Исторический разбор с Федором Гайдой
РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
Россия вмешивалась в дела Европы неоднократно. Но всякий раз — по инициативе самой Европы.
В 1848 году там везде разразилась революция. Лишь две страны на двух концах Европы — сильнейшие европейские державы — Британия и Россия — сохраняли спокойствие. Однако в соседних с Россией Пруссии и Австрии царила смута. Император Николай I издал манифест, в котором предупреждал: “Мы готовы встретить врагов наших, где бы они ни предстали, и, не щадя себя, будем в неразрывном союзе с святой нашей Русью защищать честь имени русского и неприкосновенность пределов наших”.
Союзная России Австрийская империя стала распадаться. Венгрия объявила об автономии, а потом о независимости. Однако новое революционное правительство проводило не только демократическую, но и националистическую политику. Это не понравилось соседним хорватам, сербам, боснийцам, немцам, румынам, словакам и русинам. В регионах со смешанным населением начались вооруженные столкновения. Венгрия объявила мобилизацию и сформировала огромную по своим меркам 200-тысячную армию. К ней примкнули польские и итальянские революционные отряды. Началась политика террора против невенгерского населения.
Вступивший в разгар событий на престол новый австрийский император Франц-Иосиф, которому исполнилось лишь 18 лет, активно добивался военной помощи от России. В начале 1849 года в Трансильванию уже были введены 2 небольших русских отряда для помощи местному немецкому населению, а также многочисленным румынским беженцам. Это не помешало молодому журналисту Карлу Марксу обвинить Россию в поддержке идей панславизма.
Весной 1849 года венгры разбили австрийскую армию и сербских добровольцев и начали поход на Вену. Австрийский посланник срочно прибыл в Варшаву к генерал-фельдмаршалу Паскевичу и на коленях умолял о русской помощи. В австрийскую столицу была срочно переброшена русская пехотная дивизия. 21 мая на встрече русского и австрийского императоров было достигнуто соглашение: Россия предоставляла Австрии 140-тысячную армию для восстановления легитимного строя.
Русский царь не горел желанием посылать войска. Но Австрия была союзником России на Балканах и в польском вопросе. Самой Австрии союз также был выгоден: опираясь на Россию, можно было выстраивать свою политику в германских и итальянских землях. С другой стороны, независимая националистическая Венгрия могла помогать тем же полякам. В результате Россия выбрала стабильность и поддержала Австрию.
Русская армия Паскевича вступила на австрийскую территорию. Во Львове войска были встречены с ликованием. Здесь в начале революции была создана Головна руська рада, выступавшая против венгерских и польских революционеров. Рада провозглашала: “Русские — наши соплеменники. Одна и та же славянская кровь течёт в наших и их жилах, общая судьба с прошедших времён, родственный язык, обычаи делают русских братьев для наших сердец ценными и дорогими”. Кстати, именно эта Рада впервые сделала своим флагом желто-синее знамя.
Русские перешли Карпаты и вступили в Венгрию. Через полтора месяца венгерский командующий Артур Гёргей с основными своими силами капитулировал перед русскими войсками. Венгры демонстративно сложили оружие именно перед русскими, а не перед австрийцами. Капитуляция была почетной, сдавшиеся получили денежные суммы на пропитание, в котором очень нуждались.
После этого русская армия покинула Венгрию. Франц-Иосиф обещал объявить амнистию повстанцам — таково было желание русского царя — но данное слово было нарушено. Начались трибуналы и казни.
Пройдет всего 5 лет — и Австрия займет по отношению к России враждебную позицию в ходе Крымской войны. Казалось, это оправдывалось холодным циничным расчетом. Однако впоследствии спасать Австрийскую империю будет уже некому.
Вот такие дела. До новых встреч.