Тест на правду
БЕСЫ С АЙФОНАМИ: ОТКУДА ГАДЖЕТЫ НА ФРЕСКАХ СТРАШНОГО СУДА?
📌 На днях внимание СМИ было приковано к Николаевскому Малицкому монастырю под Тверью. Причиной ажиотажа послужила фреска на западной стене храма, изображающая смертные грехи. Автор композиции, румынский иконописец Руслан Гебя, изобразил в адском пламене интернет зависимых людей, с современными гаджетами в руках. По мнению настоятеля обители, это символическое изображение призывает задуматься над новой страстью интернет-зависимости, пагубной для души. Большинство либеральных телеграмм-каналов и интернет-изданий прокомментировали эту новость как пример обскурантизма и мракобесия в церковной среде.
📌 Давайте разбираться. Что ж такого крамольного изобразил румынский художник. Начнем с формы. Надо сказать, что современной балканской иконописи свойственен определенный модерн. В новых храмах Румынии, Болгарии, Сербии можно встретить массу сюжетов, персонажей или объектов, которые не увидишь на средневековых полотнах. Тут вам и самолет Ту-134, доставляющий мощи святого, и диктатор Тито, идущий в ад, и те же электронные дивайсы, как символ интернет зависимости. Так что румынский иконописец ничего нового под Тверью не изобразил. Это весьма распространённый сегодня и в Греции, и в других православных странах приём — современное прочтение старых постулатов. В том самом месте, где средневековый мастер изобразил бы, например, охоту, алхимию или бражника — предлагая образы популярных в его время страстей, — современный иконописец изображает электронный гаджет.
📌 Как говорил Оскар Уайльд «Меняется только предмет страсти, сама же страсть во все века остается неповторимо прежней».
Поэтому ехидство некоторых либеральных авторов в адрес Тверских изображений объясняется низким уровнем их эрудиции в религиозных вопросах, что уже не для кого не новость. Это то, что касается формы. А что касается содержания… Ну, давайте подумаем, действительно ли странным и беспочвенным является мысль иконописца о том, что современные цифровые технологии несут определенную угрозу человеку?
📌 Ученые Израиля провели эксперимент, в котором сравнили силу памяти у людей различных возрастов. Результаты тестов оказались сенсационными. Память у стариков, в некоторых случаях, оказалась лучше, чем у молодого поколения. Победу «пожилых» психологи объясняют тем, что они выросли без смартфонов и гаджетов. Огромный массив информации им приходилось хранить в уме. Современный же человек все необходимое получает путем нажатия одной кнопки. Таким образом, по мнению антропологов, процесс развития человечества сегодня идет по пути ослабления первичных видов памяти и ослабления целого ряда когнитивных навыков.
📌 Вы никогда не задумывались, как люди до изобретения письменности хранили большие объёмы информации? Вот, самой древней письменности на земле около семи тысяч лет. А история рода человеческого насчитывает, по некоторым данным, около двухсот тысяч лет. Как люди передавали свои эпосы и саги все эти 193 тысячи лет? Ответ очевиден! Они делали это устно! Взять хотя бы Библию. До того, как многие сюжеты Ветхого Завета были записали, они были устным преданием, запоминались наизусть. А это колоссальный массив информации. Подавляющую часть своей истории человечество обладало навыком передачи информации по памяти. Это основной навык, который сформирован тысячелетиями эволюции мозга. И лишь относительно недавно человек стал что-то не запоминать, а записывать. А теперь вспомним себя. Как мы учили стихи в школе? С какого раза удавалось запомнить? А сейчас попробуйте выучить наизусть какую-нибудь поэму. А если прозу? Ведь все древние предания – это в основном проза… В наши дни именно память, внимательность, да и в целом умственные способности подвергаются какой-то неведанной трансформации. Как будто развитие пошло в другую сторону. Причем это процесс планетарного масштаба, и касается он всех возрастов. Знаете же, наверняка, что учителя в школах бьют тревогу. Дети все менее способны усваивать информацию даже на стандартном уровне. Про студентов вузов, у которых отсутствует элементарные знания, тоже, наверное, все слышали. В интернете много роликов на этот счет. Да и среди взрослого населения всё чаше сегодня звучат жалобы на память и забывчивость. При этом всех нас объединяет одно – погруженность в мир цифровых технологий.
📌 Лабораторные анализы, проведенные в Северо-западном университете США, показали, что первые признаки болезни Альцгеймера сегодня могут наблюдаться уже в 20-летнем возрасте. Ученые полагают, что в немалой степени ослаблению памяти и внимания способствует информационные технологии, которые лишили человека необходимости думать и прогнозировать. Остановить этот процесс, по мнению ученых, способны тренировка интеллекта и профилактика интернет-зависимости.
📌 Мы живем в очень интересное время. На наших глазах происходит смена колоссальных и привычных форматов. Цивилизацию Иоганна Гуттенберга сменяет цивилизация братьев Люмьер. Мы переходим из культуры текста к культуре кадра, когда букву вытесняет цифра, а книгу – экран. Жизнь упрощается. Но интеллектуально и духовно всегда ли мы готовы этим пользоваться трезво? Мы все чаще напоминаем каких-то слабоумных, но с очень умными игрушками в руках. Ученые так и называют этот симптом – «цифровое слабоумие» – которое влияет на наши социальные отношения, культурную жизнь и даже на нашу свободу, на умение отделять ложь от правды, противостоять всевозможным видам манипуляций. В этом смысле, основной месседж Тверской фрески абсолютно совпадает с основным вопросом современной цивилизации, который волновал и волнует многих ученых по всему миру, от покойного Жанна Бодрийяра, до ныне здравствующей Татьяны Владимировны Черниговской: Чем мы вынуждены платить за весь этот цифровой рай, и как это всё влияет на нас – на интеллект, на творческие способности, на нашу свободу? Потому что пристрастие к современным цифровым развлечениям приводит к проблемам духовного содержания. И об этом Тверская фреска. И что в этом тезисе глупого или дикого? Такое впечатление, что те, кто ржал и издевался над этой фреской, не только мало что смыслят в современном церковном искусстве, но и еще имеют некоторые проблемы, которые же на этой фреске и изображены. Так что в очередной раз скажем: прежде чем поучать Церковь, — за плечами которой тысячелетней опыт того, о чем только сейчас начинают говорить ученые, — не плохо было бы самому хоть чему-то, где-то поучиться. Потому что, как писал Василий Ключевский, в наше время «гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком». Уж, простите. Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.