Тест на правду
ГОЛАЯ БАБА НА РАСПЯТИИ, ТРАНСГЕНДЕРЫ И КОКАИНИСТЫ НА СЦЕНЕ: «СВОБОДА ХУДОЖНИКА»?
📌 В конце января 2022 года Министерство культуры России вынесло на обсуждение проект указа Президента об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Проект поддержали Общественная палата, Союз кинематографистов, Союз писателей, Общественный совет Министерства культуры и иные экспертные объединения. За него также высказалось большинство голосов во время открытого обсуждения в интернете. Тем не менее, среди либеральной общественности он вызвал резкое неприятие. «Основы» обвиняли в цензуре, в средневековом мышлении, в попрании свобод художников, а также в отклонении от западных идеалов. В середине февраля Минкульт приостановил процесс обсуждения документа, что было интерпретировано либеральной прессой как победа над традиционной идеологией.
📌 Три вопроса возникает сразу. Почему возник этот документ, кто был против него, и действительно ли они победили?
📌 Итак, что определило этот документ? Два момента! Так сказать, de jure, и de facto. Юридически, «Основы» – это продолжение целого ряда деклараций, законов и доктрин, которые выработала Россия из опыта последних десятилетий.
📌 В 2014 году вышел Указ Президента «Об основах государственной культурной политики». Там черном по белому прописано, что целями культурной политики являются: «передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей».
📌 Эта же мысль отразилась в поправках к Конституции 2020 года. В основном законе страны даже появилось упоминание о Боге, что было поддержано большинством граждан страны. В еще более конкретном виде идея о духовно-нравственных ценностях отразилась в президентском указе лета 2021 года, который называется, не меньше-не больше, «Стратегией национальной безопасности России». В данном документе высочайшим приоритетом определена «защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Об этом же говорил Президент и на заседании Валдайского клуба осенью того же года, когда подчеркнул необходимость защищать российские духовно-нравственные ценности. Скажу более, идея о том, что у каждого народа могут быть свои ценностные приоритеты – это часть мировой практики. Совет по правам человека Организации Объединенных Наций так же черным по белому декларирует, что при реализации прав человека следует учитывать «значение национальной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей».
📌 Так что de jure появление российской политики по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей – логичный, последовательный и своевременный шаг. Он переводит в конкретную плоскость целый ряд базисных установок. То, что было «в общем», стало «в детальном». Потому что одно дело заявлять «мы за мир во всем мире», а другое – четко описать, что для этого надо делать, а чего избегать.
📌 Что же касается de facto, то есть жизненной, практической необходимости в данном Указе, то его появление – это ответ на тот немыслимый бардак или, говоря языком Оруэлла, «скотизм», что продвигается сегодня в культурном пространстве страны за наш общий счет и без особого контроля.
📌 Когда в театрах пляшут трансгендеры, а на сценах поедают фекалии, когда в спектакле голая баба изображает распятие, а актер в образе священника открывает крестом как штопором бутылку вина, когда Кармен достает окровавленный тампон и любуется им как цветком, когда раздетая до гола Саломея задом к публике исполняет арию – это всё не про «свободу художника», это определенная идеология и культурная политика. Когда в клипах воспевают идеал человека, в образе похотливого скота, когда полуголые поп-звезды пляшут на фоне алтарей, когда в песнях проповедуют наркоту и чванство – это тоже не про «свободу художника», это четкая идеология и политика. Когда от ЛГБТ-пропаганды всех уже тошнит, когда плоды толерантности хуже плодов нетерпимости, когда наказывают штрафами и санкциями за то, что извращенцев не допускают к детям – это тоже всё политика и идеология. Тоже самое касается и киноиндустрии, и художественных галерей, и всех областей так называемой массовой культуры. Везде можно наблюдать как эта масса из фекалий, голых тел, мата, свинства и примитивной похоти медленно, но верно вползает в каждый дом, в каждую семью, в голову к каждому подростку. И это всё тоже не про художника и его свободу. Это всё политика, идеология и их пропаганда.
📌 Но самое пошлое в этой истории, что вся эта чернуха, эти мертвые рожи и их депрессивный маразм плодятся за наш счет. Они получают государственные дотации, гранты, прямое финансирование. Их транслируют по телевизору, предоставляют огромные залы. Их скаженные и перекошенные грехом хари становятся яркими картинками на тетрадках наших детей, наклейками на детских ранцах. Они увеличивают свою кинетическую массу за счет того, что у государства, у органов власти, а значит и у народа – нет законных механизмов остановить эту оргию, ограничить территорию этой навозной кучи рамками компостной ямы. Потому что ответной идеологии у государства нет. Вернее, идеология, вроде как, появляется, но нет четко прописанных идей. А идеология без идей – это пустой звук. Так что определение традиционных духовно-нравственных ценностей – это и есть те юридические контуры, на основании которых можно отделить мух от котлет. А то, хорошенькое дельце получается, кто-то там испражняется в своих экспериментах — весьма сомнительной эстетической ценности — а общество должно на это смотреть, лечит после этого психику подростков, да еще и платить за это. Вы же знаете, что все эти арт-группы, все эти модные постановки и прогрессивные режиссеры не способны выжить за счет своего зрителя? Они всё это делают, качая деньги из госбюджета. Так что это не просто обсуждение «Основ» госполитики – это борьба двух идеологий, двух эстетик, ценностей меньшинства и ценностей большинства. А напомню, что этот законопроект, кроме творческих и экспертных союзов, поддерживает практически вся религиозная общественность страны. Недавно за положительное решение по этому документу выступил Председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. То есть это — подавляющее большинство граждан. А кто же против?
📌 Против обсуждаемой политики России в области духовных приоритетов и национальных ценностей выступили некоторые представители Союза театральных деятелей, а также определенные представители киноиндустрии. Они направили коллективное письмо, в котором говорится, что этот проект «не может положительно повлиять на общество и граждан».
📌 На самом деле не всё так однозначно. Серди подписавшихся есть те, кто заставляет зрителя смотреть как едят фекалии на сцене, а есть и удивительно нравственные люди, которые своим творчеством демонстрируют приверженность к тем ценностям, обсуждение которых они якобы раскритиковали. Как такое может быть? Да, элементарно. У некоторых представителей культуры вызвал испуг, что принятие этого документа развяжет руки чиновничьему произволу, когда тот или иной клерк на основании этого Указа будет бесконтрольно принимать решения, исходя из личной симпатии или уровня интеллекта. Но только это не так. Одним из основных тезисов обсуждения этого документа является общественный, а не аппаратный контроль. Это, кстати, и предложил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов. Он и целый ряд иных экспертов, выдвинули предложение о создании специального общественного органа, в который бы входили и верующие люди, и атеисты, и родители, и художники, что и способствовало бы объективному взгляду на конкретные случаи. И для этого тоже есть юридическая платформа в виде закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». То есть, всё это решаемо, всё подлежит спокойной общественной дискуссии. А вот торжество некоторых противников обсуждения, которые уверены, что они уже победили, потому что Министерство Культуры якобы сняло обсуждение с повестки дня – не соответствует действительности. На сайте Министерства так же чёрным по белому написано, что документ этот остается в работе. Просто «вырабатываются новые подходы к подготовке и обсуждению документа, позволяющие объективно и всесторонне учесть все мнения». Это президентский указ, государственная стратегия, культурная политика страны, подтвержденная множеством документов. Поэтому никакую истерику никто не побоится. Закон будет такой, какой выгоден России, её народу и её будущему, а не кокаиновой элиты, ополоумевшей уже от своих аморальных экспериментов.
📌 И последнее, что нужно помнить. Россия – это страна, которую силой не победить! Это очень сложная и практически невыполнимая задача. А вот сама Россия победить себя вполне способа. Мы это наблюдали уже дважды за минувший век. В 17-ом и в 91-ом. Тогда местные элиты тоже экспериментировали над историей, над культурой, над духовной жизнью народа. Но кроме разрухи в стране и в головах оба варианта ни к чему не привели. Потому не надо нам про свободу без границ и не вмешательство любой ценой. Мы уже достаточно видели, чтобы понять — это только сорняки растут сами собой, свободно и безгранично. А для любого культурного растения необходимо внимание и контроль со стороны садовода. Иначе весь сад будет сплошной крапивой.
Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.