Тест на правду
КОГДА БОГ СОТВОРИЛ МИР: 7,5 ТЫСЯЧ ИЛИ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НАЗАД?
В одной из прошлых программ мы упомянули, что нашему миру, согласно научным данным, насчитывается очень и очень много лет. В комментариях к этому выпуску в интернете несколько человек написали, что сейчас идет 7529 год от сотворения мира, это учение нашей церкви, основа веры, и чуть ли не догмат. Вот некоторые, из этих замечаний.
Анна ЧЕНЕНЫШЕВА:
«Каждый православный христианин знает, что идет только восьмая тысяча лет от сотворения мира ТВОРЦОМ».
ПИСОЦКИЙ Тимофей:
«Вы верите Священному Писанию, что планете Земля всего примерно 7500 лет? Или нам не важно единое мнение Святых Отцов, что шесть дней творения мира надо понимать буквально по 24 часа каждый. Вам бы поспорить с Василием Великим по этому поводу, он бы вас анафемаствовал!»
Дмитрий СОЛОВЬЁВ:
«Если взять церковный календарь, то сейчас идет 7529 год. Уважаемый ведущий поясните где правда?»
И в самом деле, в древних летописях и церковных календарях мы встречаем летоисчисления от Сотворение мира, с указанием абсолютно точной даты. Причем не только года, но и месяца, и даже дня. И вплоть до 1700 года, — до Петра Первого, — эта датировка была основной, как в гражданском, так и в церковном документообороте. Согласно этой системе, мир был сотворен в первый день месяца сентября около пяти тысячи пятисотого года.
Отсюда и церковное новолетие мы до сих пор каждый год по предписанию богослужебного календаря начинаем 14 сентября по новому стилю, что и является 1-ым днем сентября по стилю старому.
Так что же это за цифра, кто ее автор, и действительно ли она является важным вероучительным фактором, из-за неприятия которого «Василий Великий нас бы анафематствовал»?
Ну, совершенно очевидно, что в самой Библии нет ни даты, ни времени, ни дня недели, когда Бог сотворил землю. В Священном Писании лишь говорится о «шести днях творения». При чем еврейское слово день — «йом» — означает неопределенный отрезок, этап. Оно может соответствовать сколь угодно малому или сколь угодно большому периоду времени. Об этом, кстати, и сказано у Давида и Петра, которые приводят расхожую в свое время поговорку: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день».
В древности было понимание, что наши представления о времени могут сильно отличаться от того, на что способен Бог. Потому Господь и говорит через Исайю: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои». То есть не стоит путям Господним навязывать свои указатели, пусть даже из самых благочестивых намерений. Потому что у Него нет и не может быть наших комплексов. Мы же как полагаем? Чем более виртуозен мастер, тем с большей скоростью и легкостью он творит шедевр. Но это не более, чем стереотипы. И постоянно подгонять Господа, полагая, что всё иное для Него оскорбительно – это вопрос человеческих интерпретаций. Что может быть уместно только если служит определенным задачам, а не становится догматом. Такие примеры, кстати говоря, мы и встречаем у святых отцов. Практически вся святоотеческая мысль с 3 по 6 века рождалась под сильнейшим прессингом языческой критики. Риторы и софисты, от Рима до Афин, полемизировали с христианским представлением, что у мира может быть начало.
Для классического эллинского пантеизма – весь мир и есть бог. А потому, как бог безначален, так безначален и мир. Поэтому святые отцы и писали о «шести днях творений», подчеркивая, при этом, прежде всего, существительное «творение», а не числительное «шесть дней». И они совершенно спокойно корректировали друг друга в вопросах не существенных для веры. Брат Василия Великого святитель Григорий Нисский пишет трактат «О Шестидневе», где смягчает «буквализм» некоторых мест у Василия. Василий, ведь, действительно писал, что 1 день творения – это 24 часа. Григорий же корректирует его, с точки зрения последних, как он выражается, «естественных воззрений», то есть научных данных своего времени. Повторю, эти корректировки не касались догматических, основополагающих вопросов веры. И Василий, и Григорий были уверены в тварности мира и наличии Творца. Просто святитель Григорий уточняет, ЧТО в концепции его брата принадлежит вопросам веры, а ЧТО относится к области науки, и может быть хоть сотню раз интерпретировано в ту или иную сторону. Григорий Нисский впервые, кстати, четко разделил вопросы догматики и вопросы благочестивой интерпретации и традиции.
«Ибо слова сии, — пишет он, — не выдаем за догмат, чем подали бы повод клеветникам, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых вопросах, а не учение».
То есть, давайте еще раз уясним. У некоторых святых отцов действительно встречается библейский буквализм и формула «6 на 24». Но!
Во-первых, продиктован он был полемическими задачами. Во-вторых, имел альтернативное мнение у других отцов. И, самое важное, никогда не воспринимался как основа веры. Это очень важно понимать и не путать!
Апологетическая тактика, не должна становится вероучительным догматом.
Теперь, когда мы разобрались, почему у некоторых отцов встречается буквальное понимание шести дней творения, давайте перейдём к вопросу, откуда же появилась сама дата создания мира, да еще с точным днем и месяцем? А это тоже ничто иное как интерпретация. Благочестивая инициатива, которая отчасти основана на Откровении, но сама откровением не является. Причем принадлежит она еретику.
Римский император Констанций Второй был гонителем православной веры. Злостный арианин. Репрессировал святителя Афанасия Великого. Собирал арианские соборы. Но, тем не менее, был благочестивым в своей вере. Соблюдал посты, боролся с язычеством и даже предложил в 353 году высчитать дату творения мира. Интерпретаторы тогда взяли за основу следующую схему. Если у Бога один день как тысяча лет, а дней творения было шесть. То шесть помножим на тысячу получим шесть тысяч.
Далее, если посмотреть на повествование о творении человека, то можно предположить, что он был сотворен во второй половине дня, так как в первой половине шестого дня Господь творит зверей и всякую душу живую.
Значит шестой день надо половинить. В итоге и получили пять тысяч пятисотый год, как начало полностью сотворённого мира. То есть это был не вопрос веры, а вопрос новой общегражданской идеологии. Раз империя уже стала христианской, то, чего ж подражая язычникам, которые считают, что мир вечен, держать открытой такую важную дату как его творение? Вот ее и закрыли. Придумали. Красиво и изящно.
День же и месяц, в который мир был сотворен, — суббота, 1 сентября — предложили позже, в 462 году.
Это было очень удобно. В первую очередь, для налоговой системы Империи. 1 сентября 462 года совпадали три важных цикла. 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый.
По первому исчисляли Пасху, по второму вели гражданский календарь, а по третьему высчитывали налоги. Так и порешили. Пусть 1 сентября будет датой Творений мира. А раз в библии сказано, что этот день был шестым, пусть это будет суббота.
Надо сказать, что одновременно с этой датой, у христиан в 4 веке существовало около 200 вариантов подобных календарных схем и построений даты начала мира. У Александрийских христиан своя, у Антиохийских своя, и вот теперь у Константинопольских появилась. Она так и стала именоваться в истории – «Константинопольская эра». И никому в голову тогда не приходило воевать или анафематствовать друг друга из-за разности в этом вопросе, который основан был не на науке, не на Библейском откровении, а на государственной идеологии и интересах финансовой системы.
Ну и теперь главный и последний вопрос. Как нам к этому относиться? Да так же, как и учил святитель Григорий Нисский. Это наша традиция, она освящена столетиями истории, мы с уважением и пониманием относимся к ней, но вот анафематствовать друг друга или обвинять оппонентов в ереси, гневаться или ругаться из-за культурно-исторического фенОмена – это совершенно несправедливо. Это показатель не религиозной ревности, а непросвещенной, простите, глупости.
Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.