли на него повлиять благодатно, так, чтобы просветилось сердце его. И он, взяв бы с Вас пример, сам бы стал добрым христианином. Ну, а так, видите ли, думаю, именно этот путь к исцелению Вас от тяготящего Вас греха, гнева, мстительности, неприязни, — это самоукорение. И понятно, что не вернёшь тех десятилетий, которые были вне церкви проведены. Но тем не менее, понимание того, что не без Вашей вины хлебнула дочь и неустройств своей несложившейся семейной жизни, — это дело будет полезное. Во всяком случае, очень скоро поможет Вам избавиться от тяготящего Вас недоброго чувства.
Спасибо большое, Отец Лука. Ну, а мы сейчас ненадолго прервёмся. Дорогие друзья, оставайтесь с нами. 01:09:00
01:14:38 «Прямая линия. Ответ священника» снова в эфире, мы продолжаем. Вопрос от Татьяны, Отец Лука. «В Библии сказано: „Ибо один Бог един, и посредник между Богом и людьми, Христос Иисус, предавший себя, для искупления всех“. В связи с этим может ли Дева Мария или святые, к которым мы обращаемся в своих молитвах, быть посредниками людей к Богу? Ведь они не вездесущие, хотя и святые. Находятся в раю и не могут нас слышать. Также в Библии говорится, что „Богом будет осуждён человек, вопрошающий мёртвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это“. С уважением, Татьяна».
Эко у Вас там всё перепутано в вопросе: и оккультизм, и духовызывание, и мир святых, который тамгде-то, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве, в иной галактике, от нас отсечённой. Нет, дорогой вопроситель. Или вопросительница у нас, да?
Татьяна.
Татьяна. Прежде всего, надо помнить о том, что Бог сотворил небо и землю. И речь в этом слове библейском, на которое Вы любите ссылаться, о том, что кроме мира материального, видимо, есть мир умный, в котором и пребывают ангелы, сами являясь бесплотными существами, но личностно-разумными. Так и святые, и душа каждого человека, соединённая во время земной жизни с телом, тем не менее, принадлежит, как и ангелы, к существам, принадлежащим умному миру. Поэтому к этому умному миру человек приобщён, поэтому ему не надо далеко лететь или ехать для того, чтобы быть услышанным святыми. Только надо понимать, что это умное пространство, в которое мы взываем, вознося свой ум и сердце к Богу или обращаясь к святым, оно имеет пространство светлое, там, где Христос, там, где его церковь. Поэтому Церковь, составляя из себя живое Христово тело, включающее в себя и небесную часть, и земную, является цельным, простым и доступным своими частями друг для друга. Поэтому для нас, когда «святителю, отче Феофане, моли Бога о нас», — это не значит отправлять куда-то в недосягаемое место какую-то ракету. Это значит присутствовать в том же умном пространстве, Богом сотворённом, которому принадлежит и святая душа Святителя во Христе живого, во Христе нас видящего и знающего, особенно, если мы читаем его книжки и молиться ему не забываем, а может, ещё и в паломничество соберёмся. Благо, праздник у него скоро, 23-го января — день его памяти. И, разумеется, здесь осуществляется самая прямая и естественная связь, для которой не нужен ни сотовый, никакой другой. Ибо умное пространство, Богом сотворённое, к которому приобщена и наша душа, является доступной для этого христианского в вере Христова общения.
А что имеется в виду вот в этой фразе: «Вопрошающий мёртвых, мерзок пред Господом»?
Ну, это уже всякие оккультные действия, которые Господь запрещает. Вызывание духов. Есть какие-то уникальные явления с волшебницей, вызываемой пророком. Ну, это такие страницы особенно таинственные библейские. Но само дело вызывания духов и разговоров с мёртвыми, которые являются, скорее, плодом своего воображения или демонических каких-то наваждений. Разумеется, это оккультизм, и никаким образом не поощряется. Если уж более приложить к современной жизни, в фильме Ингмара Бергмана «Осенняя соната» героиня со своим безвременно ушедшим ребёнком любит разговаривать. И в этом, очевидно, проявляется, некоторое нездоровье её души. Иное дело — молиться Господу о его упокоении, а другое дело — фантазировать по причине горя, которое постигло её, продлевать вот это уже мнимое общение с душой покинувшего её так рано возлюбленного её сыночка. И мы видим, что, действительно, душа не здорова, и великий режиссёр, умелец в своих сценариях, в своих фильмах это показывает. Потому что впоследствии прорывающаяся её ненависть к матери как раз отражала, насколько больна эта душа. И совсем иначе мыслит душа здорового. Она хоть и скорбит, но не может найти утешение в вверении этой усопшей души Господу.
Спасибо, батюшка. У нас есть телефонный звоночек. Игорь из Москвы нам позвонил. Здравствуйте, Игорь! Задавайте свой вопрос.
Здравствуйте! Хотел спросить, ожидаете ли вы апокалипсиса, прихода антихриста и, соответственно, Христа? Если да, то ещё один такой вопрос. Вроде бы, как я слышал… Меня слышно? Шум какой-то.
Слышно-слышно более-менее. В чём вопрос-то?
Смотрите, говорят: «Придёт антихрист — и будет три года мира. А потом придёт Христос — и будет конец света». Вопрос: что плохого в том, что будет мир? И в чём хорошо, если настанет конец света?
Да, но знаете, вот этот мир, который объявит антихрист, будет очень тягостным для всякого спасающегося. Три с половиной, точнее сказать… Библия не только тремя с половиной годами называет правление антихриста. Иногда употребляется образ «сорока двух месяцев», иногда такой образ —времена, время и полувременье. Но это, действительно, не факт, что должно быть астрономически так. В общем, некоторый период, который непременно будет заключать собой мировую историю. И когда будут говорит «мир и безопасность», тогда внезапно и падёт на мир погибель. Но мир и безопасность будут вещать средства массовой информации продажные, которые уже тогда вполне и окончательно продадутся вот этому самому гению зла, который, будучи человеком, однако полностью подчинившимся действиям духа тьмы. Они как раз и будут хвалить и ублажать антихриста, как спасителя человечества, который будет стараться внешне подражать Христу-Спасителю, являясь карикатурой Бога и боговоплощением, а не подлинно тем, кем он себя являет. И поэтому главный признак реалий при его правлении будет беспрецедентное совершенное гонение на православие, на то, что будет оставаться в эти последние периоды человеческой истории. Его непримиримая ненависть ко Христу будет главным свойством его правления. И, разумеется, когда без печати его, содержащей его имя или число имени его, нельзя будет ничего ни купить, ни продать, когда невозможно будет жить на свете, другими словами, без поклонения этому самому антихристу, то тогда великой скорбью будет исполнена жизнь всякого, кто захочет сохранить верность Христу-Спасителю. Так что ничего хорошего в мире этом не будет. Это будет состояние, когда уже по причине умножения беззаконий оскудеет любовь почти во всех.
Уже наступит конец света, потому что света не будет в виде божественной любви, правильно? Если не останется…
Потому что никто не захочет спастись. То есть, спасутся те, кто ещё будет этого желать, но их уже будет крайне мало. И те, кто окажется среди этих христиан последнего времени, они, конечно же, будут великими исповедниками. Но, тем не менее, бескровная жертва будет свершаться до второго пришествия. А почему хорошо это окончание мировой истории? Потому что именно в этот момент свершится то, ради чего был создан тварный мир. Те, кто захотят приобщиться в вечной жизни в Боге, получат эту свою вечную жизнь уже необратимо и совершенно. И будет Бог всячески во всём. Те, кто пожелали быть с Богом и подтвердили это своей жизнью христианской, своим исповедованием, своей верой, они и получат не то временное, что имеем с вами сегодня, материальную жизнь с её некоторыми благами, но вечную жизнь с её блаженством. А это и есть цель сотворения мира.
Батюшка, а можно ли сказать, что в молитве «Отче наш» вот мы молимся: «Да приидет Царствие Небесное», — то есть, по сути мы молимся о конце света, с мирской точки зрения?
Да, хотя посредством приобретения Царствия Небесного внутри себя сначала. Для того, чтобы нам уже с дерзновением ждать пришествия Христова, а не страшиться его, надлежит ещё прежде быть извещённым в нашей принадлежности к этому Царствию. А это внутри человеческого сердца обретается, поэтому мы ищем Божьей помощи, очищаем собственное сердце, живём, по возможности трудясь Господу, ища вот этого самого свидетельства нашей причастности к Царствию Небесному, приобщения к этой Божьей благодати. О чём и молятся все великие святые. Преподобный Силуан Афонский: «Познают Тебя, Господи, Духом Святым все народы земли». То есть, прежде пришествия общего Царства надлежит самому себя приуготовить, и осознать, и восчувствовать себя приобщённым к этому Царству.
Батюшка, вот, пожалуйста, прокомментируйте эту панику по поводу чипирования. Говорят, что это и есть печать антихриста. Сейчас популярно, набирает обороты.
Таково свойство пророчеств библейских, они становятся ясными тогда, когда осуществляются. А не тогда, когда кто-либо трактует, формулирует или по-своему интерпретирует то, что написано в Священном Писании. Мы же люди всего лишь. Будущее ещё не наступило, прошлого уже нет, есть мгновения настоящего, за которое…
Но чипируют уже сегодня. И в нашей стране тоже.
Чипируют животных, слышал.
Нет, людей, конечно.
Людей. В меньшей степени. Пока не знаю об этом факте. Больше слышал о каких-то опасениях, что получение какого-то пластикового, а не бумажного документа катастрофично для дела спасения. Но для этого нет основания, поскольку грешить никаким образом не вынуждает пластиковый документ, в отличие от бумажного. Что значит «чипизация»? В чём Вы её видите?
Тогда опустим просто этот вопрос. Вот тут есть более насущные вопросы, относящиеся к спасению сегодняшнего дня. «Подскажите, пожалуйста, как приготовиться к причастию восьмилетним и десятилетним детям? На исповедь они подходят. Есть ли более упрощённое молитвенное последование к святому причастию для детей?» — Светлана спрашивает.
Ну, конечно! И Вы имеете полное право творчества для того, чтобы подобрать молитвочки, более понятные детям. Когда у нас детский лагерь православный бывает, видимо, об этом моём многочадии упомянула одна из задающих вопросы, Раиса. «У Вас много деток». Как у монаха, у меня нет деток. А вот наши воспитанники, действительно, иногда в изобилии, особенно летом заполняют нашу обитель, точнее сказать, помещение рядом с ней, которое предназначено как раз для детского лагеря. Так вот мы там сами составляем для них молитвенные правила, состоящие по преимуществу из песнопений, и «Отче наш», и «Трисвятое», «Символ веры»…
А поделитесь, где его можно почитать? Интересно.
Да сами составьте, вы же люди грамотные. Есть у вам молитвослов, утренние, вечерние молитвочки — выберите из них те, которые поются, те, в которых дети могут принять более активное участие. По причастию, конечно же, все молитвы не подходят. Там есть такая четвёртая молитва, очень содержательная, но явно нет необходимости читать её в присутствии и вместе с детьми.
Восемнадцать плюс, да?
Да, она такая, очень упоминает серьёзные и страшные прегрешения. Не то, будто святой, составивший эту молитву, их совершил. Имею в виду, прикосновение даже помыслами к этой области мрачной побуждало его оплакивать свою погибающую душу. Но, тем не менее, например, во второй части молитв, есть первая пространная молитва. Первая, вторая, третья, четвёртая, седьмая. А вот начиная с восьмой — молитвы Иоанна Златоуста, они коротенькие, очень ясные. Так что выберите то, что понятно, Вы же педагог, воспитатель. Так что Вы, имея сами некоторые навыки церковной жизни, имеете полное право составить некоторое посильное последование. Включите туда молитвочку «Святым вашей земли», об иконе или частице мощей, которые находятся именно в вашем храме, чтобы для детей это более ясно было, ощутимо, близко к сердцу. Вот так надо составлять молитвенные правила.
Ну, это важно, действительно, готовить детей с последованием даже в восемь-десять лет.
Молитвенные правила каждого дня. Да, восемь-десять лет — это вполне можно минут десять помолиться с вниманием по каким-то ориентирам, который разумный взрослый для них подготовит.
Батюшка, у нас буквально три минуты осталось. Давайте ещё успеем ответить на несколько вопросов. «Скажите, пожалуйста, объясняет ли Библия или святые существование в прошлом динозавров на нашей планете? Для чего Господь создал данную форму жизни?» — Александр спрашивает.
Ничего страшного с этими динозаврами, с их существованием. Если до Потопа люди жили веками, где-то под тысячу лет, то никакого недоразумения нет в том, что и пресмыкающиеся, и какие-то ящерицы были иного масштаба. Масштаб жизни человеческой, представьте, 800-900 лет. Масштаб животных тоже не тот, что сейчас. Эти тушканчики, некоторые такие…
То есть, люди могли быть больше. Великанами могли бы быть.
Ну, в данном случае великанским был не рост… Хотя нечто и о гигантах говорится, об исполинах неких. Таинственные места Библии. Но мы говорим об исполинском многолетии — для человека это гораздо важнее, чем иметь массу тела просто и размер гораздо больше, чем сейчас. То это как-то сопряжено могло быть и с существованием животных, формат которых — это не сегодняшние таксы и тушканчики. Но после всемирного Потопа многое изменилось, и жизнь человека стала в десять раз короче, и, видимо, масштабы окружающих пресмыкающихся, каких-то видов животных также претерпели изменения. Ничего в этом такого фатального или принципиально невозможного, конечно, нет.
Не противоречит никакому Завету.
Ни археологическим находкам, ни библейским определениям.
А можно ли провести параллель между динозаврами, змеями и змиями, которые в сказках русских были; и змеем, который описывается…
Ну, как-то воспринимаются динозавры беззлобными существами с небольшой, не очень умной головкой, хотя и огромным телом, поэтому думаю, что всё-таки более это связано с материализацией бесплотных духов. Поэтому все эти страшилища, которые иногда наполняют русские сказки, более имеют некое символическое отражение бесплотных духов, которые ненавидят Бога. Всё прекрасное и светлое является с духами падшими. И вот они изображаются в таком безобразном виде.
Благодарим Вас, Отец Лука, за такой насыщенный мудростью эфир. Что ж, дорогие друзья, наш эфир подошёл к концу. К сожалению, мы вынуждены прощаться. Храни вас Господь и до новых встреч! Отец Лука, скажите несколько слов нашим телезрителям.
От души благодарим, милые друзья! Дай Бог сохранить крещенскую благодать нам многие-многие дни наступившего года.
Спаси Господи! Дорогие друзья, с прошедшими праздниками и до новых встреч!

Прямой эфир
  • 01:10 До самой сути. С Еленой Жосул
  • 02:05 Завет
  • 03:00 " Новый день. Новости на СПАСЕ"
  • 04:00 ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА

Программы