После литургии в Успенском соборе Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал об отношении Церкви к законопроекту о профилактике домашнего насилия. Он отметил, что новыми тенденциями в России пытаются «узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил». Люди, вступившие в брак, сами несут ответственность за состояние семьи перед Богом и перед обществом, сказал Предстоятель. Особая ответственность и на Церкви: духовный наставник семьи должен «сделать все, чтобы сохранить семью, чтобы примирить супругов».

СПАС приводит полную расшифровку сегодняшней проповеди Патриарха.

Сейчас рассматривается проект закона в Государственной Думе, борьбы с так называемым семейным насилием, насилием в семьях. Существует ли это явление или нет? Да, конечно, существует, ведь нередко мы становимся свидетелями таких тяжелых семейных конфликтов среди соседей по лестничной площадке или по жилищу, которое рядом с нами, если речь идет о проживании вне города. Кто же не видел этих семейных драм? Кто же не слышал этих криков? А, может быть, некоторые наблюдали и реальное насилие и боль, которую испытывает супруг, один из супругов, физически и духовно. Что же, как относиться к этому? Да, конечно, нельзя допускать никакого насилия в семье. Но есть нечто опасное в тех тенденциях, которые сегодня формируются, в том числе, и в законодательной сфере, когда некоторые пытаются под видом борьбы с семейным неблагополучием узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций, или каких-то там добровольцев, которые, якобы, призваны помочь урегулировать положение в семье. Вот к такого рода вторжению чужих людей в семейную жизнь нужно относиться с очень большой осторожностью. Семья – это святое пространство любящих друг друга людей. Нужно делать все для того, чтобы сохранять эту любовь. Чтобы не допускать никакого насилия и вообще употребления силы, чтобы жизнь супругов была радостной, мирной, счастливой, чтобы в этой атмосфере воспитывались дети. Но очень опасно, когда в это закрытое интимное семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы. И Бог его знает, что это вторжение может принести реально – пользу или вред для людей, которые живут бок о бок друг с другом и которые сохраняют семейные узы. Поэтому категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом, а также и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос на защиту семейного пространства от всякого вторжения извне. Под любыми предлогами. Семья – это союз двух людей, которые вступили в брак по любви, у которых дети и которые лично несут ответственность пред Богом и перед обществом за состояние семьи. Это их личная ответственность, и непозволительно, вторгаясь в семейную жизнь, разрушать основы семейных отношений. Поэтому, борясь с одним, а именно – с употреблением силы в разрешении семейных конфликтов, мы не должны допускать другого – вторжения, как я уже сказал, в семейное пространство чужих людей: Бог знает, с какими целями и мыслями. Ну а для того чтобы дело не доходило до этих крайностей, каждый должен понимать – тот, кто вступает в брак, – что любовь – это не только цветы и радость периода знакомства или первых лет супружеской жизни. Любовь – это, в первую очередь, жертва: когда один супруг отдает себя другому, когда нет ничего, что было бы жалко отдать, когда люди готовы здоровье свое отдать, кровь свою отдать друг за друга – вот это и есть настоящая любовь и в такую любовь нельзя вторгаться извне ни под каким видом: потому что любовь сама по себе способна испепелить любой конфликт и любую проблему в семейных отношениях. Говоря обо всем этом, я не могу не сказать об огромной ответственности Церкви. К нашим пастырям приходят на исповедь и говорят о всем том, о чем я сейчас сказал, хотя, конечно, существует множество вариаций этого семейного конфликта, когда нарушается взаимопонимание между мужем и женой, когда от этого страдают дети. И, конечно, огромная ответственность пастырей, принимающих исповедь: сделать все, чтобы сохранить семью, чтобы примирить супругов, если нужно – нужно добиваться даже встречи с обоими супругами, с тем, чтобы иметь возможность пастырским словом и любовью уврачевать этот конфликт. Сегодня Церковь несет особую ответственность за сохранение семейных ценностей и за сохранение семьи, подвергающейся столь грозным разрушительным воздействиям извне».