Тест на правду
«БАТЮШКА С ОБЛОЖКИ»: О СКАНДАЛЬНОЙ ФОТОСЕССИИ СВЯЩЕННИКА
📌 Рязанский священник Павел Коньков снялся в качестве модели для магазина мужских костюмов. На своей странице в соцсЕтях он рассказал, что долго думал возможно ли позировать человеку с его образом жизни, и, в конце концов, согласился, решив, что это – цитата — «не хуже, чем работать на стройке или в такси». Отец Павел является руководителем молодежного отдела епархии, и после неоднозначной реакции некоторых верующих, объяснил свой поступок миссионерскими задачами. По его словам, «есть огромный пласт молодёжи, который к церкви относится «никак». Для того чтобы привлечь вот эту нецерковную молодёжь приходится делать неклассические вещи».
📌Эта история вызвала диаметрально противоположную реакцию у разных людей: мирян, священников, даже епископов. Те, кто резко критиковал отца Павла выражали опасения, что его пример открывает чуть ли ни ящик Пандоры, что сегодня, мол, священник снимается в рекламе, а завтра где? Кто-то говорил о том, что негоже вообще клирику в светских костюмах позировать и усмотрел в этой фотосессии признаки обмирщения и неуместного гламура.
Были и защитники батюшки. Они, в свою очередь, говорили о том, что важно находить как можно больше точек соприкосновения с миром, что это часть его служения по привлечению молодежи, да и, в конце концов, элементарная возможность подзаработать, особенно в коронавирусный кризис.
📌В общем, как вы понимаете, в этой, казалось бы, поверхностной, проходной и легкой теме, наша почтеннейшая и умная публика разглядела весьма интересный и глубокий вопрос. А именно: о приемлемых и не приемлемых для священника занятиях и ролях.
Давайте сразу определим, что, в той или иной степени, но у нас в обществе ЕСТЬ определенные различия в восприятии тех или иных профессий. Например, работа плотника или дальнобойщика явно находится в иной категории восприятия труда, нежели занятия, которыми зарабатывает себе на жизнь инстаграм-блогер или фотомодель. Не правда ли? И если бы священник работал водителем или камнеукладчиком никто бы слова ему не сказал. А если бы его труд был еще связан и с интеллектуальной деятельностью — так это вообще стало бы украшением его биографии. Сколько у нас среди духовенства и писателей, и педагогов, и ученых, и врачей.
📌 Однако есть среди различных занятий некоторые сферы услуг, которые общественным мнением воспринимаются не столь однозначно как физический или интеллектуальный труд. Это род деятельности, суть которого заключается в позировании, в коммерческом выставлении себя на показ. Сюда относятся и фотомодели, и манекенщицы, и иные представители селфи культуры. То есть те, кто не связан ни с подлинным физическим трудом, ни с интеллектуальной работой. Их объединяют совсем иные характеристики, а именно: демонстративность, самолюбование, показушность и, чего уж там скрывать, гендерная сексуальная привлекательность. Без этих свойств – в этой сфере ловить нечего. Ты можешь обладать двумя высшими образованиями, знать несколько языков, но всё что будет интересовать агентство – это твоя способность закатывать глазки, томным взглядом пялиться в объектив и полуоткрытым ртом показывать белые зубы. И это невольно накладывает свой след и на индустрии, и на тех, кто в нее идет.
📌Посмотрите внимательно на этих моделей, на этих фотодив и позеров, загляните им в глаза. Молодые старухи и старики с искаженными от страстей лицами. Их основное в жизни дело – демонстрировать себя, возбуждая в зрителях либо похоть, либо зависть. Вот и весь месседж. Вот и вся их культура. Но она страшна не сама по себе, а по тому отупляющему эффекту, что производит на неокрепшие мозги. Ведь именно на этих блогеров, моделей и позеров хотят походить сегодня многие подростки.
📌 Как вы объясните девочке, мама которой выбиваясь из сил, готовя ребенка для поступления в университет, что ей это реально нужно в жизни, что мозги ей пригодиться, не меньше тела. Ведь всё вокруг неё из каждой щели орёт совершенно об обратном: «на фига тебе это образование, фоткайся и зарабатывай». И вот в ту самую историческую минуту, когда нас уже и так повсюду окружает культура бездельников и тупиц, — подростков, которые мечтают всю жизнь просидеть в инстаграме, — священник вдруг во всеуслышание заявляет, что он тоже приторговывает своим лицом и телом в коммерческих целях. И это, мол, то же самое как на стройке пахать или таксистом вкалывать. Такой же труд, достойный жизни … А потом вообще все это назвал миссионерским проектом. Или как он выразился: «для того, чтобы привлечь нецерковную молодёжь приходится делать неклассические вещи».
📌 А что эти неклассические вещи-то дадут в перспективе? Я вовсе не ратую за то, чтобы пастырь кроме кадила ничего в руках не держал. У нас священники в рамках работы с молодежью и в футбол играют, и Эверест штурмуют, и из дискуссионных клубов не вылезают. Но тут-то что за миссия? Смотрите какой у нас батюшка красивый?! На этом она строится? Смотрите какая у отца Григория коса длинная?! Гляньте как на батюшке Пафнутий картуз сидит?!
📌 Это что, миссия по типу как у католиков, с их нашумевшем «Римским календарем» — Calendario Romano — где красуются фотомодели в сутанах с модельными стрижками под гелем?
Так достаточно посмотреть, как светский мир воспринял этот, так называемый, «миссионерский проект». Исключительно в пошлом эротическом ключе. Хотя его создатель фотограф Пьеро Пацци утверждал, что его цель – привлечение внимания к католическим святыням.
📌И кого к чему он привлек? Очевидно, что не всякий миссионерский приём – приемлем.
Впрочем, думаю, что наш отец Павел не настолько глупый человек, чтобы, примерку элитных костюмов называть миссией среди молодежи. Скорее всего, он таким образом просто попытался «отбиться» от набросившихся критиков. И в этой связи нам всем нужно понять одну важную вещь, которая касается не искушений века текущего, а того наследия что нам досталось от века минувшего. В той или иной степени, но большинство из нас были выбиты выкинуты из естественной традиции, из многовековой культуры и уместности, и этикета, и внешнего вида… И сегодня не каждый священник наденет шляпу под рясу, как это делал Иоанн Кронштадтский, и не каждый прихожанин будет с этой шляпой на голове священника мириться.
📌 Помню, был у нас в Духовной Академии такой старенький преподаватель, профессор, отец Аркадий Иванов, священник, прошедший войну, пастырь еще старой формации. Так вот он часто говорил, что мы даже не замечаем, что под нами нет той естественной свободной и гармоничной среды, культуры, которой жили как дышали священники до революции. Когда каждый знал и степень, и меру, и форму дозволенного или наоборот неуместного.
📌И это серьезная современная проблема, требующая внимание всего церковного разума. Наверное, поэтому среди тех проектов, что рассматриваются сегодня в Межсоборном присутствии — появился один преинтереснейший документ, который называется «О светской трудовой деятельности священнослужителей». Это вовсе не о запрете на деятельность священника вне церковных стен. Это попытка разобраться в тех форматах, где его присутствие может наносить вред самой миссии Церкви.
Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест!