Воскресный день
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
Второе воскресенье после святой Пятидесятницы церковный календарь именует Днем всех святых в земле Русской просиявших или Соборов всех русских святых. Не один церковный праздник, ни одно торжество в честь святых не прошло через горнило таких испытаний, через такую тяжелейшую историю как Собор Русских святых.
Его пытались забыть, сократить, уничтожить, запретить, над ним издевались, судили судом и даже боялись, пока наконец не совершили первую службу в честь всех русских святых в камере Владимирского централа ровно 100 лет назад в 1922 году.
Но, обо всем по порядку. Идеей о самостоятельной службе в честь местно-чтимых русских святых мы обязана Новгородским архиепископам. Но даже у них она появилась через 500 лет со дня Крещения Руси, когда в Русской земле уже были сотни почитаемых праведников. В чем-то виновато татаро-монгольское иго, но самым существенным фактором было элементарное отсутствие у Русской Церкви самостоятельности. Она все еще была сателлитом Константинопольского патриархата и не имела автокефалию. А греки, которые возглавляли многие древнерусские кафедры, к сожалению, не сильно были заинтересованы в отдельном торжестве для русских святых. Прорыв в этом вопросе совершили независимые и свободолюбивые Новгородцы. Они первыми начали праздновать Собор Новгородских святых, первыми составили им службу, первыми написали им жития и даже первыми построили храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
Когда Новгородский архиепископ Макарий был избран митрополитом Московским и всея Руси, эта новгородская смелость стала всероссийской тенденцией. Святитель Макарий и его помощники собирали сведения о святых со всех уголков Руси. В итоге десятки из них были впервые официально канонизированы. Однако первый серьезный удар по этому празднику пришелся в эпоху патриарха Никона. На соборе 1666 года, который судил Никона, присутствовали представители всех Восточных патриархов. И они не преминули, воспользовавшись случаем, в лице Никона осудить и самостоятельные тенденции Русской Церкви. Как писал историк Карташёв: «Восточные Патриархи посадили на скамью подсудимых не просто Никона, а всю московскую церковную историю».
Сразу после суда начались изменения в русских богослужебных текстах и в первую очередь они коснулись русских святых. Исчезли праздники более двадцати русским святым, некоторые из них и вовсе были деканонизированы, то есть признаны не святыми. Память иных была сокращена до минимума. Например, все торжественные службы, связанные с иконами Божьей Матери, которые имели особую связь с русской историей, были редуцированы. «Знамение», «Казанская», «Тихвинская», «Федоровская», «Курско-Коренная» … Их великие праздничные Всенощные были отныне сведены к рядовым службам, а далее и вовсе исчезли.
В петровский синодальный период от сотни имен русских святых в официальном церковном календаре еле-еле осталось только одиннадцать. Деятель этого периода греческий архиепископ Никифор (Феотоки), который в конце жизни нашел себе пристанище на должности настоятеля московского Данилова монастыря, говорил, что митрополит Макарий с его канонизациями русских святых «был не проповедник, но враг истины…», потому что, по мнению Никифора, он назвал учителями тех, кто «не знал силы божественного писания».
Вот так на 400 лет великие русские праведники, преподобные, святители, благоверные князья, юродивые, страстотерпцы были объявлены «не знающими божественного писания». Тенденция унижения русских святых и пресмыкательства перед чужим политизированным взглядом сохранялась вплоть до революции 1917 года. На все просьбы о составлении отдельного праздника русским святым в Синодальный период отвечали одной и той же отпиской: «их память празднуется в день всех святых, и в большем мы не нуждаемся».
Только в 1922 года во Владимирской тюрьме, в знаменитом Владимирском централе, арестованные, избитые, измученные голодом и допросами архиереи, священники и миряне собрались вместе и решили совершить первую в истории службу всем святым в земле русской просиявшим. Однако весь советский период из этого богослужения под бдительным надзором атеистических властей вымарывали всякое упоминание о новомучениках и исповедниках Российских.
И только в 2013 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви разрешил эту многовековую эпопею. Появился праздник всех святых в земле Русской просиявших, который и было принято праздновать отдельно и сразу же через неделю от Дня всех святых, то есть во второе воскресенье после Святой Пятидесятницы.
Таким образом, пройдя забвение татаро-монгольского периода, политические интриги, иностранное влияние, позорное самоуничижение Синодального периода, идеологический прессинг безбожной власти, День всех Русских святых обрел свое достойное место в нашем церковном календаре. С Воскресным днем и с этим долгожданным и великим праздником земли Русской!