Тест на правду
КАТОЛИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО — ПОЧЕМУ НЕ НАШ ПРАЗДНИК?
📌 Рождество Христово. Праздник с двумя датами. 25 декабря и 7 января. И хотя обе эти даты отмечают рождение по полти Единого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, тем не менее, единство самих христиан из-за разницы дней в календаре кто-то постоянно пытается нарушить. А это значит, что данному вопросу предстоит пройти наш Тест на Правду.
📌 Две даты праздника Рождества Христова нередко называют «католическим» и «православным» Рождеством. Две даты пришли к нам из двух разных календарей. Долгое время весь христианский мир жил по Юлианскому стилю. Однако в 1582 году папа Григорий XIII предложил новую систему исчисления, которая точнее соответствовала фактической длине года. Так появился альтернативный григорианский календарь.
📌 Реформа папы Григория XIII проходила в тяжелое время. В Европе бушевал раскол между католиками и протестантами. Поэтому, несмотря на астрономическую точность Григорианского календаря, целый ряд европейских стран отказались от него. По идеологическим соображениям. Логика тут была простой: если католики воюют с протестантами, то и календарь, предложенный Римским папой, является инструментом этой борьбы. Однако постепенно новый календарь вошел в европейскую жизнь, а в начале XX века он вновь приобрёл политический окрас, но уже в России.
📌 Придя к власти, большевики почти сразу решили отказаться от Юлианского календаря, который они связывали с царским прошлым и церковным наследием. Таким образом для Ленина и его соратников, вопрос нового стиля имел идеологический смысл. Поскольку новый календарь повсеместно приобретал общегражданское значение, православные церкви рассмотрели этот вопрос на специальном совещании в Константинополе в 1923 году. Большинство из них приняли новый стиль. Однако из-за политического давления, ряд церквей отказались от этого шага. Новый календарь не приняли православные церкви: Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская.
📌 На самом деле, все христиане мира отмечают Рождество Христово 25 декабря. Только по разным календарям. Тем не менее этого факта было достаточно, чтобы внутри христиан появились некоторые «ревнители», которые решил предать этому вопросу вероучительный смысл.
📌 После перехода ряда церквей на новый грегорианский стиль внутри их паствы появились движения, сопротивляющиеся календарной реформе. Противоборствующие назвали себя «старостильниками», и календарному вопросу предали догматическую важность. С их точки зрения, те христиане, которые отмечают Рождество Христово 25 декабря по новому стилю — лишены благодати и не имеют никакого отношения к христианству.
Чтобы разобраться в том, насколько вопрос о календаре затрагивает основы нашей веры, обратимся к нашему любимому источнику, а именно – к церковной истории.
📌 В первые века христианской истории дата рождества Христова не была известна. На Востоке долго время Рождество Христово праздновалось в один день с праздником Крещения Господня, 6 января. Впервые отдельную дату для Рождественского праздника предложила Римская церковь. Но даже в этом вопросе были различные мнения. Одни полагали это событие 20 мая, другие — 10 января, третьи приурочивали его к 25-му или 28-му марту. Церковные историки насчитывают 136 различных дат Рождества, существовавших в Древней Церкви. Наконец Римская церковь предложила новую дату — 25 декабря. Среди христиан существовало предание, согласно которому Христос был зачат в тот же день года, в который через много лет и пострадал. Таким образом день Благовещения совпадал с днем Распятия. Еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала на 25 марта. Отсчитывая от этого дня 9 месяцев, получали 25 декабря. К середине четвертого века эту дату приняла вся древняя церковь.
📌 Почему же в древности существовали разные традиции относительно дня Рождества Христова? Как же так? Неужели предания, идущие от апостолов и Самой Марии Девы, не сохранили для нас такой важной с сегодняшней точки зрения даты? А дело в том, что для древнего ближневосточного общества день рождения человека не был столь важным событием, как для нас сейчас. Это мы сейчас живем в культуре так называемого «линейного календаря», где как на линеечке за одним событием идет другое, за одним годом следующий. Однако, это была традиция римской империи, эллинская традиция. На Востоке же использовали совсем иной календарь, который лучше всего было бы назвать – событийным. Событийный календарь не фиксировал годы, не копил их, не калькулировал. Для него гораздо важнее были стадии жизни человека. Появился у мальчика первый пушок под носом — значит уже не мальчик, но юноша; покрылось лицо бородой — значит уже не юноша, а мужчина; голову украсили седины — значит стал стариком. И так далее. Эти стадии были важны, потому что за каждой из них открывалась определенная социальная ступень. Стал юношей – помогай отцу. Стал мужчиной – бери в руки копье, защищай Родину. Превратился в старика – следи за внуками, сиди дома. В культуре событийного календаря отпадала всякая необходимость фиксировать внимание на первом дне или годе жизни человека. Не количество лет интересовало древних, а видимое качественное изменение во внешнем образе. Поэтому и отмечали не просто день, когда человек родился, а именно этот переход в новый статус. И родители Иисуса могли вовсе не помнить дату Его Рождения, что было нормой в иудейском обществе две тысячи лет тому назад.
📌 Вот и получается, что для первых христиан было вообще не важно в какой месяц, в какой день недели, час или минуту родился Христос. Им был важен сам факт Его пришествия на землю. Они поклонялись не «календарю», а событию. Потому что это не вопрос веры. Это вопрос традиций. Как это и происходит сегодня, например, в польской православной церкви, где часть приходов отмечает рождество 25 декабря, а часть 7 января. И все живут в мире и спокойствии. Так что противопоставлять одно Рождество другому — чистой воды политиканство и незнание церковной жизни.
Таков наш век. Его ложь, Его правда. И наш тест.