Полный текст программы

Первое, на что хочу обратить внимание, какое большое место образовательная тематика занимает сейчас в повестке высших органов нашей Церкви. И на Высшем Церковном Совете, и вот сейчас на Священном Синоде значительнейшую часть обсуждаемых тем занимают именно вопросы образования в целом и духовного образования специально.

И был принят ряд, с одной стороны, текущих, а с другой стороны, стратегически важных решений, важных на длительную перспективу. Самые интересные, самые, все мы прекрасно это знаем, обсуждаемые, не всегда при этом адекватно, в интернете решения Священного Синода об оптимизации деятельности двух наших ведущих духовных школ — Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

Ну, давайте сначала, с тем, чтобы не быть голословными, точно воспроизведем, о чем идет речь. В журнале Синода речь идет о том, что ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий назначен временно исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной семинарии.

Итак, на сегодня нет факта слияния двух высших духовных учебных заведений. Они существуют… Они, оба эти вуза, аккредитованы, они оба реализуют программы федерального государственного образовательного стандарта «Теология». Безусловно, те студенты, которые поступили на эти образовательные программы, будут доучены по этим образовательным программам.

Но ректор теперь один, и он возглавляет и академию, и Сретенскую семинарию. Создана комиссия, которая должна определить параметры оптимизации взаимодействия двух центральных вузов. Сретенская семинария, действительно один из наших лучших вузов, никогда не занимала первого места в рейтинге, но стабильно всегда входила и входит в пятерку лучших высших духовных учебных заведений.

О чем, собственно… В чем состоит замысел? Не первый год обсуждается идея, которая, лично являясь последовательным и глубоким сторонником о желательности перевода магистратуры и аспирантуры Московской духовной академии в наш первопрестольный град.

Когда мы говорим о духовной школе, мы всегда подчеркиваем, что она, в отличие от светских вузов, соединяет моменты воспитания и образования, духовного становления и формирования церковного ученого, церковного специалиста, священнослужителя.

Но, наверное, справедливо будет сказать, что на уровне бакалавриата воспитательная задача, ну, если не приоритетна, то, по крайней мере, ничуть не уступает образовательной. Мы, конечно же, должны не только дать сумму знаний будущему священнослужителю, но помочь ему возрасти и укрепиться к тому служению, к которому он устремился.

Но он еще совсем молодой человек — вчерашний школьник или вчерашний студент, и в этом смысле академия, как давно ее называют, большая келья преподобного Сергия, Лавра преподобного является идеальным местом для нахождения там именно уровня бакалавриата.

Но, если мы переходим к магистратуре и в особенности аспирантуре, тем, кто продолжает обучение с некой перспективой и научного развития, и более углубленного образования, и более ответственного служения в церковно-приходском или церковно-административном смысле, то, конечно же, доступность центральных библиотек, возможность привлечения кадров, в том числе и московских священнослужителей, и ведущих церковных ученых или светских ученых, занимающихся теми областями науки, которые интересны и важны в духовной школе, в Москве несравнимы с Сергиевым Посадом.

Все мы знаем проблемы трафика, проблемы коммуникаций, проблемы достижимости библиотек, и в этом смысле обсуждаемая идея переноса магистратуры и аспирантуры Московской духовной академии, собственно, в град Москву, притом, что это будет, сохраняется единый вуз — Московская духовная академия, скажем так, изменяются просто адреса, по которым осуществляется образовательная деятельность, эта идея актуальна.

И в этом смысле созданная комиссия, которая только приступает к своей работе, и до 1 августа должна представить Святейшему Патриарху рапорт, и должна рассмотреть, какие наиболее оптимальные пути этого перевода могут иметь место.

Тут ведь что еще важно заметить? В очень значительной мере преподавательский состав Сретенской духовной семинарии и Московской духовной академии является перекрестным. Одни и те же люди одни и те же предметы преподают и в Московской духовной академии в магистратуре, и в Сретенской семинарии, ну, в магистратуре и в бакалавриате.

Да, конечно, есть люди, которые только в Посаде или которые только в Сретенке, но многие именно ведущие преподаватели трудятся и там, и там.

Так что некие решения — в этом смысле они напрашиваются, они лежат на поверхности. Встает вопрос о том, каковы могут быть дальнейшие судьбы отдельного бакалавриата Сретенской семинарии, ну, вот, собственно, комиссии предстоит обсудить и предложить Святейшему Патриарху возможные модели того, что может иметь место.

Но в любом случае, это уже сейчас можно сказать, те, кто поступил на бакалавриат Сретенской семинарии, включая вступительные экзамены этого года, закончат образование, получат образование в бакалавриате Сретенской духовной семинарии.

А как будет решаться вопрос дальнейшего взаимодействия двух наших ведущих московских высших духовных учебных заведений, я думаю, будет нужно немного подождать, и через, я думаю, не более чем 2-3 недели, то есть до 1 августа, соответствующий рапорт будет подан Святейшему Патриарху, и все мы можем ожидать решений, которые тогда еще раз можно будет прокомментировать.

Это, безусловно, объективная необходимость, потому что, да даже с точки зрения логистики, географии, соединения преподавательских кадров и распыления их сил это решение назревшее, повторю, так сказать.

Ну, какой смысл одному и тому же человеку сегодня читать этот курс в стенах, скажем так, на Большой Лубянке, а завтра садиться в электричку и ехать читать тот же самый курс в Троице-Сергиевой Лавре, когда на уровне научной второй ступени высшего образования — магистратуры, нам нужно не распылять, а соединять ведущие научные силы и тем повышать качество образования студентов?

Не лишать их чего-то, а давать им большую возможность и больше шансов выйти максимально квалифицированными и подготовленными.