Полный текст программы

Здравствуйте, дорогие друзья, телеканала «СПАС». «Прямая линия. Ответ священника». Отвечаем на ваши самые насущные духовные вопросы. Сегодня у нас в гостях Отец Павел Гумеров. Батюшка, здравствуйте.

Здравствуйте, Наталья. Здравствуйте, дорогие телезрители.

Я напомню, что у нас есть телефон нашей горячей линии, вы можете позвонить нам. У нас есть сайт, где вы можете задать свой вопрос в любое время дня и ночи, мы обязательно его получим и зачитаем. И сейчас эфир традиционный начинаем как раз с вопросов, которые вы задали нам немного ранее. Первый вопрос от Алёны: «Здравствуйте, меня очень заинтересовал один вопрос. Почему в сложных жизненных ситуация, даже неверующие люди обращаются к Богу? Я это не раз наблюдала и имею кое-какие размышления. Но очень хочу услышать ответ человека, который профессионально мог сталкиваться с такими ситуациями. Большое спасибо».

Спасибо за вопрос, Алёна. Дело в том, что совершенно доказано точно немецкими учёными, и параллельно им, не буду врать в какие года, производили очень масштабное исследование, и выяснили, что нет ни одного народа без веры в Бога. То есть душа человеческая, в ней генетически, если хотите, заложено чувство веры, как чувство любви, чувство самосохранения и ещё какие-то у нас есть такие базовые понятия, которые совершаются бессознательно человеком. И также вера в Бога и, особенно, в минуту жизни трудную, прибегать к Богу, обращаться к нему – это то, что заложено изначально в человеке. Известные слова: «В окопах атеистов нет. Кто в море не плавал, Богу не молился», – русские пословицы говорят о том, что как раз в минуту стресса, в минуту очень напряжения большого к кому обращаться человеку, если нет вообще никакой возможности другой нигде искать помощь? Конечно же, к Богу, Творцу, к Отцу небесному. К кому мы обращаемся, когда нам плохо, и когда ребёнок, например, не может сам себе помочь? Естественно, он зовёт родителей на помощь. И вот к Отцу небесному как раз наш вопль о помощи, о защите, о покровительстве. То есть это в любом человеке есть. Известны случаи, когда самые ярые атеисты, когда припекло, когда какая-то смертельная болезнь и опасность, они говорили: «Господи, помилуй, Господи, помоги».

Почему мы забываем Бога, когда у нас всё хорошо?

Человек слаб, человек удобопреклонен ко греху, природа человеческая испорчена. Для этого Господь и пришёл на землю, чтобы помочь нам восстановить нашу падшую человеческую природу, соединить человека с Богом. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Замечательная пословица, как раз говорящая нам об этом. Кстати, пословица ещё дореволюционная, и тогда люди, к сожалению, забывали прибегать к Богу не только в сложных обстоятельствах, а вспоминать его, благодаря Бога и прославляя Бога за то, что нам в жизни хорошего Господь послал.

Спасибо, Отец Павел. «Мир вам. Христос учил, что внутри нас есть Царство Божие. Церковь учит, что человек – носитель первородного греха. Но если человек изначально носит в себе грех, то он обречён грешить, так как это его внутренняя суть. А если внутри человека Царство Божие, то грех воспринимается, как нечто инородное, чуждое человеческой природе, и поэтому легче преодолевается. Не является ли теория первородного греха, не упоминаемая нигде в речах Спасителя, препятствием на пути спасения и поводом для уныния? Не пора ли нам вернуться к словам Христа: «Царство Божие внутри нас есть», – Владимир спрашивает.

«Царство Божие внутри нас есть», – как раз говорит о том, что в человеке есть искра Божия. Душа человеческая – это то, что вдохнул в нас Господь при рождении нашем личном, а в Адаме, первом человеке – при создании. То есть единственное из сотворённых живых существ – в него Господь вдунул дыхание жизни, то есть это душа человеческая. То, что Священное Писание говорит о первородном грехе неоднократно, что «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть … в немже вси согрешиша». Это апостол Павел. То есть Спаситель, можно найти какие-то моменты, где он упоминает об этом. Дело в том, что Священное Писание – слово Божие, которому мы должны безоговорочно верить (мы люди верующие), которое для нас является откровением самого Бога, оно неоднократно говорит о первородном грехе. О том, что ещё когда совершилось убийство Каина Авелем, Господь предупреждает его ещё до этого, что «грех лежит у дверей твоего сердца, но ты господствуй над ним, властвуй». О том, что в человеке борются два начала, что всё время тело тянет его ко греху, ангел хранитель его тянет к добру. Этим пропитано всё Священное Писание – ожиданием, воплем о том, чтобы пришёл Искупитель, помог нам выбраться из этой путины греховной. Как раз об этом весь Ветхий Завет. Так вот, что такое на самом деле Царство Небесное, которое внутри нас есть: дело в том, что человек сам себе создаёт этот внутренний мир, который на самом деле очень слабо зависит от того, что человек находится в крайней бедности или он, наоборот, обсыпан весь какими-то земными благами. Человек создал семью или ушёл в монастырь, человек находится в какой-то болезни или, наоборот, он здоров. То есть счастье и несчастье, внутреннее мирное расположение – ещё его можно назвать духом мирным. Вот недавно была память преподобного Серафима Саровского, который говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот дух мирен – это как раз то Царство Небесное, пришедшее в твоём сердце. И вот этот рай начинается здесь, в сердце человека, он начинается не в том, что мы в государстве каком-то строим Царство Небесное на земле – это невозможно. Как сказал замечательный историк Сергей Соловьёв: «Задача государства – не строить рай на земле, а задача государства – не допустить ада на земле». Построить рай на земле невозможно, но в нашем сердце построить его возможно, в нашей душе – это как раз и есть Царство Небесное внутри нас. И, преодолевая эту испорченность, удобопреклонность, за это Господь нам даёт оружие: таинства, молитвы, соединение с Богом в Церкви Его для того, чтобы преодолеть эту удобопреклонность, испорченность нашу. То есть ничего непреодолимого нет. Мы должны на земле всё преодолевать, и Царство Небесное придёт в наше сердце, в нашей душе.

Спасибо большое. На самом деле, ни от чего не зависит этот настрой внутренний: не зависит ни от богатства внешнего, ни от здоровья. Можно быть богатым, здоровым, просто весь твой организм пышет здоровьем, и при этом ты в унынии, ты несчастен, правильно? Это всё-таки зависит от наших отношений с Богом, насколько мы настроены, вот эта вертикаль.

Конечно. Это доказали даже психологи. Вы знаете, что каждый пятый из знаменитого «золотого миллиарда» – самых богатых людей планеты – страдает хронической депрессией? А что такое депрессия? Это как раз противоположность Царству Небесному: то есть человека ничего не радует, у него уныние, у него хроническая эта доминанта такая – всё плохо, тревога, тоска, уныние, зачем жить, зачем все эти богатства. Казалось бы, человек может решить любые проблемы, как ему кажется, за деньги приобрести всё, что хочешь – земные блага, здоровье и так далее.

Давайте сделаем так, чтобы наш телезритель не унывал, он нас ждёт сейчас, есть телефонный звоночек. Здравствуйте! Как Вас зовут? Представьтесь, пожалуйста.

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Меня зовут Наталья.

Очень приятно, мы слушаем Вас.

У меня такой вопрос: я крестила своего старшего сына в советское время в православной церкви, конечно, и в крёстные взяла свою подругу. И позже выяснилось, что, оказывается, она крещена в бессознательном младенчестве в католической церкви, но она об этом не знала, и я тоже не спросила. И вот теперь вопрос такой: является ли она крёстной моего сына? Разрешается это? Или это ошибка была большая?

Спасибо за вопрос. Я думаю, что решить его можно так: мы принимаем крещение католиков, принимаем его, не перекрещивая их. Есть 3 чина приёма в православную церковь: через крещение, покаяние и миропомазание. Католиков мы принимаем через покаяние. То есть Ваша крёстная, Ваша подруга, я думаю, что раз за неё всё решили, и сейчас она тянется к православию, раз человек участвовал при православном таинстве, будучи крёстной, не зная, что она крещена в католичестве, я думаю, что никаких проблем. Нужно пойти к священнику, принести покаяние, то есть читается Символ веры православный без филиокве, то есть без добавления этих католических «и от Сына, и схождения Духа Святаго», другие какие-то. Существует целый чин такого приёма, который совершается над человеком. То есть пойти в церковь, и священники ей скажут, как пройти через исповедь, пройти через причастие. И всё – она станет православным человеком, и будет и крёстной, потому что человек был крещён, и даже себя считал православным человеком, но по неведению так не принял вовремя именно веру православную, так что не смущайтесь. Пусть она станет православным человеком, и я думаю, что это взаимоотношение её и участие в таинстве никак не смывается оттого, что она когда-то по неведению приняла, её крестили в католической вере.

Да, пускай смущение уйдёт. И вот всего лишь звонок к нам – и практически все проблемы решены. Осталось дойти до храма. Дозванивайтесь к нам, после небольшой паузы мы снова в этой студии.

Это «Прямая линия. Ответ священника», продолжаем отвечать на ваши вопросы. Отец Павел Гумеров у нас сегодня в гостях, и у нас есть Скайп-звонок – мы видим на нашем большом экране нашу телезрительницу. Любовь, здравствуйте.

Здравствуйте, Отец Павел и Наталья. У меня вопрос следующий к вам: к нам в церковь недавно привозили частичку мощей Матроны Московской. И в иконной лавке продаются не только масла, но ещё и головные уборы с изображением этой святой. Скажите, пожалуйста, отношение церкви к этому. Я считаю, например, что со временем в процессе носки головной убор запылится, приходится стирать. Как быть с этим, как относиться, как церковь относится к этому? Если мы даже листки календаря православного утилизируем по-своему, не просто бросая в мусорное ведро? Спасибо за ответ.

Любовь, скажите, что это за головной убор? Это платочки женские или что?

Косыночки, в виде косыночки.

Понял. Вы знаете, я думаю, что Вы правы. Не стоит всё-таки не священнику носить головной убор с изображением святых, Богородицы, потому что всё-таки это прерогатива священнослужителей. Например, мы знаем, что у патриарха, даже у некоторых протоиреев, награждённых этой наградой, есть митра – такая шапка специальная, на которой как раз иконочки есть с изображением Господа, Матери Божьей, святых. Что это какое-то нововведение, я об этом даже не слышал. Но, в принципе, какого-то греха я в этом не вижу. Я думаю, что носить можно с благоговением, особенно в церкви. Но я считаю, что, если Вас это смущает, это не стоит делать, потому что это установление какой-то не древнее, а современное, и оно как-то действительно чревато, как Вы сказали уже, какими-то проблемами: куда потом это всё девать, сжигать. Мы, в принципе, часто очень эти вещи, священные изображения, газеты, пакеты, на которых изображается крест или храм, мы сжигаем потом. Сжечь-то можно, я думаю. В этом нет проблемы особой, но мне не очень эта идея нравится – изображать на платках святых. Это всё-таки не украшение, это икона.

С Италии из города Бари, где мощи Николая Угодника, тоже привозят платки, на которых изображён Николай Угодник.

Я не думаю, что это совсем недопустимое и еретическое. Ну, хочет человек носить и хочет. Как кольцо, если на нём написано «Господи, помилуй», – пусть человек носит. Хотя вообще-то надо носить на себе крест или образок со святым изображением. Вас это смущает, и в принципе, правильно – значит, не стоит Вам носить этот платок.

Спасибо большое за ответ, всего Вам доброго.

Спасибо за звонок, дозванивайтесь к нам ещё, если будут ещё вопросы. Вот так можно дозвониться к нам: SPASOTVET вбиваете в поисковой строке вашего приложения «Скайп». Вы можете дозвониться к нам по телефонной линии, сейчас вы видите на своём экране номер телефона. Вы можете в любое время на нашем сайте – spastv.ru – задать свой вопрос, и мы его зачитаем. Вот именно так сделала Любовь, когда задала свой вопрос: «Как реагировать на то, что неверующий человек, друг, в Крещение купается в святом источнике, присылает фото с источника. И на моё замечание, что без веры в Бога это купание может пойти не на пользу, пишут, что этот обряд существовал до христианства и всех освящал».

Во-первых, спасибо за вопрос, во-вторых, если друг неверующий, почему он купается именно на Крещение? Это значит уже под вопросом очень большим его неверие. Тогда почему он не купается, например, на Новый год или не занимается вообще моржеванием? Раз он придаёт какое-то значение купанию на Крещение, даже если он считает, что и до христианства существовал некий языческий праздник.

А раньше разве не было массового крещения? Как раз-таки все язычники массово крестились на Крещение.

Конечно. То есть Крещение, мы даже вместо «Святый Боже» на литургии поём: «Елицы во Христа крестились, во Христа облеклись». И на Крещение, и на Пасху традиционно люди крестились, то есть массово принимали крещение. Но здесь, Наташа, скорее всего, человек спрашивает про этот некий языческий праздник славянский, называли его Водосвет (я читал про это), который существовал до принятия на Руси христианства. На самом деле всё, что связано с этим славянским язычеством, нужно подвергать очень большому анализу и очень большому сомнению. Потому что, в отличие от христианства, где огромное количество сохранилось письменных источников – Священное Писание, в первую очередь, – огромное количество, терабайты информации письменной о христианстве, а история настоящая начинается с письменного источника. Она не начинается с каких-то раскопок костей и глиняных черепков. Там можно что угодно напридумывать. Вы знаете, с язычеством всё очень-очень туманно. Всё, что нам сейчас говорят и пишут про язычество – это, скорее всего, всякий новодел. Потому что язычники говорят нам, вот эти родноверы говорят, что дошла до нас единственная книга – «Велесова книга», которую большая часть язычников, их странный лагерь считает просто подделкой, то есть подделкой XIX века, которую выдали за языческую книгу. Никаких других письменных источников мы не имеем. Но даже если представить, что этот праздник Водосвет был, который был близко к празднику Крещения, и люди в этот праздник купались, вы знаете, меня наводит на мысль, что этот праздник как раз пришёл, как некое заимствование крещений. Дело в том, что Русь приняла крещение в X веке, а праздновали Крещение в Византии – Византийская Империя, с которой Русь тесно общалась: естественно, были и походы на Византию, и торговля велась, и купцы приезжали с Византии, и наши русские люди туда ездили. И очень возможно, что они видели просто традиции и празднование Крещения там и заимствовали их здесь, потому что, что было раньше: праздник Водосвет или праздник Святого Крещения – мы не знаем. На самом деле, когда христианский праздник замещает языческий, это совершенно нормальное явление. Рождество Христово тоже праздновалось когда-то в один день с Крещением, то есть 6 января – 19 января по-старому. Потом в IV веке эти 2 праздника разделили. Их разделили, потому что существовал некий языческий праздник – день рождения Солнца. То есть день солнцестояния, когда начинал день прибавляться – это было 25 января, и на этот день перенесли Рождество Христово. Когда-то был единый праздник. То есть праздник христианский заместил праздник языческий специально, чтоб об этом празднике забыли, потому что эти пережитки язычества, к сожалению, очень цепкие. И поэтому, я думаю, надо просто с Вашим другом побеседовать о том, почему он себя считает неверующим, и, собственно говоря, участвует в обрядах языческих, как он говорит, и не пора ли ему стать из неверующего верующим человеком. Видимо, он сам просто не понимает, что в душе он верующий.

Спасибо. Телефонный звонок у нас есть сейчас. Дозвонилась до нас Галина, здравствуйте, приветствуем Вас.

Миленькая, кто со мной сейчас разговаривал, я не такой вопрос задавала. Доченька, я задавала такой вопрос: я никогда не пощусь, я постилась, была молодая, здоровая. Сейчас я старая, я не могу поститься от того, что у меня поджелудочная больная и печень. И меня в пятницу направили срочно, что у меня будто онкология на лице. Сегодня ездила в больницу, не подтвердилось, я этому рада. И идёт сейчас передача «СПАС», и я решила задать вам, выглядела номер ваш. Вы мне помогите, пожалуйста, я не пощусь, я буду очень нести грех сильный, да?

Спасибо за вопрос. Слава Богу, что не подтвердился у вас этот страшный диагноз, конечно. Вы знаете, для людей, страдающих всякими недугами, пост, конечно же, очень сильно ослабляется. Пост – это не какое-то самоистязание. Пост для пользы духовной. И Вы знаете, как говорил один мой духовный наставник, очень опытный священник, что болезнь сама по себе – уже пост. Человек болящий уже испытывает, кстати, и диету соблюдает иногда очень строгую, у него пожизненный получается пост. И пойдите к священнику, расскажите о своих болезнях, я думаю, что там вполне можно просто ослабить, ввести молочные, или, если нет рыбы, в эти постные дни рыбные какие-то блюда для Вашего укрепления. Ничего страшного нет. Я думаю, что Вам пост телесный нужно наоборот заменить усиленным духовным постом. То есть человек постящийся, не имеющий возможности поститься телесно, постится усиленно духовно. То есть он отказывается, например, от смотрения телевизора, всяких развлекательных программ, больше читает духовной литературы. Кстати, у человека даже чисто гастрономические могут быть удовольствия: человек любит пить кофе или любит сладкое. Кстати, можно и постное сладкое есть до отвала. На самом деле, человеку очень хорошо, если ему разрешили даже мясные какие-то, молочные продукты, как раз любимое своё лакомство, развлечение убрать или очень сильно ограничить. Я думаю, что это будет для него пост более тяжёлый, чем для человека, который разнообразно и без всяких ограничений может поститься.

А для некоторых совершенно еда – это не страсть. Для некоторых страсть – смотреть телевизор или слушать радио, социальные сети.

По телефону бесконечные разговоры.

Или страсть осуждения.

Вот об этом как раз, я думаю, надо подумать. И я думаю, что вполне Вы себя почувствуете постящимся, и не будет у Вас такой тяжести на душе, что я совершаю грех.

Спасибо за ответ. Вопрос у нас от Татьяны: «Батюшка, прошу помощи в совете. Я беременна, врачи диагностировали у плода лучевую косорукость, порок сердца и возможность синдрома Дауна, нарушение хромосомного ряда. Врачи склоняют к аборту, я в отчаянии, как быть в такой ситуации? И ребёночку будет трудно жить с такими диагнозами, если выживет. Молюсь, чтобы он был здоров, но посещают мысли о грехе».

Я думаю, никаких смущений не должно у Вас быть. Во-первых, в очень многих случаях любой священник расскажет Вам массу историй, когда врачи диагностировали даже стопроцентный синдром Дауна или ещё что-то, и рождался совершенно нормальный и здоровый ребёнок. Дело в том, что врачи у нас очень часто перестраховываются. У нас, к сожалению, такая тенденция в России: вообще нужно, не нужно, какая-то угроза, что женщина не выносит, или какие-то последствия могут быть для её здоровья, отправляют на аборт. К сожалению, все медицинские карты чаще всего пишутся для прокурора, то есть для того, чтобы человек потом был чист перед законом, как ему кажется, но перед своей совестью он, конечно, чист не будет. И к нему невозможно было придраться: он всё сказал, он отправил на аборт, он предупредил, и поэтому это нужно, не нужно – направляют, пишут порок сердца. Это всё совершенно невозможно. Нету у нас каких-то окольных путей, чтобы сделать аборт. Аборт делать ни в коем случае нельзя. Наташа у нас как раз активно с этим борется. В любом случае, это убийство. Рожайте, молитесь Богу, молитесь Иоакиму и Анне, перед Фёдоровской иконой Божией матери молятся о рождении младенца. И вы знаете, человек с синдромом Дауна – это же вообще, как ангел божий. Я очень многих таких людей встречал, это вообще удивительный совершенно человек. И какое мы имеем право препятствовать его прохождению в мир? Он уже пришёл в этот мир. То есть наша задача его принять, родить, и вообще с любовью это сделать. Как мы можем решать, когда человек уже здесь. Он уже здесь, просто он не вышел пока из утробы матери. Поэтому это страшный грех – грех аборта, который сказывается на семье. Очень многие вообще семьи рушатся, люди не могут простить. И последствия на Вашей жизни, не дай Бог, если это сделаете, не дай Бог, конечно, будут. И поэтому я считаю, что не надо слушать врачей. Можно посоветоваться с другими врачами более компетентными. Можно вообще не советоваться с ними, и вообще как-то с Божьей помощью, молясь, положившись на волю Божию рожать. Но в любом случае не надо делать, Вы об этом очень и очень пожалеете.

УЗИ – это не диагноз, УЗИ – это диагностика, и очень часто ошибаются. На телеканале «Спас» по понедельникам в 22:30 выходит программа «Прямая линия жизни», и очень часто к нам дозваниваются женщины, которые сделали аборт, они плачут, они раскаиваются. Иногда очень тяжело просто начать разговор, они дозвонились, но кроме «Алло» они не могут из себя даже это вытащить, потому что очень сильно это их тревожит и гнетёт. Ни в коем случае не делайте аборт, а обязательно дозвонитесь к нам, расскажите, что у вас происходит. И можете дозвониться к нам в «Прямую линию жизни» в понедельник в 22:30. А наша программа продолжается.

Да, замечательный совет, как раз от специалиста.

После небольшой паузы мы вернёмся в эту студию, не переключайте. 30:20 

Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы. Отец Павел Гумеров сегодня у нас в гостях. Вопрос от Галины: «Объясните, пожалуйста, в Евангелие от Луки, Глава 16 притчу об управителе, которого хозяин отстранил от работы за расточительство, а управитель пошёл к должникам и уменьшил сумму их долгов. «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»».

Здесь в этой притче ключевые слова: «Сыны века мудрее сего света в своём роде». То есть здесь сказано о том, что даже человек, который совершает какую-то махинацию: то есть он богатства своего господина, зная, что ему очень недолго осталось в этом доме находиться на этой должности, приобретает себе, строит запасной аэродром, на который он может приземлиться. И вот эти люди помогут ему, не оставят его, потому что он им помогал. Ты – мне, я – тебе. То есть ясно, что Господь не советует идти таким путём. Он говорит, что мы должны проявлять мудрость, как проявляют её подчас люди, стараясь добиться каких-то недуховных результатов. Например, люди огромное количество времени и денег тратят на то, чтобы улучшить свою фигуру, сбросить лишний вес: идут в фитнес-центр, какие-то диеты очень сложные, которые гораздо сложнее постов, качают мышцы. Или спортсмены достигают каких-то очень больших результатов, не едят (там специальное питание), не спят ночей, всё свободное время тратят на достижение каких-то результатов. И если бы человек, христианин, тратил столько же усилий, столько же времени, столько энергии своей души и тела для борьбы с грехом или для духовного свершения, для того, чтобы преуспеть в молитве, для того, чтобы действительно поститься, как это полагается, как эти «сыны века сего», то тогда он был уже, наверное, святым. Потому что часто очень человек тратит на достижение каких-то земных целей гораздо больше изобретательности, смекалки и сил, чем для того, чтобы достичь каких-то духовных результатов. А что такое притча? Притча – это просто некое иносказание. То есть, если глаз твой соблазняет тебя, вырви его. И лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Небесное, чем с двумя. Что это сказано? Неужели это сказано о том, что мы должны вырвать свой глаз? Конечно, нет. Здесь нужно понимать это духовно. То есть вырвать греховные помыслы, поставить шоры на глаза, чтобы не смотреть по сторонам, а именно туда, куда надо – духовные шоры, опять же. То есть это иносказание, это аллегория, это метафора, это вовсе не то, что вообще нужно заниматься какими-то приписками, так сказать, распилами бюджета для того, чтобы помочь каким-то людям, которые тебе тоже помогут, когда тебя снимут с должности вице-губернатора, скажем. Понятно, что это не так.

Спасибо. У нас есть телефонный звонок сейчас. Николай из Челябинска дозвонился. Здравствуйте.

Здравствуйте, Вероника. Здравствуйте, батюшки. Здравствуйте.

Добрый день.

Простите меня, пожалуйста, хотел бы вам задать вопрос: вот пью, вообще не просыхая, просто пью. Каким советом можете мне помочь? Хотел вам задать вопрос ещё по поводу… Не знаю, у меня сейчас мысли спутались, до вас дозвонился. Просите, пожалуйста. Пью вообще каждый божий день. Помогите советом, пожалуйста.

Скажите, а Вы страдаете от того, что Вы пьёте? Вы мучаетесь?

Да, я мучаюсь от этого, прям мучаюсь, вообще прям сильно мучаюсь.

Понятно. А скажите, почему Вы пьёте? То есть сами ответьте, почему? Сформулируйте кратко, отчего Вы пьёте?

Сформулировать свой вопрос я на данный момент не могу, конечно.

Нет, ответ, нужен ответ, краткий ответ. Вот Вы пьёте, да? Вас это мучает. Тем не менее, Вы всё равно пьёте. Почему? Для себя ответьте.

Страдает у меня матушка, все страдают.

Это понятно, это мы поняли уже.

Почему? Просто ответьте.

А вот почему Вы пьёте? У Вас тяжёлая жизненная ситуация? На работе устаёте?

Работ переменял, как перчатки уже. Тысячу работ уже.

Потерян смысл жизни у Вас? Горе какое-то? Или, наоборот, радость? Что? Сами скажите.

У меня ни горе, ни радость. Ну, у меня отец выпивал, он у меня сильно выпивал. Матушка говорит, может, поэтому я пью. Как вообще?

Хорошо, спасибо, сейчас попробуем ответить.

Очень сочувствую, конечно, этому. Видите, человек сам страдает, мучается. Вы знаете… Простите, как?

Николай.

Николай, Вы знаете, что я Вам могу посоветовать: человек может бросить пить. Он может даже героин бросить – не то, что, когда человек страдает алкоголизмом. Никто не предопределён, на самом деле. Есть даже очень многие врачи, которые считают, что нет никакого наследственного алкоголизма. Есть просто образ жизни, который, к сожалению, усвоен. Мы от родителей очень многое берём полезного и неполезного.

Как привычка родительская.

Дело в том, что Вам очень чётко надо понять: кроме Вас никто не примет такое решение, что «я бросаю пить». Дело в том, что есть такая программа – некоторые её ругают, некоторые хвалят, но, в принципе, она мне нравится. Программа называется «12 шагов». Не буду обо всех 12 шагах говорить. Почему я Вас спросил: «Вас это мучает? Вы страдаете?» Первый пункт этой программы: человек, который хочет бросить пить, страдающий алкоголизмом, приходит к мысли, что всё, не я управляю своей жизнью, а ей управляет алкоголь. То есть я уже не могу принять никаких решений: бросить пить или не бросить пить, или уменьшить дозу, или ещё что-то сделать. Я уже нахожусь в плену этой страсти. Что такое страсть? По-славянски «страсть» – это страдание. То есть Вы как раз страдаете. Вы должны полностью принять мысль, что не я хозяин своего счастья, своей жизни, а хозяин моей жизни – алкоголь. Вы сами говорите: «Страдают близкие, страдаю я». Видимо, Вы уже на пороге этой мысли, если Вы сами к ней не пришли, потому что, когда человек говорит: «Я с понедельника брошу пить. Да что вы, я разве пью? Кто-то пьёт по бутылке в день, а я пью по нечётным дням, по чётным – не пью». Этот человек на настоящий момент пить не бросит. Только человек понимающий, что он, как та лягушка, к которой подключают электрические заряды, дёргается. Второе, когда человек принимает вот такую мысль, что вообще, кроме страданий, мне это ничего не приносит, и алкоголь управляет моей жизнью, он обращается к Богу, обращается к высшей силе. Это второй шаг этой программы. Остальное там, кстати – уже дело техники. «12 шагов». Если хотите, наберите. Эта программа, кстати, используется во многих православных монастырях, методиках, потому что, действительно, без Бога мы не можем эту страсть преодолеть. Первое – мы признаём немощь: «Я не могу, я действительно уже дошёл до дна». А третье, что я хочу посоветовать… Первое – понять, что не мы управляем жизнью, а алкоголь. Второе – обратиться к Богу, принять свою немощь и понять, что без Бога мы не сможем бросить. И третье – принять твёрдое решение бороться с этой страстью. Потому что человек чаще всего почему не может бросить даже курить? Потому что ему и хочется, и колется, и батюшка не велит. И вроде на сигаретах пишут, что это вредно, и лёгкие чёрные там показывают, печень, изъеденную никотином. А бросить не может. Он говорит всё время: «Мне это вроде нравится, мне это стресс снимает». Какую-то меру ищет. Нет. Никаких полумер тут невозможно. Если человек принимает решение что-то сделать, он это сделает. Это 100%. Он выучит английский с нуля, он без денег построит дом, своими руками или заработав, взяв в кредит и так далее. Он бросит курить, он с героина слезет. При одном условии: только если он действительно примет твёрдое решение, что «всё, я борюсь с этой страстью, я буду бросать пить». Я советую обратиться, во-первых, к Богу. Это в первую очередь. Это духовный недуг, это не только телесный недуг, как туберкулёз, который надо медицинскими средствами лечить. Обратиться к Богу, причащаться стараться каждое воскресенье. Мой один знакомый хороший только так и слез с этого. Человек, готовясь к причастию, уже не пьёт. Он причащается, получает духовную благодать, помощь Божью, энергию для того, чтобы бороться с этим. Но понять, что никто, никакая наркологическая клиника… Почему там такой неэффективный результат этих всех клиник наркологии? Там деньги берут, а, собственно говоря, человека плохо, очень слабо мотивируют. Нужно понять: «Я разрушаю свою жизнь». Почему я Вас спросил, почему Вы пьете: потому что причины бывают разные. Алкоголь является средством мгновенного достижения какого-то результата. Человека, например, достаёт жена – он выпивает, ему становится всё равно. На тот момент, пока алкоголь действует, ему всё равно: кричит она, не кричит, хвалит его, ругает.

Причину надо ли искать? Это и спрашивают.

Надо искать причину. Почему надо: потому что, отказавшись от алкоголя… Вот Вы приняли решение: «С завтрашнего дня я бросаю пить». Вы не пьёте. Свято место пусто не бывает. Если из человеческой души изгнан демон алкоголя, она должна быть заполнена чем-то хорошим, добрым, светлым, духовным.

Богом.

То есть Богом, в первую очередь. Поэтому нужно искать причины. Если он, например, пьёт для снятия стресса на работе, нужно снижать нагрузку, нужно по-другому стресс снимать: в фитнес-центре, в зале, спортом. Если у него нет друзей, а с ним общаются только друзья-алкоголики, нужно бросать этих друзей и искать общения в нормальном кругу. Почему, кстати, анонимные алкоголики часто вылезают из этого: потому что там люди как раз объединены не пьянством, а идеей бросить. Они делятся друг с другом, помогают, поддерживают. Там какие-то другие причины могут быть: горе, ещё что-то. Этот вакуум духовный, который у человека образовался (он обязательно образуется, когда он бросит пить), потому что алкоголь заполняет чем-то: ему хорошо, ему комфортно, он стресс снял. Потом плохо, правда, опять. Вот это надо заполнять. Для того, чтобы создать правильное, радостное и счастливое в душе состояние, настроение, нужно потрудиться. Для этого нужно добрые дела делать, найти хорошую работу. Работа очень помогает бросить алкоголь. Вы бросаете пить и увлекаетесь работой. Например, Михаил Афанасьевич Булгаков так соскочил с морфия. Он начал активно писать. У него был такой период. Действительно, он страдал наркоманией, но бросил. Как врач, понял всю пагубность этой страсти, завязал и вообще окунулся в творчество. Тоже очень серьёзно помогает. То есть ищите, кроме духовных, конечно, самых важных методов борьбы, также увлечение, работу, спорт, общение, семью, которую мы создаём и в которую мы вкладываем. Вот это всё помогает очень сильно от этой страсти избавиться, этих суррогатов, с которыми мы боремся. И дай Бог Вам эту страсть бросить. Святитель Николае, отче, помоги рабу Божьему Николаю всё это бросить.

И обязательно, Николай, дозвонитесь к нам, если у Вас есть подвижки. Если их нет, тоже позвоните, мы будем дальше пытаться помочь.

Молиться за Вас.

И молиться, конечно же. Следующий у нас вопросик от Елены: «Бабушка говорит: «Умывайте глазки ребёнку святой водой, чтобы крепче спал». Это суеверие?»

Вы знаете, я об этом вообще не слышал никогда, но по вере Вашей дастся Вам. Я ничего плохого в этом не вижу, потому что святой водой, даже в чине освящения воды написано, что ей можно мазаться. Есть причащающиеся, приобщающиеся (то есть принимающие вовнутрь), кропящиеся и мажущиеся. И вот мазать глаза, мазать больное место… Я слышал, что, наоборот, мажут, чтобы человек исцелился, стал лучше видеть. Я думаю, что святой водой можно кропить кровать. Ничего плохого в этом не вижу. Если человек в это верит, святая вода действительно великие чудеса творит и силу имеет великую.

Умывают часто детей ещё.

Умывать можно, покропить кровать. Не знаю, мазать глаза – это всё-таки, скорее, при болезнях глаз делают, а не для того, чтобы человек спал или лучше у него сон был.

У нас сейчас небольшая пауза. Скоро вернёмся и продолжим отвечать на ваши вопросы. Не переключайте. 

«Прямая линия. Ответ священника». Отец Павел Гумеров сегодня отвечает на ваши вопросы, и у нас сейчас есть звоночек из Казахстана. До нас дозвонилась прекрасная София. София, здравствуйте! Так, а почему-то мы не слышим. К сожалению, нет звука совсем, София. Могу Вас попросить перезвонить нам. Мы сейчас продолжаем эфир, но ждём звоночка всё-таки от Софии. Надеюсь, сейчас пройдёт и звонок, и звук. Пока у нас есть вопрос от Ларисы: «Моей внучке 10 лет, ходит в воскресную школу, дома много разговариваем о Боге, душе и загробной жизни. Недавно заявила: «Хочу в монастырь». Скажите, с какого возраста можно идти в монастырь? Есть ли монастыри, где можно оставить на выходные или несколько дней ребёнка с целью, чтобы узнал и увидел изнутри, что такое монастырь? Посоветуйте. Спаси Господи».

Вы знаете, не нужно бороться с этим детским порывом, детской непосредственной верой. Очень многие дети, мальчики прямо играют в священников, очень многие служат, молятся.

Особенно, если папа – священник.

У некоторых это как раз заканчивается тем, что они принимают священный сан, некоторые – нет, избирают какой-то другой путь. Я думаю, что в 10 лет, конечно, человек не может решить, пойдёт ли он в монастырь. Один Бог знает, как это всё будет. В монастырь принимают с совершеннолетия. Есть приюты специальные при монастырях, где есть общины для девочек, не достигших ещё совершеннолетия. Во-первых, необязательно они станут монахинями. Во-вторых, это всё-таки дети, лишённые родительской опеки, и их воспитывает монастырь – то есть опекуном являются люди, которые за это отвечают в монастыре. Поэтому я думаю, что надо с ней побольше ездить по монастырям, ходить в храм, читать ей о том, что такое монастырь, потому что человек должен иметь правильное представление. Потому что у нее какое-то, скорее всего (в десятилетнем возрасте другого не может быть), идеальное представление о монастырях. Нужно всё-таки дать понять, что монастырь – это трудность, это очень большие могут быть физические нагрузки, что это не совсем просто, что это путь.

В монастыре 70% всё-таки труда и только 30% молитвы.

Понятно, что путь этот не для всех. Я сравниваю монахов с космонавтами или спецназовцами. В армии служит бó‎льшая часть мужского населения: срочную службу или какую-то службу альтернативную. А в роту спецназа или в разведроту идут далеко не все. То есть туда берут людей с очень хорошим физическим здоровьем, с очень хорошим психическим здоровьем. Так же космонавты – это просто элита своего рода. В монастырь нужно идти от очень большой любви к Богу, и идти человеку очень духовно, психически, физически крепкому. Потому что современный монастырь – это восстанавливающиеся обители, где очень много и трудиться надо, и работать. Дай Бог, молитесь за свою внучку. Я думаю, что родители, конечно, в первую очередь должны. Нельзя идти против родителей. То есть, если родители, конечно, поддерживают её и Вас в этом начинании, это замечательно, но, если нет… Вообще, тут человек должен сам делать свой выбор. Мы можем просто его подготовить.

Спасибо. Отец Павел, очень большой вопрос, начну его зачитывать, он от Марии. «Я вышла замуж без любви, но знала, что муж меня любит. Думала, что он станет хорошим отцом и мужем, а я смогу его полюбить. До свадьбы знала его около 7 лет, мы повенчались. Я всё старалась делать для семьи, решала проблемы. Мои родители помогали с деньгами, но муж ничего не хотел: детей, находить работы, решать проблемы с жильём. Меня отталкивал, на детей на обращал внимания. Я пыталась с ним разговаривать, а он только хочет, чтобы все его оставили в покое. Я пыталась его полюбить, но при такой семейной жизни это не получилось. Я очень страдала, говорила ему об этом. Он только смеялся надо мной и разговаривать со мной не хотел. После того, как у меня случилась истерика, я ему сказала, что развожусь с ним, ухожу к другому мужчине, забираю детей. После этого он начал с детьми общаться и стараться что-то делать для семьи. Сейчас говорит, что любит, и просит не уходить. Это было уже много раз, и я давала ему шансы. Но после всего, что произошло, я не могу с ним жить. Я не люблю его, он меня раздражает. Я хочу развестись и выйти замуж за другого человека, которого люблю. Я знаю, что это прелюбодеяние, но в такой семье я жить не могу. И одна тоже не могу жить. Что делать в такой ситуации?»

Вы знаете, письмо большое, но тут очень многое недосказано, то есть можно прочесть между строк. Ясно, что, скорее всего, у неё есть какой-то другой мужчина, раз она говорит, что уходит от мужа к другому, и мужу об этом говорит. Тут, к сожалению, наша уважаемая телезрительница находится в плену, скорее всего, уже страсти. Это, конечно, очень печально, потому что у неё есть семья, есть законный муж, которого она сама выбрала когда-то. Никто, собственно говоря, замуж её не тянул на аркане, наверное. Пусть она говорит, что без любви. Это, собственно говоря, её выбор. У неё есть дети. И она сейчас всё это хочет бросить, потому что у неё есть какой-то другой мужчина. Скорее всего, он есть, тут можно это прочесть из этого письма, хотя напрямую она не говорит, что он существует, «я хочу к нему убежать». Что тут я хочу сказать: под словом «любовь» человек понимает разные совершенно понятия. Скажу вкратце, что такое любовь в браке. Любовь в браке – это не эмоция, это не какие-то ощущения приятные, как парню с девушкой приятно находиться друг с другом, приятно сидеть на заднем ряду в кинотеатре, обниматься, куда-то ходить вместе, разговаривать. То есть они доставляют другу какие-то приятные эмоции, ощущения и думают, что так будет всегда. Любовь супружеская – это другое. Любовь супружеская – это мой выбор, это моя ответственность. То есть у меня есть человек, которого я когда-то выбрал или выбрала, я обещаю перед Богом и перед ним, перед самим собою, что я приложу все усилия, чтобы этого человека любить, чтобы к нему хорошо относиться, чтобы помогать ему, чтобы терпеть его, чтобы, как говорится, вкладывать в него. Что я хочу посоветовать: если наша уважаемая зрительница…

Мария.

Да, Мария. Естественно, она не обратилась бы к нам, если бы она не хотела семью сохранить. Первое – оставить своего вот этого человека, который её всё время тянет из семьи, убрать из телефона все его контакты, с почты и так далее, не отвечать ни на какие его телефонные звонки, потому что, если это будет продолжаться, никаких возможностей свою семейную жизнь восстановить нет. Второе – радоваться тому, что Ваш супруг делает какие-то шаги навстречу. Это очень здорово. Очень важно этот порыв не загасить и его всячески поддерживать, его как-то правильно и грамотно мотивировать. То есть, если человек нам никогда не дарил цветов и дарит букет, нужно не упрекать его, что он нам наконец-то подарил, а до этого не дарил, а всячески поддержать, похвалить, поблагодарить за то, что он сделал. Дело в том, что восстановление чувств, отношений в семье – это же обоюдное дело. Если один человек старается, наша задача – поддержать его. Наша задача – его подбодрить. Я уверен, что в Вашей жизни, Мария, было очень много хороших периодов, просто человек, часто находясь вот в таком состоянии, действительно, раздрая семейного, ему кажется, что ничего хорошего не было, всё в прошлом, никогда не любил, и он меня никогда не любил. Тут даже непонятно: муж вроде любил, потом он что-то там стал плохо относиться. Что я хочу сказать: чтобы любовь росла в нашем сердце, нужно понять очень простую вещь, что мы должны вкладывать в другого человека. Если у нас, представьте, есть дом, и мы за ним не ухаживаем, мы его не красим, мы его не поддерживаем, крышу не ремонтируем, то очень скоро этот дом просто начнёт разваливаться, вот как семья разваливается без поддержки, как цветок без полива, без удобрения засыхает, вянет и гибнет. Так же и здесь: если мы хотим, чтобы любовь росла в нашем сердце, нужно буквально через не хочу, буквально через не могу начать оказывать какие-то знаки расположения, уважения пусть на таком хотя бы, как сказать, сознательном уровне, да.

А что, например, ей сделать?

Очень просто. Когда у нас такое отношение к человеку, что убить его буквально мы готовы, нужно подойти к нему и обнять его, пойти навстречу. Вы знаете, у меня такой вот рецепт: у меня сейчас дети в переходном возрасте, очень серьёзно иногда меня расстраивают. Я просто понимаю, что любовь иногда уходит, просто ты думаешь: «В нём ничего хорошего нет». То есть, сейчас у неё тоже такая доминанта: «В моей жизни ничего хорошего нет, в этой жизни муж меня не любит, я никогда его не любила». Это не так. На самом деле, в каждой семейной жизни есть что-то хорошее. Так вот какой у меня рецепт: я просто стараюсь, когда меня этот гнев берет против моего ребёнка, который меня серьёзно достал, я стараюсь успокоиться и что-то сделать для него хорошее. Просто подойти к нему, погладить по голове, что-то хорошее сказать. И я смотрю, как в моём сердце сразу начинает расти любовь, как сразу отношение к этому человеку меняется. А если ты будешь это всё время подогревать: «А есть какой-то человек получше, а я к нему уйду», – и так далее. Нет. Нужно понять, что Бог не спасает нас без нас. Наша семья без нашего творчества, без наших усилий не будет никогда счастливой. И вкладывая в свою семью… Даже когда мы в какое-то дело вкладываем: вот у вас дело, например – вы занимаетесь спасением семьи, предотвращением абортов, вы в это дело вкладываете душу, времени очень много. И оно для вас становится действительно важным очень, драгоценным. А если человек делает это всё из-под палки, «ну, надо», зарплату вроде за это получает, то никогда он его хорошо делать не будет. И на самом деле, человек, занявшись каким-то делом, которое, может быть, не доставляет ему пока какой-то радости, но, занявшись им ответственно, вкладывая в это время, так сказать, думая, как вообще лучше что-то делать, очень часто бывает, что это дело становится для него любимым. Батюшкам очень часто поручают послушания, которые ни уму, ни сердцу. И ты начинаешь послушание это просто делать: то есть ты понимаешь, что ты втягиваешься, тебе становится интересно, ты начинаешь жить этим делом. Так же и семейная жизнь – это же целый процесс. Не только же нужно детей родить и мужу кашу варить, в квартире убирать и стирать его вещи. Нужно как раз дарить свою любовь, идти навстречу, и только так. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Да, спасибо. Такой ответ, очень глубокий. Думаю, многим он пригодится, даже не только нашей телезрительнице.

Помоги Господи. В первую очередь, конечно, надо избавиться от этого третьего лишнего. Видно, что человек два раза за это послание вернулся к этому…

К межстройщику этому.

Что там это очень серьёзно. Особенно женщина, которая живёт чувствами какими-то. Это всё лечится, лечится как раз воздержанием от этого всего. И через какое-то время лжевлюблённость эта проходит.

Спасибо, Отец Павел. Вопрос от Александра: «Добрый день, батюшка и ведущая. Скажите, пожалуйста, можно ли носить в кошельке икону с изображением Спасителя?»

А зачем класть икону с изображением Спасителя в кошелёк? Если Вам так хочется, можно носить икону, не знаю, в паспорте, например, который мы также всё время с собой носим. Кошелёк – это некое место для хранения денег или кредитных карточек. Я думаю, что каждому изображению священному своё место должно быть. Икону мы носим на груди, икону мы в машине прикрепляем на видном месте, чтобы она всегда была перед нами, чтобы можно было помолиться; в доме иконы есть. Я думаю, что паспорт – тоже не лучшее место, и кошелёк – не лучше. Может, это какое-то суеверие, что так денег будет больше, если там икону носить, не знаю. Это тоже язычество какое-то.

Спасибо.

Я думаю, что не стоит.

Да. «Добрый день! С дочкой ходили на причастие, после нам дали большую просфору. Сказали, дома можно разделить на несколько частей и кушать каждый день. Но мы так и не успели её докушать, она заплесневела. Подскажите, пожалуйста, как теперь с ней быть? Заранее спасибо. Елена».

Если у Вас есть, например, дачный участок, Вы можете эту просфору… Выкопать ямку, какую-нибудь бумагу сверху положить, сначала сжечь немножко её, потом закопать. Ну, желательно в таком месте, где, понятно, место чистое всё-таки, не бегают какие-то собаки, не выливаются помои.

А если в реку пустить проточную?

В реку… Ну, реки сейчас достаточно грязные. Можно в церковь отнести. В церкви у нас достаточно часто приносят какие-то старые вещи, иконы или книги, мы их сжигаем. У нас там специальная печка есть, и просфору также можем сжечь. Ну, я думаю, что в лесу это можно сделать, на личном участке закопать. То есть, она там просто сгниёт, уйдёт в землю и, как говорится, таким образом утилизируется эта просфора.

Давайте сейчас мы с Вами прервёмся на небольшую паузу и скоро очень вернёмся, продолжим отвечать на ваши вопросы. 01:06:28

01:09:09 «Прямая линия. Отец священника». Продолжаем отвечать на ваши вопросы. И ура! До нас дозвонилась София. Дозванивалась она раньше, не было звука. Сейчас, надеюсь, всё будет хорошо. Здравствуйте, София!

Здравствуйте!

Добрый день.

Очень рады Вас слышать! Задавайте свой вопрос.

Добрый день, Наталья. Добрый день, батюшка Павел.

Здравствуйте.

Скажите, пожалуйста, в Библии написано: «Не за добрые дела и поступки дано будет вам, а по вере вашей, дабы каждый не возгордился». И в то же время мы читаем, что «вера без дел мертва». Вот как здесь разобраться в этих понятиях? О каких добрых делах идёт речь?

А Вы можете первую цитату привести, это откуда это? Я просто…

Тоже из Библии…

«Вера без дела мертва» я знаю, а вот первая.

Ага, что «не за добрые дела и поступки…»

Да, это откуда? То есть…

За веру.

«…дано будет вам, а по вере вашей, дабы каждый не возгордился».

Ну, ссылка, ссылка. Что это? Это Послание? Я просто запамятовал.

Откуда?

Евангелие. Я сейчас точно не помню уже откуда, из какого.

Ну, Вы знаете, в Евангелии очень много сказано о добрых делах.

Да.

Например, вспомните притчу о Страшном суде. О том, что Господь разделяет людей, как овец и козлищ. И овцы – по правую сторону, и вот эти, как сказать, козлы – по левую. И Господь говорит о том, что «Я был голоден – вы меня напитали. Я был странником – вы меня приняли в дом. Я находился в темнице – и вы меня посетили». То есть он говорит о добрых конкретно делах, которые эти люди совершили, которые попали в Царствие Небесное. Те люди, которые не совершили, они не попали. То есть, о добрых делах очень много сказано. Опять же «вера без дел мертва» – это слова апостола. Но, тем не менее, эти слова, я думаю, нужно понимать так, что… Вот вообще, действительно, были очень большие споры о том, что первично: вера или дела. Я думаю, что мы должны понимать, что мы не можем совершать добрые дела без Бога, без веры в Бога. Они просто становятся такими делами ради какого-то дела или ради нашей гордыни, тщеславия или из каких-то гуманистических общечеловеческих соображений. Всё равно они наполнены должны быть верой в Бога.

Во славу Божью.

То есть, мы делаем во славу Божию. Мы делаем их, потому что мы любим Бога, мы любим людей. И вот без этого нельзя. Тут очень важна, действительно, мотивация. Вера в этом плане первична. Дела добрые можно делать из всяких разных соображений. Мы знаем прекрасно, что есть люди, которые вообще в Бога не верят, тем не менее, достаточно широко занимаются благотворительностью и помогают людям, и слава Богу. И я думаю, что тут, во-первых, о том, что, если Бог нам не даст возможности, нам не даст силы, мы не сможем делать эти дела; второе, что любое наше дело должно как раз совершаться по нашей вере. Потому что мы люди верующие. Вот тогда это будет дело во спасение нашей души. Вот так я отвечу.

Помните, ещё на медали было написано: «Не мне, не мне, а имени Твоему»?

Да, «…имени Твоему, Господи, дай же славу». Как раз тоже слова из Священного Писания: «Не нам, не нам это», – в Псалтире Давида как раз. Очень много. И апостол Павел говорил, что «если вы сделали всё, повелённое вам, то говорите, что мы рабы недостойные, и всё, что должны были сделать, просто сделали». То есть, как говорят в некоторых фильмах: «Это наша работа». Какой-то спасатель спасает человека, его благодарят и говорят: «Мы вообще так Вам благодарны!» – «Да что Вы, это моя работа». Так же и мы должны: «Мы православные люди, мы должны это делать, не ожидая благодарности никакой».

Спасибо, Отец Павел. Спасибо, София. Как раз Вы не только верой, но и делами подтвердили свою веру, дозвонились-таки, хотя были у нас…

И того надо держаться, и этого не оставлять. И вера должна быть обязательно, без дела она не… Что такое дела? Это материальное подтверждение нашей веры. Не просто человека нужно любить, «я люблю тебя», говорить что-то.

А что ты сделал?

Любовь нужно подтверждать конкретными делами. Что ты для человека сделал? Помочь ему, терпеть его какие-то немощи, помыть посуду, когда тебе тяжело, ты устал тоже. Вот это, собственно говоря, любовь. А так просто говорить, декларировать свои какие-то чувства – этого недостаточно.

Спасибо, Отец Павел. Спасибо, София. Дозванивайтесь к нам ещё, если будут вопросы. Марина спрашивает: «Добрый день. Моему старшему сыну 16 лет, в воскресенье стараюсь брать его с собой на литургию и причастие. Но вижу, что он не особо верит, вообще склоняется больше к научной точке происхождения мира. На предложение почитать или послушать Евангелие только отмахивается, меня это очень удручает. Чувствую свою недоработку в вопросе веры. Посоветуйте, как быть».

Да, 16 лет – это… У меня у самого дети: одному 18, другому 15 почти. То есть сам знаю, что период этот очень непростой. Тут нужно не переусердствовать, не перегнуть палку. В этом возрасте, кстати, с ребёнком, очень важно беседовать. Просто говорить: «Почитай»… Сейчас дети очень тяжело что-то читают. Я думаю, тут нужно общаться, общаться онлайн, общаться, так сказать, лицом к лицу, беседовать с человеком. Перед этим самому, конечно, очень серьёзно погрузиться в эту тему – в частности, происхождение мира. Потому что дети сейчас очень подкованные, очень грамотные, очень вопросы умные задают. И беседовать очень важно в этом возрасте. Очень важно, когда личная беседа какая-то. Даже если ребёнок спорит. На самом деле он спорит иногда из чувства противления, из чувства самоутвердиться. Не нужно этого смущаться, бояться. Это замечательно совершенно. Он всё равно Вас слышит, всё равно Ваши слова воспринимает. Нужно вообще наше отношение переформатировать. Из дидактических: «Давай я тебе почитаю, давай я тебе скажу, как жить», – нужно их перевести в плоскость дружеских отношений, общаться по-дружески, по-приятельски. Очень помогают, кстати, в этом плане такие общие мостики, общие совместные площадки. Например, посмотреть какой-нибудь фильм с ребёнком или даже половину фильма и с ним побеседовать. Мы с детьми, например, смотрели фильм «Мы из будущего», как люди, которые, так сказать, на них похожие и очень похожие по возрасту, попадают во времена Великой Отечественной войны, как они себя ведут. Хотя здесь они были совершенно такие…

Заурядные.

…циничные, да, и обычные, так сказать, подростки, к войне относящиеся потребительски. Они копали какие-то артефакты и их продавали: ордена, медали, оружие. И как они ведут себя в этих реальных ситуациях. Очень много всяких фильмов. Это строит мостик между нами и ребёнком. И это как раз позволяет нам обсудить не то, что «я тебя сейчас научу жизни». «Ой, опять меня лечить начали, опять ты ещё сейчас будешь говорить, что я неправильно делаю, не так живу, не так учусь и так далее». Нет. Спрашивать его: «А вот как ты думаешь? А вот как ты вообще понимаешь вот это место фильма или Евангелия?» Раз мы о нём говорим. Второе, нужно не переусердствовать. Если ребёнок ходит в храм и слушается Вас – и слава Тебе, Господи. Есть люди, которые в этом возрасте относятся категорически. Если он не хочет ходить на все, значит, пусть ходит хотя бы на литургию. Если не хочет ходить на всю службу, то пусть ходит тогда, не знаю, на вторую часть литургии…

Господь Бог даёт свободу выбора.

Приходит к Апостолу или к Херувимской.

И мы должны дать свободу выбора.

Ребёнку должно быть в церкви хорошо. То есть нужно искать ему компанию, дело, может быть, какое-то, в которое он будет встроен в церковном, так сказать, делании потоке. Там есть молодёжные организации, волонтёрские организации. Ребятам очень нужно общение с себе подобными в этом возрасте. Конечно же, очень хорошо, если это общение с единомышленниками, с православными людьми. Они, кстати, лучше его научат, чем Вы, каким-то основам веры православной. И не нужно бояться. Не нужно бояться с ребёнком обсуждать. То, что он с Вами спорит, – это замечательно. Это значит, что у Вас есть общение с ребёнком.

У нас есть телефонный звонок. У нас последние минуты буквально остались. Но дозвонилась до нас Лариса, и мы внимательно слушаем. Здравствуйте!

Здравствуйте!

Добрый день.

Я редко хожу в храм из-за болезни. Но каждый день при утренней молитве я читаю 50-й Псалтырь и ежедневное исповедание грехов. Вот это считается как исповедь? Ведь некоторые грехи следует сказать даже батюшке. Или только обязательно в храме надо вот это? Вот такой у меня вопрос.

Спасибо большое за вопрос. Конечно же, исповедь такая в конце, например, вечерних молитв, когда мы читаем молитву исповедальную или чтения 50-го псалма, исповедь не заменяет. Это покаяние. Это, конечно, очень важно, очень нужно, это нас настраивает на покаянный лад, и мы покаяние Богу приносим. Но исповедь – это таинство, в котором мы реально очищаемся от наших грехов, которые установлены самим Господом. «Даю вам власть вязать и решить грехи человека», – как говорит он апостолам. И поэтому, если Вы не имеете возможность дойти до храма, то надо пригласить батюшку на дом. Стесняться, бояться не нужно. Батюшку удивить чем-то невозможно. Батюшки работают и в тюрьмах, и в больницах, и с какими-то людьми, совершающими преступления очень тяжкие. Поэтому бояться того, что мы исповедуем… Мы исповедуемся Богу. Батюшка нам помогает. Это помощник, который помогает Богу и нам совершить это таинство. Если Вы боитесь, можно написать, чтобы батюшка просто прочёл Ваши грехи. Вот так.

Спасибо большое. И есть ещё наша программа. Если Вы боитесь дойти до храма, сначала можно позвонить к нам в эфир и задать свой вопрос, уже батюшка поможет. На этом наша сегодняшняя программа подошла к концу. Сегодня у нас в эфире был отец Павел Гумеров. На этом всё, и храни вас Бог.