Тест на правду
ИМЯ АНОНИМА: КТО И ЗАЧЕМ ИЗДЕВАЕТСЯ НАД ЦЕРКОВЬЮ В TELEGRAM-КАНАЛАХ
💥На прошлой неделе в ряде средств массовой информации появились материалы, разоблачающие авторов анонимных телеграмм-каналов, которые нередко становятся источником антицерковных кампаний в светских медиа.
📌Кроме субъективной критики на подобных площадках, в силу их анонимности и правовой безнаказанности, создаются многочисленные фейки, а также материалы откровенно издевательского содержания, высмеивающие священнослужителей, иерархов и поместные церкви.
📌Проблема анонимных интернет-коммуникаторов, которые становятся источниками недостоверной информации и медийной травли, неоднократно поднималась в российском правовом поле, однако до сих пор не решена.
Как говорил один мудрец: «Анонимность даёт возможность каждому показать своё подлинное лицо». И это правда. Что у пьяного на языке, то у анонима в тексте… Под прикрытием анонимности злобный человек будет откровенно поливать всех своей злобой, агрессивный не сдерживать себя в агрессии, а предвзятый будет подводить все факты под свою предвзятость.
Вообще удивительно, какие фантастические твари порой выползают из анонимных каналов. Психология их мотивов давно изучена. Как писал в своей книге «Все лгут» Сет Стивенс-Давидовиц: «Сегодня в сЕти-интернет тот, кто хочет остаться анонимом, скорее всего либо психически нестабилен, либо прокручивает какой-то большой обман». И это очень точно характеризует наших, условно говоря, «религиозно озабоченных инкогнито». Если даже бегло посмотреть на все анонимные телеграмм-каналы, которые сегодня пишут на церковную тематику, то они четко делятся на две категории.
Первые – это каналы атеистов, которым по какой-то причине Бог не дает покоя ни днем, ни ночью. Что уже весьма странно. Невозможно так долго и столь упрямо бороться с пустым местом. Ну а вторая категория — это интернет-каналы, принадлежащие персонажам, которых можно было бы назвать простым словом – «бывшие». Это бывшие священники, запрещенные или находящие под судом клирики, а также светские граждане, которые по каким-то причинам лишились должностей в церкви. И в первом, и во втором случае сложно что-либо утверждать наверняка. На то они и анонимы. Но, как говорил Чезаре Борджиа: «Анонимка настолько удалась, что автор ненароком подписался».
По торчащим ушам нередко можно понять, что за зверь прячется в кустах. «Веруны», «религиозники», «кадилоносцы», «биомусор», «бородатые существа». Это лишь немногие эпитеты из телеграмм-каналов нашей первой группы, которые ведут граждане, не верящие в Бога. Львиная доля их текстов строится по незамысловатому рецепту. Берется любая церковная новость и просто обильно сдабривается вот такими эпитетами. И так каждый день, по 5-6 текстов, с пеной у рта, с трясущимися руками, с взвинченным эмоциональным фоном…
Давно уже доказано, что богоотрицание – это часто не интеллектуальный выбор, а психическое состояние. Здесь нет никакой критики, никакого диалога, никакой возможности интеллектуальной встречи, здесь прослеживается какая-то глубокая архаичная боль из-за одной только мысли о Боге и верующих в него. Это такая злоба убежденного нациста в адрес недочеловека. Тем более, как видим, у авторов подобных телеграмм-каналов и нацистов даже лексика совпадает. В деанонимизированном состоянии по ним, так-то, тюрьма плачет, причем в любом обществе. Однако анонимность позволяет им трусливо, но безопасно покусывать предмет своей страсти.
В одном из своих интервью подобных персонажей Марк Цукерберг назвал «Табаки». Помните, у Киплинга в «Книге джунглей» был такой шакал, который разносил сплетни по джунглям и потявкивал на всех, прячась за спиной Шерхана. Ну и относиться к таким Табаки нужно соответственно.
Что же касается второй категории «писателей», то тут одержимости меньше, но подлости больше. Поверьте моему уже немалому медийному опыту, почти за всеми антиклерикальными проектами и анонимными критиками, выливающими тонны муторных откровений – стоят «бывшие». Возьмите хоть анонимный телеграмм-канал «Синезий», который в свое время вел беглый священник гомосексуалист, или интернет сайт «Ахилла», не скрывающий своего автора, извергнутого из сана.
Везде одна и та же история. Бывшие священники, впавшие в грех блуда, — умыкнувшие чужую жену, или бросившую свою семью, или вообще поддавшиеся содомскому разврату и лишенные по этой причине сана, — все эти «бывшие» пастыри и нынешние блудники, к сожалению, озабочены не своим покаянием, а идеей о несовершенстве церкви. Нередко в эту игру играют и не обличенные священным саном бывшие сотрудники каких-нибудь церковных структур, которым не нашлось места под солнцем, и задетая за живое гордыня так же превращает их в пресловутого героя книг Киплинга.
Вам любой психолог скажет, ЧТО такое «замещение собственной вины за счет внешнего врага», когда выходом из фрустрации, — от всей этой накопившейся напряженности из-за последствий дурного поступка, — когда единственным спасением от неё является поиск виноватых вокруг. Это то, что психолог Джулиан Роттер в 1954 году назвал «внешний локус контроля» — свойство личности приписывать свои неудачи внешним факторам и самозабвенно их обличать. Ученик, который получает в школе двойку, обладая внешней локализацией контроля, – или экстернальным локусом, как писал Роттер – будет говорить о том, что учитель плохо написал задание на доске, что дома его отвлекали посторонние звуки, что в этот день у него болела голова и так далее. Вот и наши анонимные и не очень «специалисты» по церковной жизни, все эти фашизоиды, блудники и нарциссы – в своей личной трагедии предпочитают делать «козлом отпущения» либо какого-нибудь конкретного иерарха, либо всю церковь, либо, в целом, веру.
Стоит отметить, что церковь в истории много раз страдала от подобных озлобленных анонимов.
Это всё не ново. Чем в основном занимались христианские апологеты первые три столетия? Если кратко, они доказывали римским болтунам, что христиане не поклоняются голове осла. Уровень обвинений, та грязь, которую выливалась на церковь в римских анонимках, мало чем отличалась от того, что сегодня публикуют анонимы в телегах. Во времена Нерона христиан обвиняют в пожарах, которые сам-то Нерон и подстроил. При Трояне Плиний Младший пишет ему письмо, в котором сообщает, что получает гору анонимных доносов на христиан. Гору! Анонимных! При Антонии Пии какие-то анонимы обвиняют христиан в том, что они по ночам пьют кровь младенцев. В чем на полном серьезе приходилось оправдываться Иустину мученику в его «Апологиях».
Именно бесчленные анонимки загнали христиан в катакомбы. Традиция служить литургии на гробах мучеников – аналогом чего являются сегодня антиминс с мощами на каждом престоле – эта традиция родилась от того, что только кладбища да заброшенные каменоломни были единственным местом, где христиане могли укрыться от разъяренной толпы, накрученной сотнями анонимок, обвиняющих их то в черной магии, то в инцестах, то в каннибализме. Еще в то далекое время, оказывается, было так легко через средства массовой информации сделать определенных людей «корнем всех зол».
А напомню, именно так назвали свой фильм Британские атеисты в 2006 году, рассказывая о религии. Как писал английский историк Эдуард Гиббон: «римские монархи всегда равнодушно относились ко множеству религиозных форм» и христиане для них не были помехой. К гонению их подвигли тысячи самых нелепых анонимок по всем провинциям, областям и регионам.
Этот фактор еще в недостаточной мере изучен историей. Но он обратит на себя внимание. Христиане за те века выслушали миллионы анонимных обвинений, тысячи несправедливых приговоров, сотни вбросов и информационных кампаний, которые заканчивались поражением в правах, ссылками и казнями. Но они оставались христианами потому, что не играли по правилам мира сего. И нам не стоит забывать этот опыт.
Помните диалог из кинофильма «Королева бензоколонки»?
— А кто пишет?
— Аноним.
— Дал же Бог фамилию, а?
Таков и наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.