Тест на правду
ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ РОЖДЕСТВА? ОТВЕТ НЕВЗОРОВУ И ЛАТЫНИНОЙ
📌 Журналистка Юлия Латынина в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявила, что дата Рождества Христова – 25 декабря — была заимствована христианами с римского культа бога Митры, который олицетворял Солнце. По мнению Латыниной случилось это при императоре Константине, который сам поклонялся солнечному культу и сделал день его праздника датой Рождества Христова. Цитата: «Но христианство — это религия с непредсказуемым прошлым. Не будем об этом».
📌 Нет, это скорее Юлия Леонидовна журналист с непредсказуемой специализацией. Выпускница литературного института решила, что она крупный спец по истории древнего христианства. Как правило, подобные головокружительные фантазии по поводу своих безграничных талантов в любой области знаний – это удел банальных и весьма предсказуемых маргиналов. Похоже наш случай не исключение. Древних языков не знаем, исторической методологией не владеем, зато имеем устойчивую неприязнь к Церкви. Добавьте сюда пуленепробиваемую самоуверенность и, вуаля, очередной специалист по церковной истории готов. Чего только стоит книга Латыниной «Иисус. Историческое расследование», над псевдонаучным содержанием которой потешался даже автор «Московского Комсомольца». Хотя, казалось бы… Потуги Латыниной выдать какие-то невиданные миру христианские сенсации — это такой профанный винегрет из новых апокрифов и старой нелюбви. Да и рассчитано это всё на таких же воинственных профанов. Не даром, еще один «великий специалист» в области христианской истории Александр Невзоров – правда, этот вообще без какого-либо образования – назвал книгу Латыниной — «классикой», переполненной «фактологическим богатством». Какой век – такие и классики. Как говорится, ученные, которых мы заслужили. Мы уже давно стали свидетелями, когда от имени науки всё чаще говорят маргиналы, секрет популярности которых строится всего лишь на двух качествах души – безмерной наглости и такой же уверенности в себе.
📌 Что же касается 25 декабря как даты, якобы, позаимствованной христианами у языческого культа бога Митры – то это очередная профанная байка, которую сегодня весьма часто используют антицерковно настроенные авторы. Звучит этот фейк так: мол, в IV веке Римская церковь назначила днем Рождества Христова 25 декабря, так как в этот день язычники отмечали день бога Митры, бога солнца. И чтобы вытеснить этот культ была придумана вся эта подмена. Короче говоря, христиан праздновать Рождество 25 декабря заставили внешние обстоятельства, и не будь языческого праздника не было бы и Рождества в данный день. Красивая сказка, но совершенно пошлая и лживая. Ибо всё было ровно наоборот.
📌 Дело в том, что в классический период у греков был свой культ бога солнца. Однако у него не было своего дня. Почитался он, согласно Тациту, 9 августа, в день праздника всех коренных богов Древнего Рима. А в 72 году нашей эры в Рим пребывает древнеармянский царь Антиох IV, который и привез с собой культ Митры, культ непобежденного бога солнца, который в борьбе поражает крупного рогатого быка. И в Риме, как и в Коммагенском царстве Антиоха, этот праздник отмечали в конце июля – начале августа, о чем есть замечательные исследования канадского ученого Роджера Бека или Манфреда Клауса — крупнейшего специалиста по митраизму. На римской почве митраизм претерпевал множество адаптаций и заимствований. В начале II века он вобрал в себя сирийский культ бога- солнца Элагабала, который приволок в Рим уже другой император Марк Аврелий Антонин. Кстати, чудовищные практики этого нового культа были настолько отвратными, что даже видавшие виды римляне приходили в ужас. В конце концов, Антонина вместе с матерью убили, а память о нем предали Damnatio memoriae – вычеркнули его имя и образ из всех исторических и архитектурных артефактов. Ну а все последующие века римские жрецы были вынуждены адаптировать митраизм под вкусы местных жителей.
📌 То есть, надо понять, у древних христиан митраизм не только не вызвал хоть какое-то конкурентное уважение, он вызывал отвращение. Никакие миссионерские цели не требовали адаптации одного из главных христианских праздников под столь сомнительного героя. Полемика с культом бога митры, естественно, встречается у святых отцов. Но полемика не значит адаптацию.
Более того, это еще вопрос, кто под кого адаптировался. Ни в каких древних текстах мы не встречаем упоминаний о 25 декабря, как о дне рождения языческого бога Непобедимого Солнца. Аврелиан, введший этот культ в Империи в 274 году не упоминает о дате. Иллюстрированный Хронограф 354 года, на который часто ссылаются, так же не говорит ни слова о дате рождения Митры.
📌 А у кого же тогда эта дата встречается определенно и впервые? У Юлиана Отступника в 362 году, в гимне Гелиусу, греческому богу солнца. Но император Юлиан жил уже в христианскую эпоху, и главная цель его правления – возвращения к язычеству. Он как раз-таки наоборот пытался подогнать умирающий в народе солнечный культ под популярный праздник Рождества Христова. Это была его идея фикс. Митраизм отбрасывал копыта. Уже 40 лет как изображение бога солнца сошло со всех римских монет. Алтари пустели, а христианство набирала силу. В то время, историческая жизнь Церкви была настолько богата собственными идеями, что она не нуждалась ни в каком соединении с этим «сбитым летчиком» – замшелым культом бога Митры. Ни Иоанну Златоусту, ни Амвросию Медиоланскому, ни Григорию Нисскому в голову бы не пришла мысль, устанавливать праздник рождения Спасителя на основании какого-то языческого обычая. Потому что этот означало множить соблазн в пастве и давать новую силу угасающему культу с весьма гнилой репутацией.
📌 Дата 25 декабря, как день Рождение Спасителя – это был самостоятельный продукт богословского творчества Древней Церкви. Она вычислялась исключительно на библейских фактах, что блестяще и показал в своем исследовании Джон Пайпер. За два десятка лет до того, как император Аврелиан только задумался о введении в Римской империи Sol Invictus — нового культа «Непобедимого солнца» — один из первых христианских историков Юлий Африкан уже излагал о том, откуда у христиан появилось число 25 декабря. Все логично и просто. Царь Давид разделил всех священников Ветхого Завета, которые служили при Скинии в течении года, на 24 смены или 24 череды. Получается, что каждая череда служила по 2 недели. Евангелист Лука говорит, что перед рождением Иоанна Предтечи выпала череда служения его отцу – священнику Захарии. Захария принадлежал к Авиевой череде. Согласно 1-ой книге Паралипоменон (1Пар. 24:10) Авиева череда служит восьмой по очереди от начала года. Богослужебный год начинался с апреля, месяц «нисан», что и переводится как «первый». Восьмая череда – это 4-ый месяц от начала богослужебного круга. Получается, апрель + 4 месяца – это август. То есть именно в августе Захария, совершая каждение в храме, узнал, что его бесплодная жена зачнет и родит Иоанна Предтечу. Две недели Захария находился на службе, согласно череде, а после вернулся домой, и его жена Елизавета зачала. Это примерно вторая половина сентября. Отсюда и праздник зачатия Иоанна Крестителя Церковь отмечает 23 сентября. Идем далее. В Евангелии сказано, что Благовещение Марии, то есть весть о том. что у нее родится Иисус, произошло по прошествии 6 месяцев от зачатия Предтечи. Вторая половина сентября плюс 6 месяцев — получаем вторую половину марта. Отсюда и в Церкви праздник Благовещения отмечается марта 25 числа. И вот от 25 марта отсчитываем 9 месяцев беременности и получаем 25 декабря – день Рождества Христова. Все логично, выверенно и никакой, якобы, адаптации к чужеродным языческим праздникам тут нет.
📌 А откуда же пошла это байка про бога Митру и Рождество Христово? А придумал ее в 17 веке Пауль Эрнст Яблонский, кальвинист, жутко ненавидящий католиков и пытающийся обвинять их во всем, в чем только можно. Немецкие протестанты того времени полагали, что чем больше они придумают разных ужасов о древней Римской церкви, тем легче им будет утверждать идеи Реформации. Поэтому Яблонский и хулиганит с фактами, умалчивает о том, что ему не выгодно и додумывает то, что соответствовало его идеологической задаче. В общем-то, за 300 лет, как вы понимаете, методы этих специалистов не сильно изменились. А уже в начале 20 века эту авантюру с митраизмом подхватил Герман Узенер – немецкий филолог, у которого собственные фантазии бежали впереди исторических фактов. Именно этим можно объяснить, что Узенер ссылается на сомнительные анонимные источники IV века, содержимое которых он за уши дотягивает до своей идеи фикс. Вся эта авантюра Узенера хорошо исследована в известной научной статье Стивена Хайманса, исследователя античной истории. В ней Хайманс показывает, что до 362 года, до Юлиана Отступника, никаких данных, что 25 декабря было праздником Непобедимого Солнца нет. Дело обстояло ровно наоборот. Это император Юлиан предпринял попытку популяризации язычества среди населения, за счет христианства. Он попытался приватизировать христианскую дату Рождества Христова, подбив под нее подыхающий азиатский культ. А далее, в 17 веке, миф о том, что всё было ровно наоборот, использовали кальвинисты в идеологической борьбе с католиками, а в начале 20 века – эта байка получила новую силу благодаря литературным фантазиям одного филолога. Ну а в 21 веке – этот старый ушлый фейк множат уже антихристианские журналисты. Так что, это не христианство – религия с непредсказуемым прошлым. Это некоторые современные специалисты – люди с предсказуемой ненавистью к нему. Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.