Полный текст программы

Здравствуйте. В эфире телеканала «СПАС» программа «Прямая линия. Ответ священника». Сегодня на ваши вопросы отвечает священник Тимофей Чайкин. Отец Тимофей, здравствуйте.

Доброе утро.

Знаете, огромное количество вопросов, огромное количество звонков приходит в программу «Ответ священника». И все хотят, конечно же, услышать ответы на свои животрепещущие вопросы, на свои духовные вопросы. И сегодня я готова Вам зачитать уже первый вопрос. Давайте послушаем. Вопрос от Нины: «Здравствуйте! Подскажите, как объяснить людям слова: «Уповай на Господа Бога»? Тяжело описать своими словами. Надеюсь, Вы мне поможете».

Добрый день, дорогая Нина, и спасибо большое за Ваш вопрос, который является одним, наверное, из основополагающих вопросов, которые задают часто очень наши православные христиане. И, конечно же, этот вопрос очень актуален. Упование на Господа Бога нашего является одной из самых главных черт жизни православного христианина, потому что очень часто и в Священном Писании, и в текстах богослужебных мы слышим эти слова, что нам необходимо уповать на Господа Бога нашего. И, наверное, очень правильно было бы уповать именно на милость Божию, потому что Господь – Святая Церковь называет его «человеколюбцем». И мы уповаем именно на милость Божью, потому что Господь создал своё творение, Господь проявил великую любовь к роду человеческому, и, конечно же, Господь, как любящий и заботящийся отец, ни в коем случае не хотел бы, чтобы кто-то из его творения пострадал или бы не был достойным Царствия Небесного, вечной жизни в Царствии Божьем со своим Творцом. Поэтому упование на милосердие Божие необходимо в жизни христианина, но, помимо упования, мы, конечно же, должны предпринимать и свои личные шаги, потому что без нашего личного участия невозможно спасение человека. Поэтому, уповая на милость Божию, на Его милосердие, мы должны вместе со Святой Церковью, вместе со своим духовником понимать, какие правильные шаги мы должны совершать для того, чтобы, действительно, милость Божья была бы оказана к тем, кто уповает и обращается к Господу.

Батюшка, всё-таки можете объяснить поподробнее? Жить, уповая на Бога, – что это значит? Всегда обращаться к Богу? Всегда думать о Боге?

Вы очень правильно говорите. Действительно, уповать на Господа – это значит все свои мысли и все свои надежды, все свои мечты, если так можно выразиться, мечты о вечном блаженстве возлагать на Господа Бога нашего, потому что без упования, то есть без надежды… Я бы здесь, наверное, сказал, что это своего рода синонимы: упование и надежда на Господа Бога нашего. Вся жизнь православного христианина действительно строится на уповании, на надежде, что мы в этом мире находимся не просто так. Мы находимся в этом мире для того, чтобы наша жизнь в вечности продолжилась, и продолжилась бы именно с Господом Нашим, Иисусом Христом, с Богом в Царствии Его Небесном. В принципе, для этого мы и живём, поэтому мы и уповаем, потому что во главу угла своей жизни ставим Господа нашего и Спасителя. И тогда, когда жизнь православного человека происходит с мыслями о Боге, и жизнь проходит не только с мыслями, но и для Бога, я бы сказал, что сама эта жизнь и является упованием на Господа Бога.

Батюшка, есть такая пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Совершенно правильно, мы об этом, в принципе, уже тоже сейчас сказали, что на Бога нужно надеяться, на Его помощь святую.

Уповать, да? Уповать на Него?

Уповать на Него, возлагать свои молитвы, возлагать к Господу Богу печали свои. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, и совет твой исполнит», – читаем мы в Священном Писании. Но, как я сказал…

Что-то делая, да. А то иногда люди просто расслабляются и говорят: «Как Господь! Бог поможет!» 

Бог поможет, Господь даст, Бог простит. Но это не совсем правильный подход, потому что без нашего деятельного участия не может быть, во-первых, нашей духовной жизни здесь, на земле, но и, самое главное, без нашего желания и упования на Господа невозможно, на мой взгляд, и Царствия Божьего достигнуть. Это просто совершенно разные вещи тогда будут.

Спасибо, Отец Тимофей. Анастасия задаёт вопрос: «Благословите, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как правильно и с какими молитвами окропить дом? Святая вода набрана в храме в день Крещения Господня. Благодарю за ответ».

Спасибо большое. Господь благословит! Как мы знаем, есть очень замечательная традиция – на праздник Крещения Господня освящать свои жилища. И когда мы читаем о святой агиасме (о святой воде), то имеется уточнение, что мы должны окропить все места, которые находятся в нашем доме: и наше жилище, и там, где мы трудимся, и наши рабочие места, и автомобили. Самое главное и первоочерёдное, что нужно сделать, – это, конечно же, причаститься этой святой воды, предложить её своим семейным, домашним, деткам, окропить их святой водой и, конечно же, окроплять своё жилище, совершая тропарь праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение…», – и так далее по тексту. Вот с этим молитвословием мы должны окропить свои жилища. Дополнительно хотел бы сказать, что и водой малого освящения нужно окроплять свои жилища. Я думаю, что каждый православный христианин приходит достаточно часто на молебные пения, при водосвятии которые совершаются, как правило, после воскресных литургий в каждом православном храме, то здесь, окропляя своё жилище, мы можем исполнять тропарь Кресту Господню «Спаси, Господи, люди Твоя…» или же молитву «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» и так же совершать окропление своих жилищ.

Спасибо большое. Анна вот такой интересный вопрос задаёт: «Здравствуйте! В церкви я ищу поддержки, но вместо этого получаю навязчивые советы и рекомендации по поводу того, как правильно жить, молиться, общаться с Богом. От этих разговоров становится плохо и только отвращает от христианства. Как же найти настоящую любовь Божию?»

Да, добрый день, Анна. Достаточно серьёзный вопрос, который зависит, как мне кажется, действительно, и от Вас, как вопрошающей стороны, и в том числе от второй, другой стороны – уже от священнослужителей, от приходов, в которые Вы обратились за этой помощью. Самое главное, конечно же, нужно осознавать, на мой взгляд, что Вы пришли за помощью, пришли в Божий храм. Там, где есть свой определённый устав, определённые правила Святой Церкви, каноны, к которым, конечно же, очень важно и нужно прислушиваться, потому что мы с вами являемся членами Святой Православной Церкви, и для каждого из нас, как и для гражданина, например, Российской Федерации есть Конституция, которой мы следуем, есть правила дорожного движения, соблюдая которые, мы так или иначе, наверное, менее способны попадать в какие-то внештатные ситуации на дороге. Также и для православного христианина существуют определённые каноны и правила, которыми живёт Святая Православная Церковь. И мы, как части христианской церкви, конечно же, должны не только понимать, что эти каноны существуют для кого-то, но они также существуют и для меня. Другой вопрос – как преподносятся эти заповеди Божьи, как мы их слышим. В этом есть и наша задача. И очень важно понимать то, что человек, когда приходит в первый класс школы, он, может быть, многое не понимает; затем он поступает в высшее учебное заведение, в институт – он тоже многого не понимает.

И задаёт вопросы. И спрашивает совета какого-то.

И задает вопросы, и спрашивает совета, совершенно верно. И есть строгие педагоги, профессора с многолетним опытом работы. На первый взгляд кажется, что как-то неправильно ответили, как-то строго ответили, но в том числе в каждом священнослужителе присутствует определённая мудрость, и он знает, с каким прихожанином как нужно пообщаться. Потому что мы во многом знаем, и я многое слышал от прихожан, которые приходят к нам в храм, от православных людей, что многие прихожане, которые столкнулись со священнослужителями (в хорошем смысле этого слова), встретились, которые пришли за советом, получали в своей жизни иногда достаточно строгие советы или какие-то предупреждения, они им были во многом благодарны. Это очень важно.

Однозначно. Даже у меня тоже была такая история в жизни.

Мы потом, может быть, это осознаём, но, действительно, в храмы приходим для того, чтобы готовить себя для жизни вечной. И моменты сентиментальности не всегда присутствуют. Человек находится в какой-то очень сложной жизненной ситуации и получает какое-то недопонимание со стороны священнослужителя или, может быть, даже скорее (и так чаще, наверное, случается) со стороны тех, кто помогает в храме, может быть, за свечным ящиком или ещё где-то, то здесь не нужно смущаться, потому что мы приходим в церковь, где такие же люди, как и мы, которые имеют определенные свои недостатки и немощи, поэтому Вы можете всегда подойти к другому священнослужителю. В конце концов, посетить соседний храм. И поверьте, Вы всегда получите правильный, добрый ответ, который Вас удовлетворит, и, может быть, через такое общение, через определённый поиск Вы найдёте и своего духовника, с которым Вы пойдёте по духовной жизни, и он будет правильно и благочестиво наставлять Вас. И я бы рекомендовал Вам помолиться Господу о том, чтобы Господь даровал Вам такого священника, который помог бы Вам шествовать по пути спасения. Но для этого нужно не просто искать, не просто проехать храмы своей области, своего города, а некоторые и за пределами нашей Святой Руси. В первую очередь, помолиться Господу и по-честному самому себе задать вопрос: зачем я пришёл в храм? Для того, чтобы меня просто пожалели? Или для того, чтобы я стал лучше и благодаря этому двигался бы в правильном пути спасения своей души?

Да, самое главное, батюшка, послушать себя, послушать желание своего сердца, своей души, и идти, самое главное, в этом направлении, с этим желанием.

Совершенно верно.

Я напоминаю, что сегодня на ваши вопросы отвечает священник Тимофей Чайкин. Готовьте свои вопросы, мы выходим в прямом эфире. У вас уникальная возможность, звоните нам. А сейчас мы прервёмся на короткую паузу и снова продолжим.

Мы продолжаем программу «Прямая линия. Ответ священника». На ваши вопросы отвечает священник Тимофей Чайкин. И вопрос у нас от Анны: «В Библии написано: уважайте своих родителей. Но как уважать родителей, которые самоутверждаются за счёт ребёнка посредством унижений и оскорблений? Спасибо». Батюшка, вообще, как противостоять детям таким родителям, которые унижают и оскорбляют своих детей? Это очень сложно, тяжело. У кого просить помощи, если такое происходит?

Этот вопрос задан мне, как священнику, поэтому, в первую очередь, я, конечно, хотел бы что сказать: детям очень важно молиться за своих родителей, и тогда взаимоотношения родителей и детей будут намного проще, потому что самое главное – это молитва, с которой мы обращаемся к Богу, как и родители за своих детей (мы знаем, что таких молитв существует очень много). Как говорится в нашей русской пословице, что «молитва матери со дна моря достаёт». Также и детям, конечно же, необходимо молиться за своих родителей.

Батюшка, извините, Вас перебью. Если ребёнку 11-12 лет, ему, конечно же, ещё очень сложно осознать, что ему нужно молиться за родителей, когда родитель его может ударить или как-то оскорбить. Когда он уже становится старше, осознаннее, конечно, он может помолиться за своих родителей, но малышу, мне кажется, очень сложно противостоять взрослому такому, агрессивно настроенному.

Я с Вами согласен, но, на мой взгляд, очень сложно, конечно, в 10, может быть, в 7 лет, в 11 лет показывать какое-то своё «я» и постоянно находиться в каком-то конфликте. Очень часто, может быть, здесь можно разделить мнения на две категории: с одной стороны, сегодня и подростки, которым родители пытаются вложить в их умы и их сердца что-то правильное и доброе, но не всегда это понимают в конце концов, и начинается, казалось бы, абсолютно ненужный и необоснованный конфликт, на который ребёнок начинает реагировать не совсем правильно, начинает замыкаться и прекращает практически своё общение с родителями, уходит, например, больше в общение с Интернетом, на улицу и т.д.

На улицу уходит, да.

Но я не считаю, что это правильно, потому что, конечно же, есть такие моменты, когда родители действительно, простите за выражение, пытаются с тиранской точки зрения обращаться со своими детьми, но в конце концов, как правило, есть и старшие братья и сёстры, есть родственники, дедушки-бабушки, которые за таким поведением родителей быстро присматриваются и понимают, что нужно предпринимать в семье, по крайней мере, какие-то меры для того, чтобы такую ситуацию просто аннулировать. Но мне бы хотелось, наверное, обратиться к детям, потому что, скорее всего, здесь вопрос был задан, может быть, и тем ребёнком, который обеспокоен такой проблемой и который страдает.

Страдает, да.

Вы постарайтесь как-то посмотреть тоже внутрь себя и понять, всё ли правильно Вы делаете в отношениях со своими родителями, потому что очень часто бывает больше каких-то «хотелок», нежели послушания своим родителям. И родители действительно часто страдают из-за того, как сегодня нужно поступить для того, чтобы удовлетворить все те желания, которые поступают со стороны наших детей. Действительно, сегодня существует очень много таких проблем. Что же касается того, что родители пытаются самоутвердиться через детей, то, мне кажется, этот вопрос, наверное, не совсем правильно говорить, если мы говорим сейчас про возраст 10-11 лет. Родители никак не хотят самоутвердиться через вас. Можно привести такой пример, как игра на каком-то музыкальном инструменте: когда родители с полной ответственностью относятся к тому, чтобы ребёнок качественно играл, выступал на различных концертах. Часто приглашаются туда родственники, родители, а ребёночку кажется, что это просто тирания какая-то.

Абсолютно, практически каждому кажется. Он протестует, да.

И за счёт того, что такие понуждения и принуждения со стороны родителей являются, тут проявляются протесты. На самом деле, сам лично, по своему опыту хочу сказать, по опыту моих близких, знакомых, родственников: благодарны, как правило, всегда все мы за то, что родители нас в добром смысле слова понуждают к тому, чтобы мы постигали науку, для того, чтобы мы хорошо играли, выросли образованными, умными людьми.

С годами мы потом понимаем, как правильно родители сделали.

С годами потом понимаем, совершенно верно. Поэтому нужно терпение. Терпение и труд, которые всё перетрут.

Да. Отец Тимофей, до нас дозвонилась Мария Ивановна из Омска, давайте её послушаем. Здравствуйте.

С удовольствием.

Здравствуйте! Будьте добры, ответьте мне на такой вопрос. Моей дочери 30 лет. Вы меня слышите, да?

Да-да, мы Вас слушаем, всё хорошо.

Значит, она рассталась с мужем. Ипотека, кредиты. Моя любовь беспредельная. Ей куплена квартира, оплачивала ей квартиру, всё оплачивала я, дала всё. Но пока такой гнев сейчас на меня, именно на меня. С другими она разговаривает ласково, а со мной ярость неимоверная. Объясняет так: «А ты думала о моём счастье?» Это у неё единственный аргумент. Сейчас мне не даёт детей. А слова, которые говорит в мой адрес… Ну вот, например. Дала большие деньги, а она говорит: “Всё, вали, я тебя похоронила». Говорит такие слова, которые не говорят. Я понимаю, что это психика. Я обошла все инстанции, никто мне помочь не может, потому что обратиться должен сам человек, а она этого не сделает.

Мария Ивановна, Вы сейчас общаетесь с дочерью?

Она не разрешает мне этого делать. Она меня не пускает. Я ни одной силой, кроме любви… Кроме любви не было ничего. Только любовь, любовь, любовь. Она болела часто, я её бесконечно лечила. Вот, а теперь я заработала.

Мария Ивановна, а с чем Вы это связываете? Скажите, почему всё-таки произошла такая ситуация? Почему так дочь от Вас отдалилась? Почему она стала…

Она объясняла это тем, что я слишком предупреждала, что это нельзя делать, это нельзя делать, нельзя замуж выходить за человека, который уже двоих детей оставил. Я ей говорила, что оставит и тебя. Но она не слушала меня. Она меня не слушала. А сейчас получилось так, как говорила я. И я считаю, что это и есть причина её ярости. Больно неимоверно, больно. Я уйду, и я за неё боюсь. Не разрешает мне видеться с детьми. Хожу около школы, чтобы встретить детей.

Мария Ивановна, спасибо большое. Какой вопрос, ещё раз? Вы можете всё-таки сформулировать кратко?

Как мне её успокоить, чтобы изменилось её отношение ко мне?

Спасибо большое, Мария Ивановна, спасибо. Такой вот крик души, Отец Тимофей. Сложные взаимоотношения с дочерью, развод с мужем, ипотека, с детьми бабушка не общается. Я так понимаю, никак не могут они найти точки соприкосновения. Как можно помочь в этой ситуации? Что делать?

Очень сложная ситуация сложилась в Вашей семье. Конечно, в первую очередь, я бы хотел сказать, что Вы, как мама, постарайтесь приложить все силы своей души для того, чтобы молитвенно ей помочь: обратиться к Господу, подать за неё Сорокоуст, за её детишек и за мужа даже, с которым она развелась, за себя для того, чтобы вместе с Вами Святая Церковь совершала молитвенное правило. И, конечно, второй практический совет: в данной ситуации, может быть, Вы попытаетесь её чему-то ещё научить, но, как мне кажется, в этом смысле мы должны, наверное, собой пожертвовать. Здесь, наверное, нужно отложить уже абсолютно все подсказки, нравоучения, учительство своё.

Стоит, может быть, оставить в покое на время её.

Да, как-то нужно, наверное, просто немножечко дать возможность ей заглянуть внутрь себя, потому что её, в конце концов, уже все эти ситуации начинают, наверное, раздражать, потому что, действительно, проблема с ипотекой, финансовые вопросы, с мужем там непонятно, какие причины были для этого развода, двое детей. Она сейчас себя ощущает абсолютно одной. И любое, наверное, слово назидания, которое Вы, может быть, с чистым материнским сердцем пытаетесь ей вложить в сердце…

Донести просто, да.

… да, донести до неё, оно воспринимается неким абсолютно ненужным в данный момент, может быть, действием с Вашей стороны.

Упрёком каким-то даже со стороны мамы.

Каким-то упрёком. И многие люди в определённых таких сложных ситуациях, Вы знаете, не любят, когда их начинают жалеть. Они начинают ещё больше раскисать, получается совсем неприятная ситуация, и они абсолютно неспособны подняться и пойти вперёд. Мы знаем множество примеров из святоотеческой литературы, примеров святых отцов, которые говорят нам о том, что силён не тот человек, который просто упал, а силён тот, который падает, и ему дают возможность встать и пойти дальше. Поэтому помолитесь с материнской слезой перед ней, постарайтесь не афишировать эти ситуации для того, чтобы как можно меньше людей, знакомых Ваших, общих знакомых, её знакомых об этом знали, потому что, это абсолютно не нужно. Пусть это будет Ваша боль, о ней знает Господь и Ваш духовник. Наверное, так будет правильно.

Да, батюшка, спасибо большое. Божьей помощи хочется пожелать.

И мы будем стараться вместе с Вами молиться за Вашу дочь обязательно.

Задаёт вопрос Анна: «Здравствуйте, ведущая и батюшка, у меня такой вопрос. Мне было лет 18, и у моей подруги была книга со всякими приметами, сонником, что-то вроде приворотных стишков. Один из них самый короткий я прочитала несколько раз на одного парня, мы с ним встречались до этого. Приворожить я его не хотела, прочитала, не придавая значения, а теперь, спустя десять лет, у нас завертелась любовь. Должна была быть свадьба, но не состоялась, мы расстались, и теперь растёт маленькое чудо – наша дочь. Вспомнила об этом грехе через год наших отношений. Достаточно ли того, что я исповедовалась в нём, причастилась, или нужно ещё что-то сделать? И не повлияет ли это на нашу дочь теперь? Спасибо, извините за длинный текст». Такой вопрос от Анны.

Я бы хотел Вам порекомендовать не просто один раз исповедоваться и причаститься, но постараться действительно быть православной христианкой, доброй православной христианкой, доброй матерью. Потому что у Вас родился ребёночек, и сейчас, наверное, не совсем правильно оглядываться назад и каждый день об этом вспоминать. Уже нужно идти вперёд, потому что у Вас есть ребёнок, за которого Вы несёте определённую ответственность. Тем более ребёночек маленький, маленькая крошка и чудо, за которого Вы полностью отвечаете сейчас, несмотря ни на какие ошибки прошлого, которые встречаются в жизни каждого из нас. Поэтому постарайтесь сама причащаться регулярно. В этом грехе, если Вы его искренне уже исповедовали перед Господом при свидетельстве священника, в нём неправильно будет каждый раз каяться. Но если он Вас тяготит и мучает, то ничего страшного не будет. Если на исповедальной беседе со священником скажете о том, что: «Батюшка, я уже каялась в этом грехе, но он как-то меня держит, постарайтесь помочь, подсказать какое-то молитвенное правило», – может быть, священник, Ваш духовник постарается Вам подсказать для того, чтобы этот грех постоянно не тяготел, не довлел. Но не бывает простых чудес, как нам кажется, что мы где-то согрешаем и думаем о том, что достаточно одной исповеди – и совершится какое-то определённое мгновенное действие в нашей жизни, в нашей душе, и мы будем абсолютно свободными. Да, действительно Господь творит чудо во время исповеди, и грехи прощаются, но мы порой тяжко согрешаем, грешим не одним мгновением, не одним каким-то грехом, а грешим достаточным количеством своей жизни, порой несколькими годами своей жизни. И это делаем умышленно и знаем, что это грех, потому что каждому человеку понятно, что все привороты и гадания – это от лукавого, а не от Бога. Поэтому Вам не нужно унывать. В первую очередь, Вам не нужно унывать. И каждому православному человеку нельзя унывать. Потому что уныние – это путь в погибель, путь в тупик, ни к чему хорошему он Вас не приведёт. Поэтому сделайте себя с Божьей помощью православной христианкой, исповедуйтесь, причащайтесь, своё маленькое чудо, как Вы назвали свою дочь (это очень приятно), приводите ко Святому Причащению. Молитесь Господу: «Господи, если мне угодно быть вместе с этим человеком в жизни, несмотря на наши давние непонятные моменты, которые произошли в жизни, оставь этого человека. Если он будет полезен для спасения моей души, для моего ребёночка, – тем более, у вас это общий ребёнок, – да будет воля Твоя святая, Господи». Вот и со своей стороны старайтесь творить только правду Божию, творите всё возможное для того, чтобы оградить и свою дочь, и свою дальнейшую жизнь уже от тех ошибок, которые, к сожалению, повторяются часто в нашей жизни.

Батюшка, спасибо большое. Мы продолжим нашу программу сразу после короткой паузы.

Программа «Прямая линия. Ответ священника» в прямом эфире. И у нас очень интересный вопрос от Дмитрия: «Самоедство – это грех?» Отец Тимофей? Какой хороший вопрос, мне кажется, мы все этим страдаем.

Актуальный вопрос. На самом деле, что же в этом хорошего, в самоедстве? Среди добродетели, по крайней мере, такое не встречается никогда, что самоедство – это какая-то добродетель. Скорее всего, это что-то далёкое от добродетели. Потому что самоедство, как правило, происходит из-за какой-то нашей неуверенности. Когда мы очень часто думаем, как мне кажется: правильно ли я поступил или неправильно. Начинаем оправдывать какие-то свои точки зрения, какие-то свои высказывания и поступки, которые мы совершили в отношении своих близких или какой-то ситуации. Поэтому, наверное, от этого нужно избавляться. Конечно же, мы должны понимать, что ответственность за каждое слово, нами сказанное, должна присутствовать в нас. И мы должны быть постоянно начеку для того, чтобы не ловить штрафы в своей жизни, а успеть где-то вовремя притормозить для того, чтобы не совершить тот или иной поступок. Но постоянно копаться в том, что я сделал правильно или неправильно, я думаю, – это неверный подход к жизни. Потому что от самоедства неуверенность появляется, какие-то комплексы собственной неполноценности. Нужно просто делать всё правильно, пытаться думать…

Как это сложно, Отец Тимофей, делать всё правильно. Это практически невозможно.

Конечно, сложно, это очень сложно. По крайней мере, стремиться к этому. Перед тем, как ты что-то сказал – подумать; перед тем как сделать, наверное, как у нас пословица говорит: семь раз отмерь, один раз отрежь. А бывает очень часто, что отрезал, а потом семь раз подумал. И вот из этих семи раз раздумываний, которые порой и по ночам покоя не дают многим людям; я знаю таких людей, которые об этом говорят, что «я полночи думал, что я сказал» или «полночи думал, что мне завтра нужно будет сказать». Но, во-первых, ты ничего хорошего и не придумаешь, потому что всё будет совсем по-другому, чем ты представляешь.  А если ты полночи думал о том, что ты сказал, а если сказал неправильно – приди, покайся.

Как остановить это самоедство? Ты всё время, допустим, возвращаешься к тому, что ты вроде раскаялся. Уже покаялся во грехе. И всё равно ты к этому возвращаешься снова и снова, и себя этим съедаешь.

Вот знаете, очень правильный тоже вопрос, потому что это касается не только самоедства, как начать действительно избавляться от тех или иных грехов. Как раз мы здесь, с Вашего позволения, коснёмся и темы исповеди. Потому что исповедь – это не только перечисление грехов, которые мы привыкли так часто делать. Мы пришли, может быть, каждую неделю, кто-то каждый месяц, кто-то копит специально большой груз на год, чтобы раз в год прийти, от него избавиться. И, казалось бы, я поисповедовался, всё, я сейчас святой человек. Но поверьте, если мы будем так формально к этому подходить, то абсолютно ничего в нашей жизни меняться не будет. Мы очень чётко должны понимать, что мы приходим в храм на исповедь одними людьми; выйдя же из храма, мы должны быть другими людьми. И как к этому приблизиться? Естественно, это очень важный контроль. Святые отцы контролировали себя, совершая молитву к Богу. И многие достигали того, что совершали и творили умную, сердечную молитву Иисусу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Поэтому, для того, чтобы поменьше грешить, нужно почаще к Богу обращаться. И перед любым делом, перед любым словом, ответственным особенно каким-то моментом в нашей жизни, нужно сказать: «Господи, благослови!» Если ты хочешь что-то сделать неправильное, ты никогда в жизни такие слова произнести не сможешь. Была такая одна история, мне рассказывал один мужчина, который бросал курить. Он пришёл к духовнику и говорит: «Батюшка, я хочу бросить курить, но никак этого сделать не могу». Священник на удивление ему и, наверное, всем нам, ему сказал: «Перед тем, как ты хочешь покурить, ты перекрестись». Тот говорит: «Как я могу это сделать?» На что этот священник говорит мне абсолютно непонятное, невообразимое: «Ты попробуй, я тебя благословляю именно так поступить в следующий раз». Он пришёл буквально на следующий день, говорит: «Батюшка, я не могу».  И, в конце концов, он бросил курить, потому что перед тем, как ты хочешь сделать какой-то грех, помолишься, тебе будет стыдно – и просто этого сделать не сможешь. Так же и самоедство, я думаю. От этого избавляться нужно именно так.

Начинать сразу Иисусу молитву читать.

«Господи, благослови мне это сказать, это сделать». Если ты соотносишь, что это будет правильно, по-евангельски, по закону Божьему – значит, действуй. Если понимаешь, что есть  какие-то сомнения – отложи, по-другому скажи, посоветуйся.

Спасибо, батюшка. Очень много вопросов о крещенской воде. Светлана задаёт нам вопрос: «Добрый день, у меня такой вопрос. Можно крещенскую воду разбавлять обычной водой?»

Актуальный вопрос, на который постараюсь ответить. Крещенская вода, если мы посмотрим на исторические моменты относительно крещенской святой воды – великая агиасма, великая святыня, если говорить на русском языке, которая предлагалась для употребления в крещенский сочельник, когда идёт первое великое освещение воды. И уже на сам праздник Крещение, после литургии – второе великое освящение. В эти дни все православные идут в храм, набирают святой водички, пьют её, не стесняясь, не смущаясь, даже перед этим приняв пищу – в этот день благословляется вкушение святой воды. В последующие дни благоговейное отношение наших предков к святой агиасме, к святой крещенской воде было следующим: она предназначалась для тех, кто находился в каких-то сложных болезнях, для тех, кто был отлучён от Таинства Причащения. И как раз святая крещенская вода приходила на помощь в этот момент. Поэтому и набирают на крещение Господне определённое количество этой воды для того, чтобы на год хватило семье. Но мне кажется неправильным, если ты наберёшь 10 пятилитровых ёмкостей, а они у тебя будут стоять непонятно где. Это абсолютно неправильный подход. Поэтому и нам, современным людям, современным христианам нужно также иметь благоговейное отношение к святой воде. Вы её используете не каждый день, потому что для каждодневного употребления у нас есть вода малого освящения, которая освящается на водосвятных молебнах, которые достаточно регулярно и часто совершаются в каждом христианском храме. Святую агиасму сохраните именно для тех случаев, когда вы или болеете, или болеют ваши близкие, когда вы не можете по каким-то причинам уважительным пойти в храм в какой-то праздник. Пусть это будет для вас великая святыня, и вам тогда не придётся её разбавлять. Но в крайних случаях, когда совсем мало воды вы набрали, или не получилось, где-то живёте в отдалённой местности, то в таких случаях нужно. Но злоупотреблять этим я не рекомендовал бы.

У нас есть звонок, давайте послушаем, от Ирины. Ирина, здравствуйте.

Здравствуйте. Я из Хабаровска, скажите, пожалуйста, у меня такой вопрос к батюшке. Как мне сейчас продолжать жить? У меня болел муж, лежал в больнице, оставалось ему последнюю ночь там находиться, и на утро нас должны были выписать. Но пришли две медсестры с криками, с воплями: «Покинь немедленно». Так же врач сказал. Им лет по 30 всего, а мы люди уже пожилые, и меня выгнали. А утром этот же врач мне сообщил: «Муж умер Ваш». Без всяких объяснений, без всего. Вот сейчас уже полгода будет, и я мучаюсь тем, что я не осталась, чувство вины, хотя мы были друг для друга оба преданные люди до конца. Ещё советской закалки люди. Вот как сейчас жить в этом мире? Как не разувериться в людях? Как вообще мне жить? Спасибо.

Ирина, спасибо за вопрос. Как утешить, батюшка?

Достаточно сложная ситуация возникла. Но давайте обратимся к словам святого преподобного Амвросия Оптинского, который говорил: «Жить – не тужить, никого не обижать, никому не досаждать и всем моё почтение». В этой ситуации эти слова могут прозвучать не совсем, может быть, актуальными, потому что действительно сложная очень ситуация возникла. Ваше горе, выше которого просто трудно себе представить что-то ещё в Вашей жизни. Но на эти слова святого старца мы должны обратить внимание. Потому что, благодаря только обращению к ним и тем поступкам, которые предназначены в этих словах преподобным Амвросием для каждого из нас, мы можем успокоиться, потому что ничто другое: ни чувство мести, ни чувство того, что мы должны как-то ответить этим людям, попытаться найти обоснование всему этому – это не приведёт Вас к успокоению, к успокоению Вашей совести, и, в принципе, не добавит Вам никакого здоровья. Вы будете его с каждым днём терять всё больше и больше, если будете находиться в таком унынии. Справедливости в современном мире и вообще в мире, потому что мир во зле лежит по слову древних, и искать невозможно. Потому что если мы будем искать справедливости, то мы очень далеко зайдём, и даже начнём с распятия Господа нашего Иисуса Христа. За что был распят Господь? За правду, за чудеса, за исцеление, за то, что мёртвых воскрешал. Его взяли просто и убили из-за зависти люди. К огромному сожалению, сегодня неправдами, болью, болью наших близких многие живут те, кто далеки от Христа. Мы же как раз и должны, православные христиане, отличаться от тех, кто против своих ближних – и тем самым против Христа – тем, что мы должны уметь прощать. Господь нас этому учит, что мы должны научиться прощать. «Молитесь за врагов ваших, – так нам Господь говорит, – проклинающих вас благословляйте». Такие великие слова. И, конечно же, каждому из нас, кто называет себя православным христианином, это очень важно сделать. Поэтому я Вас очень просил бы постараться немножко от этой темы отойти, потому что муж уже находится в вечной жизни, его бессмертная душа, которая сегодня не требует этой справедливости человеческой, поверьте, она абсолютно не обеспокоена тем, как поступили врачи в тот момент. Обеспокоены мы, сегодня здесь живущие, через определённую призму смотрящие уже туда, в вечную жизнь. Нам сейчас больно, с нами нет этого человека, но Вы же его любите. Мы его любим, как чадо Церкви Христовой, как крещёного человека. Поэтому давайте вместе будем молиться за него. За него молиться, за Вас молиться, за тех людей, которые так поступили, потому что они ошибаются. И те люди, которые вокруг нас ошибаются, мы должны им руку помощи протянуть. Потому что, если мы называем себя братьями и сёстрами, скорее всего, это были православные крещёные люди, которые, к сожалению, просто ошиблись в тот момент, неправильно поступили. У меня тоже совсем недавно была ситуация такая, когда обратился знакомый родственник дальний, у него папа-протоирей долго болел, несколько инсультов было, и он просил походатайствовать через наших знакомых для того, чтобы его не переводили из федеральной больницы в региональную и так далее. Но не получилось. И этому нашлись тоже свои объяснения, потому что на его место должен был прийти тот человек, которому реально могла бы быть оказана ещё помощь. А у того священника, который находился в такой сложной ситуации, уже было 3 инсульта, уже нереально просто было поднять. Он как сын, который ко мне обратился, я его правильно понимаю, и мы попытались. Но сегодняшнее положение здравоохранения не дало возможности оставить этого человека – он скончался через какое-то время. И эти люди поняли, что действительно на его место должен был прийти другой, которому была оказана своевременная помощь, она была оказана. Это, конечно же, нельзя сказать, что один должен выживать за счёт другого, но, тем не менее, эту ситуацию мы должны вместе с Вами, приобщаясь к божественному, к словам Евангелия, Святых Отцов, переживать.

Отец Тимофей, спасибо Вам большое. Я думаю, что Ирина услышала Ваши слова, и они её как-то утешили. Я напоминаю, что наша программа продолжается – программа «Прямая линия. Ответ священника», она выходит в прямом эфире. Сейчас мы прервёмся на короткую паузу и снова продолжим отвечать на ваши вопросы. 54:29

58:53 Мы продолжаем программу «Прямая линия. Ответ священника». У нас вопрос от Анастасии: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как церковь относится к приворотам, порче и тому подобным действиям? Разговаривала с батюшкой, он сказал, что всё-таки есть такое, и действует на людей. А другой ответил, что всё это ерунда. Сейчас нахожусь в сомнении, кому верить всё-таки? Спасибо за Ваш ответ».

Как церковь относится? Плохо, конечно, относится к приворотам, к гаданиям и так далее. Никогда церковь этого не принимала и не примет, потому что это против Бога. А мы знаем, кто против Бога, и какие силы стоят за всем этим. Есть силы вражьи, которые, как лев, по слову Священного Писания: «Дьявол ходит и ищет, кого поглотить, рыкает». Поэтому связываться с этими силами я бы не советовал Вам ни в коем случае. Вне зависимости от каких-то личных мнений, но церковь никогда не признавала, не признаёт эти тёмные силы. Здесь уже зависит от самого человека, что он принимает, кому он открывает свою душу и своё сердце. Если он открывает сердце своё Христу, то Христос будет жить в его сердце, и такому человеку действительно не страшно. Поэтому священник, который Вам это сказал, что это ерунда, прав: тот человек, который причащается и живёт по-христиански, для него это ерунда, он не боится ничего. И тот же священник прав, который сказал, что всё-таки есть такое действие на людей, поэтому Вы не судите, кто из них прав, кто виноват – они оба правы. Но в первом случае это действует на тех людей, которые не защищены Господней благодатью, действующей через принятие Святых Тайн Христовых. Поэтому я бы Вам рекомендовал обязательно исповедоваться, причащаться, молиться, почаще молитовки “Да воскреснет Бог…” и “Живый в помощи…” читать и квартиру иметь освящённую, и автомобиль, и детишек крещёных иметь. А если брак у Вас венчанный есть, то слава Богу; если невенчанный – повенчайтесь, помолитесь Господу. А если Вы постараетесь ещё только в перспективе выходить замуж, то обязательно молитесь Богу, чтобы достался тот человек, который будет готов с Вами пойти под благословение Святой Церкви, под венчание, – и тогда Вам будет тоже ничего не страшно.

Спасибо, батюшка. До нас дозвонилась Елена из Челябинска. Елена, здравствуйте.

Здравствуйте, Галина. Здравствуйте, батюшка. Благословите.

Бог благословит. Здравствуйте.

Скажите, пожалуйста, батюшка, в каком случае Бог не прощает грешника? Я в данное время в очень тяжёлом состоянии – помрачении ума. Видимо, я перед Богом согрешила, переступила какую-то черту. Хотелось бы узнать.

Да, спасибо.

Я бы хотел Вам сказать, что нет такого греха, который Господь бы не простил, если в нём человек кается. Единственный грех, который действительно по учению Святой Церкви не прощается, – это когда человек самостоятельно и самовольно лишает себя жизни. Потому что он принимает решение о том, что ему необходимо это сделать, потому что он сам себя не родил, он родился по благословению Божию, Господь ему эту жизнь вручил. Это единственный грех, если отвечать прямо на Ваш вопрос. В Вашем же случае я считаю, что есть очень много путей для того, чтобы облегчить Ваше состояние души, и в первую очередь этот путь – в храм Божий. А может быть, более короткий путь и сейчас для Вас приемлемый – это встать перед иконочкой, открыть молитвослов, если он у Вас есть – если нет, то просто своими собственными словами молитву сказать: “Господи, нахожусь в сложной ситуации, унываю. Помоги мне, Господи. Ты есть Путь, Истина”. И когда мы поём тропарь Рождеству Христову, которое мы совсем недавно праздновали вместе с вами, мы поём о том, что “Возсия мирови свет разума”. Поэтому не наговаривайте, пожалуйста, на себя, что у Вас с разумом какие-то проблемы, обратитесь ко Господу, скажите: “Господи, Ты Свет Разума для меня, просвети мою душу, просвети моё сердце, мой ум и научи меня следовать Твоим заповедям”. И ни в коем случае не унывайте, потому что это ни к чему хорошему Вас не приведёт. Молитесь Богу, живите по-христиански, и всё будет хорошо в Вашей жизни.

Спасибо, батюшка, за такие слова замечательные. Екатерина задаёт вопрос: “Здравствуйте. Я хожу на исповедь в монастырь. Священник, у которого я несколько раз исповедовалась, сказал мне, чтобы я прилепилась к одному батюшке и только к нему одному ходила на исповедь. Может ли быть, что этот священник дал мне понять, чтобы я не исповедовалась у него? Мне неловко было спросить его об этом, теперь я стесняюсь подходить к нему на исповедь. Кого-то одного выбрать очень трудно, мне по душе несколько батюшек, они внимательные и мудрые. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить”.

Больше чем уверен, что этот священник ни в коем случае не хотел Вас как-то оттолкнуть, а хотел действительно предложить Вам, чтобы у Вас был свой духовник. Это могло произойти в той связи – я на своём личном опыте могу сказать, – что часто бывает, что приходят люди, которые не имели возможности исповедоваться у своего духовника (по разным причинам: или он сегодня не был на богослужении, или они откуда-то приехали) и начинают излагать какую-то ситуацию, с которой я абсолютно не знаком. И мне сложно полностью включиться и уделить достаточное количество времени – не из-за того, что нет желания, а из-за того, что просто служба короткая может быть, а исповедоваться ещё имеют желание несколько десятков человек. Поэтому, возможно, из-за того, что он не полностью смог вникнуть в Вашу ситуацию, из-за нехватки времени всего лишь он и рекомендовал Вам найти одного духовника, к которому Вы могли бы приходить, и этот батюшка уже знал бы Вашу конкретную проблему, знал бы ту ситуацию, с которой Вы к нему, может быть, приходите не один раз, а несколько раз или достаточное количество времени, поэтому он такое решение Вам предложил. Если же Вы приходите к нескольким другим священникам, которые Вас устраивают, – я думаю, что в конце концов ничего плохого в этом нет, потому что мы исповедуемся не священнику, это нужно очень чётко понимать, а исповедуемся самому Господу Иисусу Христу. Поэтому перед каждым священником, перед которым Вы окажетесь на Таинстве Исповеди, который будет свидетелем, Вы с полной, одинаковой ответственностью относитесь к этому. Помните, что Вы приносите покаяние самому Спасителю. Священник только лишь является свидетелем, о чём свидетельствует и молитва увещевательная во время исповеди, которую священник совершает. А там Господь уже выведет на того единственного священника, к которому Вы всегда, в самые важные моменты стали бы приходить.

Спасибо. Мария задаёт вопрос: “Скажите, пожалуйста, как себя вести, когда милостыню просят очень настойчиво, даже когда уже подала, а этот человек просит ещё подать – что будет более правильным ответить этому просителю?”

По этому поводу существует несколько разных мнений, и в том числе святоотеческое мнение о том, что монетка должна прилипнуть к нашей руке перед тем, как мы её отдадим тому, кто просит. Во-первых, действительно нужно понимать, кто просит; а с другой стороны, сказано, что “всякому просящему дай”. Я вот считаю, что так, и сам, честно говоря, стараюсь поступить так, потому что такая же ситуация была лично в моей жизни не так давно: летом я стоял на светофоре, и моя машина стояла где-то десятой в очереди на светофор, и к первой машине подошёл человек, который просил милостыню. Я подумал о нём, что скоро уже загорится зелёный сигнал светофора, нужно будет ехать, и в этот момент он, обходя все остальные машины, подходит именно ко мне. Я ему небольшую сумму дал, поэтому, когда лично мне этот вопрос задают, я считаю, что нужно всякому просящему действительно дать, но подумать, сколько дать. Может быть, если Вы дадите пять, или десять, или двадцать рублей, это, во-первых, Вашего кошелька не опустошит, во-вторых, Вы сотворите доброе дело и мучиться не будете, и самоедством заниматься не будете, о котором мы сегодня рассуждали. Потому что всякий человек – будь он пьяница или ещё какого-то асоциального поведения, – он тоже кушает, тоже лечится, принимает какие-то лекарства, чтобы продлить свою жизнь, и мы не вправе эту жизнь ему ограничивать, если нас попросили.

Воздастся сторицей всякому просящему…

…минимальную сумму давать. Уже совсем другой вопрос, когда просят в долг – сколько просят… это уже другая тема для разговора.

Да. Я напоминаю, что это программа “Прямая линия. Ответ священника”. Мы ждём от вас ваших звонков в прямой эфир, сейчас мы прервёмся на короткую паузу и снова продолжим отвечать на ваши вопросы.

Мы продолжаем нашу программу, и до нас дозвонился по Скайпу Фёдор из Выборга. Фёдор, здравствуй.

Здравствуйте, отец Тимофей, здравствуйте, Галина. У меня такой вопрос: почему батюшка во время исповеди накрывает голову епитрахилью?

Спасибо, Фёдор, за вопрос.

Спасибо, Федя. У тебя очень интересный вопрос, который задают многие, особенно дети – тоже неоднократно мне этот вопрос задавали. Потому что епитрахиль является символом священнической власти, данной ему при хиротонии через возложение рук архиереем. Без этой части облачения, которая называется епитрахиль, мы не можем совершать никакие Таинства Святой Церкви. А исповедь – это одно из семи Таинств Святой Церкви, поэтому мы обязательно накрываем в знак того, что Господь наш Иисус Христос через священника, через его благословение оставляет и прощает грехи кающегося.

Спасибо большое, отец Тимофей. Фёдор, у тебя есть ещё какой-то вопрос?

Нет, у меня больше нет вопросов.

Спасибо!

Спасибо, отец Тимофей, спасибо, Галина!

Спасибо, Фёдор!

На здоровье!

До свидания, всего доброго!

Екатерина задаёт вопрос: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, когда мы  прикладываемся к стеклу, которое прикрывает мощи святых или иконы, получается, что мы целуем стекло, а не саму святыню. Если просто поклониться мощам и приложиться, не касаясь губами – это будет то же самое, если прикладываться вплотную? В церковь ходят люди с насморком, с кашлем,  и если другой, здоровый человек, приложится к отпечатку их губ, он точно не заразится вирусом ОРВ?  Ведь есть люди со слабым иммунитетом, легко и часто заражающиеся инфекциями. Можно ли им безбоязненно прикладываться?»

Вот такой вопрос.

Вопрос актуальный. Я бы хотел сказать, может быть, не долго рассуждая об этом, что сегодня Русская православная церковь несёт свою миссию в местах лишения свободы, и как мы знаем, что достаточно многие, те, кто находится в местах лишения свободы болеют разными болезнями, в том числе туберкулёзами. Вот мой папа окормлял колонию строгого режима, где к причастию в том числе подходили те, кто такой болезнью болеет. Но, Божьей милостью, я никогда не слышал, и нет в моей памяти того, чтобы кто-то из священнослужителей заболел туберкулёзом. Потому что священник, как правило, после того, как причастит всех, по окончании Божественной литургии обязательно потребляет святые дары, то есть их вкушает, замывает потом святую чашу, и никогда таких проблем не было. Также мы единой лжицей причащаем всех верующих, кто приходит, а за Божественной литургией, особенно в большие праздники, бывает несколько сотен причастников. И причащаются от млада до стара – все приходят со своими немощами, но мы приходим ко Христу как к врачу душ и телес, как к нему обращается Святая Церковь. Что уж говорить об иконах – то же самое, конечно, если бы каждый стал прикладываться непосредственно к самим мощам, то от этих мощей, наверное, ничего бы не осталось уже. Это, конечно, как определённая безопасность, поэтому с верой прикладывайтесь обязательно. Мы же целуем святые иконы, обращаясь к их первообразу, к тем, кто почитает тех святых, которые на них изображены. Не к тем доскам и краскам, которыми они написаны. Поэтому по вере вашей да будет вам. Ничего не бойтесь, прикладывайтесь.

Да, именно так. До нас дозвонилась Марина. Марина, здравствуйте.

Здравствуйте. Батюшка, благословите.

Бог благословит.

Значит, у меня такой вопрос. У меня супруг категорически – не то чтобы категорически, но против того, чтобы я ходила на семинары православные или курсы православные, чтобы соблюдать побольше веру.

Супруг против того, чтобы она ходила на православные курсы. Не очень хорошая связь.

Я не знаю, что с этим делать. То есть он не против церкви в общем, и венчаны мы, и дети у нас крещёные…

Странно. И венчаны вроде бы, да? А Вы с ним разговаривали, Марина, Вы пробовали с ним поговорить?

Дело в том, что он уже за столько лет смирился с тем, что я соблюдаю посты, что я хожу в церковь, что детки у меня ходят, но как-то говорит, что: «Я не пойму, что ты пытаешься из детей сделать? Священнослужителей, или что?» То есть как бы вот.

То есть он против Вашего такого глубокого воцерковления, он переживает за это? Понятно, спасибо большое, Марина, за вопрос. Не очень хорошая связь у нас, отец Тимофей, но вот такой случай.

Вы знаете, я думаю, что этот вопрос решаем. На самом деле, не нужно вступать ни в какой конфликт с супругом, потому что ни к чему хорошему, я считаю, он не приведёт абсолютно. Сегодня мы все обеспечены гаджетами различными, Интернетом. Сегодня есть возможность любую литературу, в том числе, которая предлагается при изучении этих курсов – её можно всегда достать. Обратитесь к заведующим курсами того храма, в который Вы хотели бы пойти, сообщите о той проблеме, что у Вас просто нет возможности, к сожалению, посещать эти курсы в причину определённых семейных обстоятельств. Вам, может быть, предложат какое-нибудь самостоятельное изучение – тем не менее, худо-бедно Вы всё равно прикоснётесь к тому, что на этих курсах изучается. А со временем, глядишь, и муж будет не против. Это во-первых. Во-вторых, не совсем понятно, с каким настроением Вы преподносите ему своё желание, что он боится того, что Вы из семьи всех священнослужителями сделаете.

И он ещё против того, я так понимаю, чтобы дети ходили в воскресную школу. То есть он переживает, что они в будущем станут священниками.

Вы знаете, сегодня вообще модным стало изучение всего на дому, но я не приверженец этого, честно говоря – когда есть возможность учиться в школе, в университете, наверное, там и нужно учиться, потому что в больницах мы тоже лечимся. Не на дому, не оперируем сами себя – всему своё место, и Церковь Божия тоже для того, чтобы в ней молиться и приступать к таинствам церкви, а не на дому. В первую очередь, в Храм Божий идти. Но, если у Вас такая сложная ситуация, постарайтесь приложить те усилия, чтобы дома, как мать, которая научает жизни, научает молитве. Будьте примером, почитайте Евангелие, почитайте Библию, для детишек, если они у Вас малого возраста – сегодня масса литературы церковной во всех церковных лавках. В средствах массовой информации сможете найти историю церкви, «Закон Божий» многих авторов, например, протоиерея Слободского – он очень понятный, очень известный, многие люди им пользуются. В том числе я сам, когда ещё ходил в воскресную школу, и дома у нас всегда был «Закон Божий», по которому и ребёнок, и взрослый может понять, что такое троеперстие, почему мы крестимся тремя пальцами, что значит священническое облачение, какие праздники есть церковные. Поэтому начните с этого – с малого, – и дальше Бог Вам поможет, если Вы будете просить его об этом.

Спасибо, отец Тимофей. Вот ещё один интересный вопрос от Юлии: «Батюшка, как жить с безответной любовью и как облегчить боль? Я давно люблю мужчину, он это знает, но на мои чувства он не ответил взаимностью. А я никак не могу смириться с этим».

Я думаю, что это Ваша проблема, если честно. Это Ваша проблема, потому что заставить любить человека невозможно, и это неправильно абсолютно. Человек создан свободным, мы любим по свободе своего выбора, во-первых. Во-вторых, если Вы будете стараться что-то сломать и сделать так, как Вам угодно, как Вы хотите, Вы сможете приобрести себе определённые проблемы, а потом Вы будете задавать вопросы, как с ними бороться, как преодолевать эти проблемы. Поэтому, я считаю, что Вам нужно немножко остановиться и просить у Бога того человека, который действительно Вас будет искренне любить, потому что в любовь играть нельзя. Такое бывает только в фильмах, в каких-то непонятных сериалах и романах, но в жизни – я Вам ответственно скажу, потому что многие люди приходят, советуются – в любовь играть нельзя.

Спасибо. Елена, задаёт вопрос: «Скажите, пожалуйста, некоторые люди часто ходят на исповедь. Но ведь когда исповедуешься, важно по-настоящему раскаяться и больше не совершать грехи. Но в следующий раз опять идут. Получается, они каждый раз исповедуются в новых грехах? Или опять тех же? Мне это не понятно. Поясните, пожалуйста».

К огромному сожалению, мы действительно совершаем те или иные грехи, а часто бывает так, что мы привержены уже не только грехам, но и определённым страстям. Вот, например, страсть осуждения. Я думаю, мало кто из нас, или практически таких не существует людей, которые могут сказать, что «я перестал осуждать». Хотя иногда я встречаю такое на исповеди, но, как правило, это когда я беседую с человеком, он начинает понимать, что такое осуждение. Как в этом не каяться каждый раз? Естественно, кто-то и в новых каких-то грехах кается – от этого меньше радости, её вообще нет, радости, если кто-то кается в больших грехах. Но каждый раз мы совершаем, к сожалению. Каждый день: куда-то посмотрел, кто-то не так одет, этот политик не такой, этот поступил неправильно, к сожалению – вот тебе уже целая корзинка этого осуждения. Поэтому в этом нужно обязательно каяться. Мы приходим к врачу, иногда с большой болячкой, с большой проблемой – он нас лечит. Но он говорит: «Приходи через неделю, через месяцок, через год. А ещё каждый год, пожалуйста, сдавайте анализы для того, чтобы понимать, есть ли проблема, или она полностью ушла». Так же и исповедь – это определённая мера, к которой мы прибегаем для того, чтобы духовно исцеляться. Поэтому не бойтесь исповедовать грехи свои. Все святые отцы учат нас тому, что, если согрешил – замечаешь, что грех гложет душу, – не откладывай надолго, иначе дьявол тебе ещё какие-то грехи принесёт. Сразу бегом иди на исповедь и кайся в своих грехах.

Спасибо, отец Тимофей. Вопрос от Ирины: «У меня с мамой возник небольшой спор: она говорит, что заниматься йогой – это грех. Якобы это из другой религии, и медитировать нельзя. А я не могу понять, почему. Что в этом плохого? Можете помочь с ответом?»

Действительно, йога не принимается нашей православной церковью. Я не слышал ни разу о том, чтобы кто-то из святых угодников Божиих занимался бы йогой. Честное слово. То, что Серафим Саровский и Сергий Радонежский занимались большим физическим трудом, об этом мы много слышали, многое читаем. Если у Вас нет в современных условиях возможности заниматься физическим трудом, а такой возможности можно найти, даже если не просто в собственном огороде находиться, а, может быть, кому-то помочь. Но если такой возможности нет – то, пожалуйста, у нас есть спорт, у нас есть какие-то спортивные мероприятия, но йога – это, действительно, не наше, не православное, не христианское.

А если к йоге относиться как к физическим упражнениям? Или это невозможно?

Вы понимаете, во время йоги всё равно есть какие-то вещи, и у каждой вещи есть определённые корни, откуда это произрастает. Поэтому, как мне кажется, нужно зреть в корень, как у нас принято говорить. Поэтому не расстраивайте свою маму, и сами почитайте ещё более внимательно об этом, откуда это всё произрастает.

Пойдите, займитесь танцами!

Да, пойдите, займитесь танцами, чем-то красивым, замечательным. Вы будете не менее красивы.

Спасибо, батюшка. До нас дозвонилась Ольга из Амурской области. Ольга, здравствуйте.

Здравствуйте.

Мы слушаем.

Здравствуйте, Ольга.

Здравствуйте. У меня такой вопрос: мне пятьдесят пять лет, я очень советский человек всегда была, и наконец-то пришла к выводу, что пора креститься. Но есть такой момент: мой папа – адыгеец, и когда мне был годик, папа с мамой ездили в отпуск и оставляли меня в ауле у папиных родителей. И когда вернулись, им сообщили радостную весть, что я мусульманка – надо мной был совершён этот обряд. То есть получается, что я мусульманка, а мне бы вот сейчас хотелось пойти в православную церковь и покреститься. Как это сделать, правильно ли это будет? Я не знаю, что делать.

Спасибо большое, спасибо, Ольга, за вопрос.

Да, Ольга, Вы взрослый человек, который самостоятельно уже принимает решения по принадлежности к той или иной религии, тем более, Вы живёте в нашей православной стране, и если у Вас есть такое желание – Вам нужно действительно прийти в храм, пройти огласительные беседы, которые сейчас предлагаются в каждом православном христианском храме, и смело, во имя Святой Троицы, креститься и быть членом Церкви Христовой. Никаких препятствий абсолютно в этом не вижу. И Бог пусть помогает Вам в этом.

Спасибо большое, батюшка. Ещё один вопрос от Натальи: «Скажите, Христос родился в наш мир человеком. Тогда были ли у него ангелы-хранители, данные при рождении от крещения, как у каждого человека?» Были ли у него ангелы-хранители?

Я бы хотел ответить Вам, что Христос родился не просто человеком, он родился богочеловеком, и через естество человеческое Господь так же принимал и пищу, и был таким человеком, который обладал теми человеческими способностями, которыми мы все обладаем. Но, тем не менее, он был ещё и Богом, который был ниспослан на Землю для того, чтобы каждого из нас возвысить в божеском. Обожить, чтобы мы имели возможность действительно стать первоначально теми, которыми являемся, когда попадаем в Царствие Божие. Вопрос относительно ангелов-хранителей: действительно, когда человек принимает крещение, ему ниспосылается ангел-хранитель, но мы совсем недавно с вами праздновали и сейчас продолжаем празднование Крещения Господня и знаем, что Святая Троица – не просто ангел-хранитель, а сама Святая Троица свидетельствовала – Бог-отец – произнесением слов, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих». Видением голубя Святой Дух снизошёл на Господа, Иисуса Христа, сам Христос погрузился в воды Иордана, и, как мы видим на иконах, конечно же, не только один ангел, но и сонм ангелов сопровождал и Рождество Христово, и ангелы предвозвестили эту радостную весть пастухам, и при Крещении Господнем, конечно же, весь сонм ангелов, архангелов – мы это слышим в богослужениях Святой Церкви – свидетельствовали о крещении, о рождении Господа нашего Иисуса Христа.

Спасибо, отец Тимофей. У нас остаётся буквально две минуты до конца программы. Вопрос от Раисы: «На уроке рисования в седьмом классе детям предложили срисовать изображение распятого Иисуса Христа. А на следующем занятии дети будут разукрашивать его карандашами. Не является ли такое задание грехом и для детей?» Вот как Вы считаете?

Конечно же, здесь нужно очень хорошо подумать: с одной стороны, это очень неплохо, что предложили изобразить Господа нашего Иисуса Христа, и если у вас есть такая возможность, то постарайтесь это сделать с отчаянием, с вниманием, хотя на церковное искусство, изобразительное искусство, есть определённое благословение, специальные обучающие школы, в которых учатся церковному искусству. Но раз такая ситуация сложилась, и понятно, что она, скорее всего, неизбежна, и детки будут рисовать Господа и Спасителя, то Ваша дочь, или Ваш сын пусть изобразят его с благоговением, насколько это возможно, и потом этот рисуночек ни в коем случае не должен попасть куда-то в какие-то ящички и так далее, пусть это будет рядом с Вами. Пусть это будет напоминать Вам о том моменте, когда Вам было доверено изобразить Господа Иисуса Христа.

То есть это не является грехом?

Знаете, здесь такая сложная ситуация, потому что мы не можем сейчас, наверное, прийти в школу и сказать, что: «Вы не должны изображать Господа Иисуса Христа». Если родители могут такой диалог провести с учителем…

То есть лучше этого не делать, получается?

Я бы сказал, что лучше этого не делать. Если неизбежная ситуация, то нужно сделать это с благоговением, понимая, что мы изображаем самого Господа, но если у Вас есть возможность переговорить с классным руководителем и отложить этот момент, то Вам была бы большая благодарность, потому что всё должно быть по канонам Святой Церкви.

Спасибо большое, отец Тимофей. Наша программа, к сожалению, на сегодня завершается. Я напоминаю, что сегодня на Ваши вопросы отвечал священник Тимофей Чайкин. Отец Тимофей, спасибо Вам за Ваши искренние, добрые ответы на духовные вопросы наших телезрителей, основанные на каком-то Вашем личном опыте, это очень важно нашим телезрителям. Я напоминаю, что наша программа «Прямая линия. Ответ священника» выходит каждый день, поэтому пишите нам в социальные сети, звоните, мы будем очень рады ответить на Ваши вопросы. Помощи Вам Божьей! До новых встреч, и храни Вас Господь.