Полный текст программы

Прот. Андрей Ткачев: Здравствуйте, братья и сестры! Сегодня темой нашей встречи будут экстрасенсы, колдуны и вся эта муть, которую мы собираем в один клубок с целью комплексно разобраться с этим вопросом, по крайней мере, обострить, поднять его.

Потому что ситуация, в общем-то, печальная для той страны, которая имела счастье когда-то называться Святой Русью. Но тема сколь неприятная, столь и необходимая. Добрый день, друзья!

Название нашей страны — Святая Русь, и мы возвращаемся к нему время от времени или в патриотическом порыве, или из любви к Родине, или, обращаясь к истокам.

Сегодняшнее состояние нашей страны по целому ряду параметров катастрофическое — по демографии, по комплексу семейных и мировоззренческих вопросов. И тема, которую я хочу сегодня поднять вместе с вами, это тема отрезвляющая.

Кошмар заключается в том, что армия экстрасенсов, колдунов, бабок-гадалок и прочее, прочее, начиная от явных шарлатанов и заканчивая реально служителями темного мира, в разы превосходит количество нашего священства.

Условно говоря, 20 тысяч священников и, с другой стороны, 80-100 тысяч этих людей. При этом на каждом шагу мы слышим о попах на «Мерседесах», хотя у наших священников, может быть, насчитается всего лишь 2-3 «Мерседеса», а все остальные ездят исключительно на бюджетных машинах. Это реальный фантастический мем.

В то же время, по данным позапрошлого года, около 83 миллиардов рублей россияне тратят на услуги экстрасенсов, колдунов, бабок и шаманов. 83 миллиарда рублей, я не оговорился, а на операции за рубежом россияне тратят около 17 миллиардов рублей в год.

Статистика свидетельствует о том, что около 65% русских женщин в течение жизни могут обращаться к этим снимателям приворотов и наговоров, венцов безбрачия и прочей бурды, и только 4% мужчин, кстати. Вот где мужик вдруг пошел вперед!

Потому что до сих пор мы хвалим женщину: женщина то, женщина се, на скаку коня остановит, в горящую избу войдет, и вроде все на ней держится. Но, оказывается, она любит эту темную сторону духовности. Ее тянет туда, она этому предана, то есть у нее как бы темная голова и горячее сердце, и они заводят ее в какую-то ложную духовность.

Такова статистика нашей жизни, такова сегодняшняя Россия. То есть народ, который хочет так жить и так живет, не может не быть ненаказанным. Это будет наказуемо, потому что у нас есть целый ряд библейских примеров, таких матричных примеров, которые дают нам понять, как Бог относится к этому, и что бывает с теми, кто живет так же «духовно».

Вот об этой тяжелой теме мы с вами сегодня поговорим и с профилактической целью, с одной стороны, и с целью некой терапевтической, в том числе. Да, для хирургии у нас сил нет, но для терапии есть, а для профилактики тем более есть.

Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Никита. Я художник-керамист. Вопрос у меня такой: почему и для чего Господь позволяет этой нечисти существовать в нашей стране?

Прот. Андрей Ткачев: Хороший вопрос. Действительно, есть две опасности от этих вещей. Первая опасность — попасть к шарлатану, который делает вид, что он что-то знает. Есть такой фильм «Идущие к черту». Это документальное исследование про эту область обмана.

Что значит «область обмана»? Допустим, человеку, который заявляет, что он ясновидящий, дают фотографию молодого Че Геваре. На фотографии юноша красивой наружности в возрасте 14-15 лет, такой аргентинский симпатяшка.

Человеку говорят: «Этот человек является командиром подводной лодки. Он жил в Комсомольске-на-Амуре, и 15 лет назад он пропал. Это его детская фотография. Вы можете что-нибудь сказать о его судьбе?» И дальше начинается трогательная история про мальчика из Комсомольска-на-Амуре. Потом говорят: «Вы знаете, вообще-то это Че Геваре».

Так вот, на Че Геваре вскрыли многих ясновидящих. Ни один из них не сказал: «Что Вы мне суете? Этот человек жил в таком-то веке, в таком-то городе, в такой-то стране. Это вообще не русский человек». Ни один. Но все говорят: «Мы узнаем загробную судьбу человека, судьбу человека земную. Мы все вам расскажем по пряди волос, по перстню, по ногтю и, конечно, по фотографии».

Вот та область обмана, когда, выкачивая деньги из человека, оставляют его в дураках. Это именно туда уходят те 80 миллиардов рублей. Люди продают свои квартиры, чтобы расплатиться с экстрасенсами. При этом, опять-таки, не премину сказать, что именно Церковь упрекают в том, что она якобы наживается на людях, обманывая их.

А здесь рядом с вами более половины русских женщин обращаются к этим шарлатанам и относят им свои кровные деньги. Это область обмана, но есть область реальной чертовщины, реальной бесовщины, которая, как мы видим, описана еще в книгах Моисеевых.

Помните, когда Моисей пришел к фараону, вот это “Let My people go”, то есть «Пусть Мой народ уйдет». Он совершал какие-то чудесные вещи перед лицом фараона, чтобы привести его в некий страх. Например, Моисей бросал на землю перед фараоном свой жезл, и жезл превращался в змею. Он брал ее за хвост, и змея опять становилась жезлом. То есть жезл вел себя, как живой.

Фараоновы жрецы тоже повторяли это, они тоже бросали свои жезлы на землю, и те тоже становились змеями. То есть до какого-то момента жрецы фараона и Моисей, который действовал силой Божией, соревновались на равных, и только потом уже Господь смирял фараона все сильнее и сильнее, и весь Египет уже вопил, оттого что Божия рука легла на Египет.

Но до какого-то момента они делали то же, то есть они реально обладали некой силой, и все это вступило в противоречие — вот чудеса Божии, и вот чудеса не Божии.

В Библии, в Старом Завете, в истории Саула, первого царя Израиля, если вы помните, есть очень яркий эпизод, когда он вызывал некую аэндорскую волшебницу. Он очень хотел узнать будущее, пошел в некую местность и вызывал дух Самуила через одну колдунью — аэндорскую волшебницу.

Она вызвала ему Самуила, и дух Самуила явился Саулу и разговаривал с ним. Это прогневало Господа, и Саул за это был тяжелейшим образом наказан он потерял царство. Но не возникает сомнений в том, что эти люди обладали какой-то особой силой. Собственно, запрет на обращение к ним мотивируется не тем, что это просто обманщики, что ты только потеряешь деньги и ничего не получишь, а именно тем, что за ними стоит какая-то сила, и они делают это.

И вот возникает совершенно закономерный вопрос: «А почему?» Помните, Льюис пишет, что после грехопадения земля оккупирована нечистой силой, и Христос пришел на оккупированную землю. Он, как десантник, тайком высадился на оккупированной земле, для того чтобы совершить здесь как бы духовный переворот.

Земля находится во власти этих падших сил, и люди находятся в их власти, и они стремятся получить все большую власть над человеком, и это есть черная духовность.

То есть, кроме светлой духовности, существует черная духовность. Она вполне реальна, вполне возможна, она дает человеку то, чего он хочет — власть, похоть, силу, иногда здоровье в обмен на бессмертную душу. То есть это как бы своеобразный портрет Дориана Грея, только уже в реальном измерении.

Так что речь идет о реальном бесослужении и реальной связи с миром падших духов. То есть, с одной стороны, есть просто шарлатанство и обман, а с другой стороны, реальная сила взамен на глубокое порабощение души.

Господь на это поле битвы взирает не со стороны, Он в нее вмешивается, но, конечно, на стороне тех, кто активно и позитивно верует. Остальные попадают в эту мешанину понятий и просто пропадают в этом море ложной духовности.

Ну, не хотят люди к Богу обращаться. И надо человеку попасть в настоящее рабство, в настоящую беду, в настоящие черные клещи, для того чтобы он понял, что, оказывается, в молитве «Отче наш» нет лишних слов. Там говорится: «Избавь нас от лукавого». Так что это вполне конкретная сила, личность.

Да, это личность, личность лукавого, который, как князь, командует войсками тьмы. Там есть и посыльные, и разведчики, там есть всякая мелочь типа солдата-пехотинца, есть князья и военачальники. Он командует этой черной армией, и человек вдруг узнает, что, оказывается, все это есть.

Слова молитвы «избавь нас от лукавого» имеют вполне конкретный смысл — избавление от конкретной черной силы, которая претендует на бессмертную душу человека. Кстати, Иоанн Богослов в «Откровении» так и пишет: «Есть некие глубины сатанинские», — то есть, там есть своя стратегия, своя глубина, своя тайна, свой призыв, свои советы, свои обманы, свои залоги, свои договоры князя тьмы с человеком, и там есть целая длинная история.

Если кто-то это понюхал и узнал, что все это существует, то он начинает жить со страхом и осторожно, с крестным знамением и осторожно, с молитвой и осторожно.

Мы возвращаемся в студию, дорогие братья и сестры, и говорим об очень неприятной, но чрезвычайно актуальной теме — о том, насколько наша современная действительность заражена нечистью. Я не говорю обо всем мире, но о нашей многострадальной бедной стране.

Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Тим. Я ведущий и видеоблогер. У меня такой вопрос: я неоднократно видел видео, в которых говорится о том, что есть некоторые звезды, которые, благодаря тому, что они вступают в клубы неких иллюминатов, получают свою популярность.

Скажите, действительно ли это так? И, параллельно тому, что они вступают в эти клубы, они начинают использовать какие-то символы руками, я просто не хочу сейчас их показывать. Действительно есть ли такое у нас?

Прот. Андрей Ткачев: Я думаю, что все эти звездные тусовки, когда речь уже идет об очень больших деньгах, об очень большой славе, они не могут избежать на каком-то этапе некого тайного закрытого клуба. Туда нелегко попасть, и невозможно оттуда выйти.

То есть такие клубы существуют — клубы миллиардеров, магнатов, медиапромышленников, клубы тех звезд, которые вхожи в них. Это некие закрытые клубы, которым ничего не мещает на каком-то этапе превратиться в то, что мы называем каким-то закрытым эзотерическим обществом.

Что они там делают, мы не знаем. Они могут делать там все, что хочешь. Помните последний фильм Стэнли Кубрика под названием «С широко закрытыми глазами»? Литературной основой этого фильма послужил роман одного австрийского писателя, написанный перед Второй мировой войной.

В основе этого романа лежит фрагмент случайного попадания некого музыканта на закрытую вечеринку элитного общества. Он попал туда и поучаствовал в этой перипетии, поприсутствовал, посмотрел и остался жив. Это было некое тайное общество самых главных людей страны.

В фильме снимались Том Круз и Николь Кидман. Стэнли Кубрик перенес эту ситуацию из довоенной Австрии в современную Америку. Он показывает нам изнутри мир реального сатанизма, в который вовлечены самые главные люди Америки.

Так что все это вполне реально. То есть это реально даже на самом низком уровне, когда, например, 2-3 человека выдумывают свой ритуал, как в романе «Три товарища» Ремарка. У них есть как бы свой значок, свой тайный символ, свой знак приветствия, и они дружат, не разлей вода.

Но если эти люди, например, ворочают миллиардными состояниями и владеют заводами, газетами, пароходами, запускают спутники в космос и управляют какими-то генно-инженерными технологиями, то, конечно, у них может быть своя ритуалистика, свои символы, свои цели, свои клятвы и своя как бы домашняя кухня: «Сегодня «Оскаром» наградим вот этого, вот этого сделаем, допустим, чемпионом по гольфу, а вот этого человека, наконец, продвинем вот здесь, пусть он будет самым известным комиком страны».

Они вполне могут всем этим заниматься, и ничто не запрещает нам представить себе именно такую картину мира, поскольку у нас есть много фактов, что она такая и есть. А почему они так сильны и никому не видимы — я думаю, что корни здесь уходят именно в конец молитвы «Отче наш», где сказано «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Я думаю, что такое вполне возможно. Это уже не то бытовое шаманство и не те бытовые шашни, когда незамужняя женщина идет снимать себе венец безбрачия. Вот ей захотелось замуж, она платит шаманке деньги, и та бьет в бубен, мажет ее каким-то маслом, воскуряет какую-то ароматическую палочку и шепчет какое-то тайное слово ей на ухо.

Она говорит ей: «Через 5 дней ты повстречаешь принца в трамвае №5». Это такая бытовая грязь, это глупость одного и шарлатанство другого. Но здесь есть и другая сторона — сторона реальной силы и реального влияния на мир, которая совершается при помощи магической силы и при помощи политической силы, которая, в конце концов, тоже какая-то большая магия.

И денежный мир — это большая магия. То есть превращение бумаги в ценности и в реальные вещи — это магия. Любой банк — это какая-то магическая структура. Там за бумагу покупается живая кровь и живые души. И такой сценарий возможен, в нем нет ничего фантастического.

На пике власти люди начинают заниматься магией. «Аненербе» — известная германская организация, занималась исследованием мистических явлений, Востока в желании получить оккультную силу. Адольф Алоизович сам изначально хотел найти копье Лонгина Сотника. Он же хотел получить магическую силу над миром при помощи овладения неким магическим предметом, а именно копьем, которым были пробиты ребра Господа Иисуса Христа.

Сколько фильмов об этом снято — о поисках ковчега святого Иеремии, ковчега Давида. Например, в фильме «Индиана Джонс» ищут ковчег, потому что тот, кто найдет ковчег, будет иметь власть над миром, абсолютную и полную.

Люди ищут чашу Грааля — ту чашу, с которой Христос совершал Тайную вечерю. Зачем? Для того, чтобы, заполучив эту чашу, иметь власть над миром. Об этом же, собственно, говорится в нашумевшей книжке «Код Да Винчи». То есть это мистическая волна, на которую западает очень большое число людей.

Такому человеку ничего не стоит пойти к какой-нибудь гадательнице, к бабке-гадалке, потому что у него в голове уже все помешалось, он уже находится в области смешанных понятий. Я бы назвал такое состояние сумерками сознания. Ему противостоит ясный свет веры — Господь, и больше никто.

Как говорит Бог? «Я Бог ваш, и славу Мою иному не дам». То есть Господь Бог славой Своей не делится, Он говорит: «Я славу Мою никому не отдам. Я сотворил небеса, сотворил землю, сотворил человека. Я спас тебя, Я дал тебе дыхание. Я кормлю тебя, ты живешь Мною. Я даю тебе вечную жизнь, только Я и никто другой, никакие бесы. И Я славу Свою никому не отдам».

Бог здесь выступает как ревнитель, и те, кто ревнуют о Боге, как Илия, например, они ревнуют против всяких колдунов, против нечистой силы, против жрецов Ваала, жриц Астарты и прочего, прочего. Это очень важная картина Священного Писания и священной истории, она напрямую касается нас, нашего народа.

Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Полина. Я студентка строительного университета. У меня такой вопрос: мы с одной моей знакомой как-то заговорили о религии, по поводу веры. Ну, я — человек верующий, а она нет, и мы затронули, в том числе, и сатанизм.

Она мне сказала, что сатанизм — это такое противостояние, это шанс дьявола сказать Богу «нет», и что сатанисты в это верят. И она сказала, что это ее привлекает, в отличие от православия. То есть она мне заявила, что православие — это неправильная религия, что ее идея изначально осквернена и так далее.

И у меня такой вопрос: мне непонятно, почему человека привлекает вот именно вся эта сатанинская нечисть, а, допустим, православная религия не привлекает. И вообще как Вы к этому относитесь?

Прот. Андрей Ткачев: Тут ответ очень простой. По причине крайней гордости человек хочет сказать Богу «нет». Здесь речь не идет об атеистах, потому что эти люди прекрасно знают, что Бог есть. Просто эти люди хотят бросить в лицо Богу некий упрек, что-нибудь еще.

Помните, в сказке Андерсена про Снежную королеву вначале были тролли, эти бесы скандинавской мифологии. Они придумали и сделали такое большое зеркало, отражаясь в котором, все становилось уродливым.

Например, они подносили это зеркало к маленькому ребенку, к какому-то милашке-карапузику, и он в этом зеркале становился каким-то страшным. И их это очень веселило. Они подносили это зеркало к молодой супружеской паре, и красивые молодые люди превращались в каких-то уродов. Так вот, тролли смотрели в это зеркало, и им это ужасно нравилось.  

Потом у них родилась мысль поднять это зеркало как можно выше, к Господу Богу, чтобы Бог тоже отразился в этом зеркале и стал таким страшным, а им будет очень весело. И они потащили его наверх, это зеркало. Оно становилось все тяжелее, тяжелее и тяжелее и наконец на какой-то большой высоте выскользнуло у них из рук, из их бесовских пальцев.

Зеркало полетело на землю и стукнулось о землю, разлетевшись в мелкую пыль. Эта пыль попадала людям в глаза, как некие соринки. Люди не понимали, что происходит. Они вдруг начинали видеть мир совершенно иным. Там, где раньше они видели розу, теперь они видели жабу, где раньше они видели девушку, теперь они видели какую-то гадкую бабу.

У людей поменялось мировоззрение, у них глаза стали другими. Видимо, желание поднять свое гнусное зеркало к лицу Самого Господа Бога, чтобы Он там отразился, это некая борьба с Богом. Она, конечно, свойственна только гордому человеку.

Есть достойный фильм на ту же тему — «Адвокат дьявола». В последней части этого фильма, где уже раскрыты все карты, лукавый открывает себя и говорит: «Кто будет спорить, что ХХ век мой — с Хиросимой, Нагасаки, концлагерями, всякими бухенвальдскими печами и всеми остальными вещами — сексуальной революцией, всеобщим развратом, генно-модифицированной пищей, наркоманией, проституцией, сошедшими с ума миллионами людей? Кто будет отрицать, что я командую миром? Весь ХХ век мой, а XXI век тем более», — говорит в конце фильма лукавый.

«Но окончательной битвы еще не было. Нас с Господом Богом еще ждет 12-й раунд, бой еще не закончен. Мы собираемся с силами и будем драться». Главный герой говорит ему: «Но по Апокалипсису, по Библии ты проиграешь», — а он отвечает: «А кто писал эту книгу? Мы напишем свою. Мы отвергаем учебники нашего врага. Мы напишем свою книжку, в которой мы победим».

И он там как бы закручивает всю Вселенную вокруг себя, для того чтобы воевать, в конце концов, с Богом. Ему не нужны люди. Люди — для него это мусор. Они нужны ему, как глина, которую можно топтать ногами, чтобы что-нибудь слепить. Вообще у него война с Богом.

Получилось так, что мы от бытового шаманства, от бытового колдовства, от цыганки с колодой карт сразу перешли к глобалистике, что, видимо, хорошо. Потому что вопрос ведь не в том, что глупая среднестатистическая женщина несет половину своей зарплаты какой-то разукрашенной всеми красками бабе, которая крутит какой-то шарик и говорит: «Так, тепло, тепло, тепло».

Там же, знаете, какая методика? «Да-да, Вы дозвонились до нас. Тепло, я чувствую тепло Вашей души. Я чувствую, что у Вас раковая опухоль под левой грудью в начальной стадии. Но Вам повезло. Мы недавно изобрели новейшее средство. Именно для Вас скидка будет 50%. Быстро звоните, потому что скидка закончится буквально через 2 дня. Я чувствую, чувствую Вас».

И люди звонят, и бегут, и перечисляют деньги. И эта вакханалия на федеральных каналах с утра до вечера. И эти люди говорят, что они живут в Святой Руси! Это катастрофа, просто катастрофа. И Бог, конечно, будет терпеть, потому что, что же Ему делать, если люди желают бесноваться?

В Израиле Было время, когда Илия сказал: «Господи, пророков убили, жертвенники разрушили. Святых Твоих ищут, и я остался один. Кругом жрецы Ваала, жрецы Астарты».

Чтобы вы себе представляли, это ритуальная проституция, ритуальный гомосексуализм, это такие оргии, которых мир не видел. То есть мы этого всего не видели, и нам как бы не страшно, на самом деле, но это был какой-то ужас, просто воплотившийся ужас.

Если собрать все карнавалы мира, Лос-анджелесский, бразильский и всякие парады мира, это будет слабая тень того, что творилось в Израиле в то время. Илия говорил: «Нет людей верующих. Я один, и мою душу ищут». Но Господь сказал ему: «Я сохранил себе 7 тысяч мужей, которые не поклонились Ваалу».

Но, так или иначе, это была катастрофическая ситуация. Люди отреклись от Бога Израилева, Бога Живого, Бога Истинного и Бога единственного. Господь взирал на этот кошмар и помогал Илии, но Он не будет стучаться в каждое сердце, это дело других людей. Это дело родителей, духовенства, это дело таких пророков как Илия и прочие. Были такие периоды, и я думаю, что мы находимся на пороге еще одного периода в истории.

В одном из писем книжки «Письмах баламута» Льюиса написано от лица некого бесовского начальника, который пишет мелкому бесу, гнусику, как соблазнять и губить обычного христианина. Он там пишет: «Нам очень хорошо, когда люди материалисты, когда они вообще не верят в духовный мир, хотя материализм лишает нас радости и магии. Потому что, когда люди верят в магию, они начинают вызывать нас, общаться с нами, и тогда мы радуемся и наслаждаемся.

Но в будущем мы выдадим новый тип человека. Этот новый человек должен будет соединять в себе крайний материализм и любовь к магии. Это будет маг-материалист. В отношении к Богу он будет материалистом, а в отношении к нам он будет нашим другом. Он будет верить в бесов и не верить в Бога. Вот такого человека нам очень нужно вывести, и когда мы его выведем, для нас это будет наслаждение».

И вот такие люди уже появились из какой-то пробирки. В Бога они не верят, а магия им очень нравится. Это такие бесноватые материалисты. Еще в 50-х годах Льюис пророчески почувствовал тенденцию развития человеческого общества.

Конечно, это не слишком приятная тема, но, если бы врач не давал горького и не вскрывал бы раны, то какой бы он был врач? Он был бы не врачом, а кем-то другим.

Дорогие друзья, мы возвращаемся в студию для недетского разговора о реальном наличии потусторонних сил, потустороннего мира. Не того грядущего мира, в котором хочется жить, а мира падшего, от которого хочется защититься.

То есть мы говорим о реальности слов молитвы «Отче наш» «избави нас от лукавого», и о том, насколько мы в современной России, в том числе, погрязли в этой инфернальной реальности.

Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Александра, я работаю в образовательной сфере. Меня интересует такой вопрос: можно ли молиться за людей, которые занимаются магией или подобными вещами, если, например, это твой родственник — отец, муж? Или эти люди сами для себя уже определили свой путь, тем более, что и Церковь за них не молится?

Прот. Андрей Ткачев: Дело здесь осложняется тем, что, если это отец, или муж, или мать, или сестра, то в данном случае сила кровного родства обязывает человека молиться. В данном случае в силу кровного родства вы не сможете за них не молиться. Вы будете всячески стараться умолить Господа вмешаться в эту ситуацию и просветить светом Своим человека изнутри.

В случае же, если этот человек вам по плоти чужой, он просто знакомый — сосед, сослуживец, сотрудник и так далее, то здесь стоит воздержаться от молитвы о нем и молиться только о том, чтобы то, что в нем есть, не перешло к вам.

Тут как бы нужно молиться не о нем, а от него: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». И только лишь, уповая на силу родства, на эту великую тайну кровного родства, жене можно вымаливать мужа, или сестре брата, или детям отца или маму и так далее. То есть здесь кровь оправдывает молитву, а иначе просто нужно быть осторожным.

Вопрос: И как здесь себя вести? Потому что месть как бы будет все равно. Люди рассказывают, что они чувствуют потом.

Прот. Андрей Ткачев: Ну, Вы знаете, месть, так или иначе, будет. Если Вы будете ревностно и тщательно исполнять заповеди, Вы не останетесь незамеченной нашим врагом.

Помните, как в книге Иова пишется, что, когда дьявол имел дерзость прийти к лицу Божию, Господь спросил его: «Ты обошел землю, ты видел там Иова? Видел ли ты раба Моего Иова, человека праведного, непорочного, удаляющегося от зла?»

А как дьявол может не заметить Иова? Он говорит: «Конечно, видел». Он прекрасно замечает таких людей. Представьте себе, кругом какое-то темное месиво, не пойми, из кого. И вдруг в этом темном месиве начинает сиять яркий фонарик. Как он может не заметить этот фонарик в этой тьме?

Дьявол говорит: «А кто это такой? Все блудят, а он не блудит, все воруют, а он свое раздает, все с ума посходили, а у него ясный разум и правильное поведение. Кто он такой?» Господь говорит: «Ты видел Моего Иова?» А как он мог его не видеть? Дьявол видит Иова, он говорит: «Отдай мне его. Ты же кругом его оградил, он везде тобой сохранен. А ну-ка дай мне его, и посмотрим, благословит ли он Тебя».

Понимаете, вот в чем драма. Человек, который исполняет заповеди, незамеченным быть не может. Поэтому, молитесь ли вы за этих людей или не молитесь, если Вы вообще молитесь, и любите ли Господа Иисуса Христа, и знаете разницу между миром чистым и миром грязным, между тем, что вверху и что внизу, то вы не можете не вызывать к себе этого злобного интереса со стороны тех, кто или имеет в себе беса, или сам является бесом.

Они замечают таких людей, им нужно тушить эти фонарики, у них задача — задуть их. А они почему-то не гаснут. Как свиньи просили войти в бесов, так эти просят у Бога: «Да дай мне его, в конце концов. Что такое? Он мне уже надоел».

И начинается великая драма — драма испытания праведников и эта великая драма, которую впоследствии мы читаем уже в истории и видим. Почему же так тяжело живется праведным? Это же вечный вопрос истории. Да потому, что дело не ограничивается только землей, этой освещенной, залитой светом площадкой. Дело в том, что корни всех явлений уходят в другую жизнь, в другие миры, и там происходят корневые процессы.

Только, исходя из того мира, мы правильно видим этот мир. Из этого мира, изнутри, этот мир не разглядеть, поэтому не бойтесь быть замеченными. Как мы поем: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся».

Зачем существует праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста? Потому что Крест восходит, и падает духов воздушных чин. Крест нисходит, и нечестивые ужасаются, как молнию, видя крестную силу. Как поется: «Твоя высота, Живоносный Кресте, воздушного князя биет, а глубина твоя закалает в бездне змея, а широта твоя, Живоносный Кресте, во всю Вселенную распространяет Христову власть».

Крестом ограждаемый человек должен жить смиренно, потому что дьявол гордый и цепляется к гордым. Поэтому смиренно живущий человек под знаком креста всегда воюет. Маленькая тихая война, мало кому известная, но реально происходящая постоянно у человека, это и есть духовная жизнь.

Мы же, собственно, с вами когда-то плюнули в дьявола. Когда нас крестили, и мы были маленькими, или кого-то из нас крестили уже взрослыми, то нам сказали: «Дуни на него, плюни на него». То есть мы когда-то плюнули в него, и он, думаете, забыл об этом? Он вам этого не простит, то есть винтовку не бросайте, вы и так уже на войне.

Но люди думают: а, пусть монахи воюют, а я что? Меня не трогайте. Нет, если ты Божий человек, то ты будешь чувствовать, что этот мир воюет, в этом мире идет война. Тебе хочется жить тихо, безмолвно и безмятежно, но война не заканчивается, поэтому не нужно лишних страхов.

Есть такой псалом: «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». То есть порвали бы на тряпки и съели бы нас по кускам, если бы Господь не был с нами. Бог хранит людей, реально хранит, и на Него у нас надежда, на Него, а не на то, что мы с бесом подружимся, и «ты меня не трогаешь, и я тебя не трогаю, до свидания».

Так не будет. Он все равно будет тебя искать, чтобы укусить тебя, он будет жалить тебя и гнаться за тобой, и он будет хотеть, чтобы ты ослабел, поглупел, бросил веру, расслабился и лег. И вот тогда он прыгнет тебе на шею и задушит тебя. Он не будет отдыхать, он не умеет отдыхать.

Так что в кровяных связях молиться надо, в остальных связях не надо. Нужно отдать это в руки Божии и молиться о том, чтобы Господь сохранил: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Это наша задача.

Вопрос: Батюшка, здравствуйте! Я жена, мама, прихожанка храма Всех Святых в Красном Селе и Донского монастыря. Я хотела вот о чем спросить. Мы из 90-х, мы до определенного времени храма не знали, и большую половину жизни мы были вне храма. И, страшно сказать, мы заходили в храм, чтобы поставить свечку… Как говорят: «Если у вас есть враг, пойдите в храм, поставьте свечку Николаю Чудотворцу». Я думаю, что Николай Чудотворец был в ужасе от всех этих наших свечек.

Прот. Андрей Ткачев: Да, он, бедный, больше всех выслушивает таких глупостей.

Вопрос: Да. Было время, когда, например, твой близкий родственник, самый близкий тебе человек, имел большую популярность, и ты сталкивался с какими-то негативными влияниями. Вдруг извне возникали какие-то внезапные болезни, какие-то страшные вещи.

И находился человек, который говорил тебе: «Иди к такой-то женщине, она тебя очистит, почистит», — и ты идешь, очищаешься и со временем, особенно после прихода в храм, ты понимаешь весь ужас этих так называемых чисток.

Вроде бы ты не знаешь об этом, но ты даешь вход темной силе в свою душу, в свою семью, и потом, уже с перебитым хребтом, за ручку со своей ближайшей знакомой, которая буквально волочит тебя, ты идешь к Матронушке. И там происходит то, что происходит.

Вот со мной это случилось в одночасье — полный переворот сознания. Но сейчас, по прошествии нескольких лет, иногда ты понимаешь, что какая-то сила влияет на тебя. Недавно я столкнулась с тем, что все вдруг начало рушиться, у детей, например.

Но Господь все творит во благо. Даже какую-то страшную ситуацию он потом превращает тебе во благо. Господь еще больше обращает твое внимание: «Посмотри, может быть, твоя молитва стала теплохладной?» Вот как это воспринимать?

Прот. Андрей Ткачев: Ну, Вы правильно все сказали, и в Ваших словах уже содержится ответ. Есть такая монашеская присказка. Спрашивают жаркого молитвенника: «Кто тебя молиться научил?» — «Бесы». — «Каким образом?» — «Такие были искушения, такая борьба, столько пришлось вытерпеть, что только и говорил: «Иисусе, помилуй меня, Господи Иисусе, помилуй меня».

Вот это призывание — Иисусе, Иисусе, Иисусе, и дыхание стало неразрывным с Иисусом. Я уже дышу Иисусом, живу Иисусом, иначе бы бесы меня задушили».

Поэтому в этом есть, безусловно, тайный механизм обращения к Богу, более ревностного движения к нему, потому что ты видишь, что все это не шутки. Это может попускаться человеку для подстегивания его духовной жизни.

А что касается вот этой чистки, я вспомнил: у одной моей хорошей знакомой болела спина, вообще спинальников сейчас очень много, слабые спины у людей. И вроде бы мы коромысло не носим, ведра не поднимаем, но слабые спины у людей стали.

А эта боль такая, что дальше некуда, и этой женщине посоветовали какого-то врача-мануальщика, который еще и молитвы читает. Она подумала: буду читать «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится», и пошла. 

И вот она читает про себя, а он что-то ей массирует, что-то бормочет,  а потом говорит: «Встань! Выйди отсюда! Не получается у меня ничего». Она только два раза успела прочесть про себя псалом, а он что-то делает и бормочет.

Она такая набожная женщина, такой гвоздик, в вере была очень твердой. У него вся эта сила Кощеева куда-то пропала, и он чувствует, что ничего не может, и говорит: «Да вставай, уходи отсюда. Ты ведьма какая-то. Зачем пришла ко мне?»

Он был уверен, что он святой. Все эти странные люди думают, что они святые. И когда у него ничего не получилось, он подумал, что она ведьма. А она просто Богу молилась, и больше ничего, и рушились все эти Кощеевы козни.

Между прочим, именно поэтому запретили давать в руки Причастие. Почему мы с лжицы причащаемся? Это Златоуст ввел причастие с лжицы, чтобы ты сразу в уста принял Святые Таины и сразу потребил их. А раньше можно было взять Причастие в руки или даже в платок.

Вот человек берет чистый платочек и говорит: «Завтра я уплыву на корабле. Я отправляюсь по делам в Финикию, причащусь на корабле. Можно?» — «Можно». Раньше такое разрешалось. Дают тебе кусочек евхаристического хлеба — Святое Тело в чистый плат, ты заворачиваешь его и уносишь себе. Попостился, помолился, утречком развернул и причастился. Раньше христиане так делали.

Но потом вдруг появились колдуны, которые колдовали на Теле Христовом. Они брали Христово Тело, для того чтобы при помощи его шаманить и колдовать. И Златоуст тогда решил: «Все, никому не будем давать Святые Таины, никому. Хочешь причаститься — открывай уста, причащайся, и все».

Вот наша история — история Церкви. Он говорил: «Если будут читать молитвы, если будут зажигать свечи, держать у себя дома иконы, беги от таких людей как можно быстрее. Потому что, если бы они нарисовали какого-то рогатого козла у себя на стене, и перед ним зажигали свечи, ты убежал бы сразу, ты бы понял, что это дело бесовское.

Но, чтобы купить твою бессмертную душу, они ставят тебе какие-то обманки, ставят похожие символы и знаки, призывают каких-то святых, что-то бормочут, и ты, глупый, попадаешь в этот капкан. Беги, быстро беги оттуда. Там не место христианской овечке. Там волки едят овец, там никто никого не лечит по-настоящему. Ты почувствуешь облегчение, а потом заболеешь еще сильнее».

То есть эта проблема существует еще с IV века. В IV-V веке есть еще сила какая-то, еще монахи как Ангелы, Симеон Столпник стоял на столпе 15-метровой высоты 40 лет и молился, как птица. Были какие-то отшельники, Нитрийская пустыня была полна монахами. Там епископы, как Златоуст, проповедовали Евангелие, и в это же время какие-то колдуны берут Святое Причастие, чтобы на нем колдовать.

Вот вам картина кошмаров, насколько в Церкви все бывает рядом — тут слава, а тут кошмар, тут все великое, а тут все пропало, тут все воскресло, а тут все рухнуло. Вот такая каша. Вот она — история.

Мы возвращаемся в студию, для того чтобы говорить об очень неприятной, но, очевидно, очень важной, как мы видим уже в процессе передачи, теме — о ложной духовности, о темной «благодати», о всякой экстрасенсорике и магии большого, планетарного, и мелкого, бытового масштаба, которая охватывает современное безбожное человечество.

Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Мария. Я педагог, работаю в детском саду. Я хотела спросить, как такое бесовское, оккультное действо, даже язык не поворачивается назвать его праздником, как Хэллоуин, может влиять на неокрепшие души детей, ну, и взрослых тоже, и что можно сделать, чтобы как-то это влияние предотвратить?

Прот. Андрей Ткачев: Вообще само это явление — это кельтский праздник. Они считали, что в году есть один такой день, когда потусторонний мир и этот мир сильно сближаются, когда граница между ними становится прозрачной, и когда тени из мира покойников, из мира духов легко переходят в наш мир, в мир живых людей, и нужно каким-то образом задобрить их, оставить для них какую-то пищу.

У нас, у славян, такое тоже было — на курганах совершались тризны. То есть мир живых и мир мертвых очень прозрачен. Вот почему у нас на Пасху наши люди идут на кладбище, чтобы там трапезовать — есть, пить, выпивать.

Это старое, еще языческое верование, неистребимое до сих пор, когда люди считают, что нужно есть на могилах, потому что в это время и покойники приходят попробовать то, что мы едим. И как бы мир мертвых и мир живых здесь стирается, и мы все вместе. Так думали славяне, так думали кельты, и так они все это исповедовали.

Потом, когда христианство пришло на Британские острова, христиане решили этот праздник охристианить, и в ночь на 1 ноября они учредили праздник поминовения всех усопших, а также праздник поминовения молитвой всех святых. Это день Всех Святых в католическом календаре.

На староанглийском языке это день называется All Hallows’ Eve. Eve — это всенощное бдение, вечерняя служба, а Hallows — это древнеанглийское слово «святой». «Да святится имя Твое» в Библии короля Иакова — это Hallows be the name. Значит, All Hallows’ Eve потом трансформировалось в Хэллоуин. То есть изначально это была Ночь всех святых, то есть праздник всех святых, день поминовения усопших.

Точно так же он празднуется католиками в Голландии, в Шотландии, затем католиками, эмигрировавшими в Америку, потому что в ХХ веке была массовая эмиграция в Америку ирландцев, и они принесли туда свои праздники.

В Америке этот праздник поддался коммерциализации, и они начали как бы играть на струнке этой нечистой силы, потому что людям всегда это интересно. Они полюбили эту штучку, и они убрали всякую молитву из этого праздника, всякое поминовение усопших, всякое поминовение всех святых. Этот All Hallows’ Eve как бы потерялся в его смысловом значении, и появился Хэллоуин.

Хэллоуин — это значит тыква, рожица, когда мертвые поднимаются из гробов. Конечно, вечером этого дня нужно напиться до поросячьего визга, чтобы они реально появились, и все. В этом, собственно, появился такой новый праздник. Под него продаются костюмы, под него снимается кино, под него происходят рекламные акции, он коммерциализировался.

Коммерция — это кровь современного мира, то есть там, где залили деньги, все это пошло продаваться, тиражироваться. Вот такая нечисть получила распространение в Штатах уже где-то, наверное, в 50-х, послевоенных годах, а может быть, даже раньше.

В законченном виде это появилось уже потом, после войны. Оно пришло к нам после падения Берлинской стены и очень быстро распространилось. И вот уже наши дети одеваются в скелетики, рисуют себе синие круги под глазами, типа они покойнички, и начинают что-то из себя изображать.

Хочется спросить у родителей: «Где ваша голова? Где ваша совесть? Где ваши мозги? Где ваша вера? Где ваш нательный крестик вообще? О чем вы думаете?» Так что вот такая штука. Безусловно, там, где можно этому сопротивляться, сопротивляться нужно, ради психического здоровья детей, в первую очередь, и ради того, чтобы взрослые не заигрывали с нечистой силой.

Это очень серьезные вещи. Представьте себе человека, который недавно похоронил кого-нибудь из сродников. Он плачет о тех, кто умер, а ему предлагают, например, нарядиться в труп, поставить какой-то гробик, какую-то тыквочку и играться во все эти вещи.

Он это воспримет как кощунство, не иначе. Всякие шутки со смертью в это время будут для него как плевок, как оскорбление. Даже не подходите к нему с этим, потому что он понимает, что ваши игры для него сейчас оскорбительны, ведь он только что похоронил своего любимого товарища.

А ведь мы, люди, все кого-то хоронили и кого-то еще похороним, и нас похоронят, в конце концов. Поэтому со смертью вообще баловаться нельзя, она требует к себе уважительного, серьезного отношения. Разве не так? Смерть — это вообще тема архисерьезная, возле нее смеяться нельзя.

Вопрос: Здравствуйте, отец Андрей! Меня зовут Иван. Я хочу задать Вам такой вопрос: в прошлом году я был в деревне на похоронах. Позвали на похороны местных старушек, и вот они начали: «Там занавесь зеркала, тут поставь рюмку, рис, свечку».  Но я-то понимаю, что это что-то не то, это какое-то язычество. И вот как донести это до этих пожилых? Они же обидятся, если им сказать.

Прот. Андрей Ткачев: Да. Там есть вещи, с которыми не стоит воевать. На какой почве растет вся эта бытовая магия, эти приметы и прочее? На очень благодатной. Люди ведь веруют и чувствуют, что мир очень сложен и таинственен. Они пытаются как бы оградить себя от мира покойников, пытаются окружить себя каким-то знаками защиты или благоговения, поэтому они ничего никому не передают.

Занавешивание зеркал — это такая древняя практика, поскольку зеркало — это очевидная граница между мирами. Если зеркало ставится возле зеркала, они отражаются в бесконечность. Кстати, люди часто шаманят, зажигают свечки перед зеркалами, что-то делают.

То есть зеркало изначально ощущалось людьми как какой-то таинственный предмет, поэтому их закрывают, как будто занавешивают окна, как бы закрывают входы между мирами — между миром тем и этим. Это все настолько глубоко сидит в простом человеке, что иногда с этим не стоит бороться.

Какие-то вещи, безусловно, нужно ограничивать, но ограничить все это можно только через проповедь Евангелия, только через евангельскую веру. А просто так это запретить нельзя.

Нужно это соединять именно с насаждением правильного благочестия, иначе люди, не имея настоящей евангельской замены, будут окружать свою жизнь какой-то ритуальной едой, они будут сыпать на могилке какую-то кашку, будут кормить каких-то голубей, будут мертвую воду с покойника куда-то лить, что-то зажигать, тушить и так далее.

И это окажется бесплодным для борьбы до тех пор, пока ты не начнешь читать с ними Евангелие и молиться Богу. Тогда они поймут, что все это, в общем-то, мелочи, что главное — молиться за покойника Господу, и тогда у них все это станет на свои места. То есть без молитвы ничему не научишь.

А если вы приехали на один день, например, то вы просто не успеете их научить. Вы приедете, а бабушки скажут: «Сынок, ты на свете еще мало живешь, а мы уже пожили. Мы все видели, все знаем, поэтому чего ты пришел нас учить? Нам скоро тоже собираться в дорожку».

Тема смерти у старых людей раньше была доминирующей. Люди загодя готовили себе одежду, специально шили себе подушечку в изголовье гроба, шили себе специальную одежку: «Положите меня в гроб в этом». Они об этом думали постоянно.

Они связывали такой узелочек, чтобы, когда придут покойницу готовить, и ее нужно обмыть и переодеть, все уже лежит готовое, она уже заранее все приготовила. То есть раньше люди во всем этом жили, а простые люди живут и сейчас.

И ты приезжаешь из города и говоришь: «Нет, все неправильно», — а они тебе говорят: «Сынок, да что ты тут лезешь, милый? Ты помолчи, постой в уголочке, посмотри». Поэтому за день невозможно никого ничему научить. А если уж чему-то кого-то учить, то только через чтение Евангелия, через молитву, проповедь слова Божия, через покаяние. Это единственная альтернатива всему этому.

В общем, тема, как всегда, более глубокая, чем нам кажется. У нас, к сожалению, в нашем искалеченном бедном народе, с помраченным разумом в большинстве своих членов, количество экстрасенсов, колдунов, гадалок, шарлатанов и реальных демонских служителей в разы превышает число православных священников. Статистика кошмарная, друзья мои.

В общем, надо каяться. Почитайте Книгу пророка Илии, как он говорил с Богом, и что Бог ему отвечал. Это все касается сегодня нас. До свидания!