Тест на правду
QR-КОДЫ И «ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА». КТО НАМ ВРЕТ?
22 декабря в Храме Христа Спасителя прошло ежегодное собрание Московской епархии, на котором с основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Среди затронутых Патриархом тем была и тема вакцинации, а также отношения к присвоению гражданам электронных сертификатов или, так называемых, QR-кодов. Предстоятель Русской Церкви отметил определенную озабоченность граждан перспективой злоупотребления цифровыми идентификаторами. По мнению Святейшего владыки, у общества должен быть контроль над этими процессами во избежание возможных рисков. При этом сам вопрос о вакцинации он назвал не имеющем вероучительной основы, а распространение мифов и слухов о её последствиях охарактеризовал как «грех лжи».
Что только не разделяло наше общество за последние сто лет. Линии гражданского противостояния проходили через многие сферы жизни нашего народа, который из-за этого хлебнул много горя в веке минувшем. Нас разделяли по линии социальной — на господ и холопов, разделяли по политической линии — на красных и белых, разделяли по линии экономической — на кулаков и голытьбу, разделяли по национальному фактору — на своих и приезжих, разделяли по религиозному принципу — на верующих и безбожников, даже по линии образования и культуры нас разделяли.
Как показывает история, нередко за этими процессами стояли интересы, лежащие далеко за пределами нашей страны. Именно они играли на естественных противоречиях и проблемах общества, подпиливая тонким лобзиком рельсы, пока паровоз нашей истории в очередной раз не улетал в кювет. В адрес этих деструктивных сил еще на заре прошлого века Петр Аркадьевич Столыпин сказал свои знаменитые слова: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Как оказалось, эта «формула» не только о политике, она о всей жизни нашей, предыдущей, нынешней и последующей.
Не надо только думать, что кто-то в этих процессах был абсолютно прав или тотально ошибался. У каждого была своя маленькая основательная правда, и своя большая раскрученная ложь. И вот, откуда не возьмись, в наши дни приспел новый проект, разделяющий общество на тех, кто «за», и тех, кто «против». И я думаю, что наши настрадавшиеся от различных социальных экспериментов предки с горькой ухмылкой посмотрели бы на нас, узнав, что в этот раз страну разделяют вопросы не политические, идеологические или социальные, а простой вопрос о сохранении здоровья граждан — прививка от болезни и почти религиозное противостояние ей. Вот, уровень нашего нового гражданского конфликта.
А вспомните как всё начиналось… Какие немыслимые мифы создавали одни, и какую растерянность демонстрировали другие. И тех, и других можно понять. В нашу жизнь ворвалась беда, которая действительно, как сказал Патриарх, стала «сменой эпох». Никто к такому не был готов. Скажу больше, ни в один из периодов истории, ни одна страна и не один народ к подобной масштабной эпидемии никогда готовыми не были, и быть не могут. Поэтому и сейчас, одни, ошеломленные и растерянные, начали бороться с вышками 5G и выдумывать немыслимый бред про жидкие чипы, а другие, ошеломленные и растерянные, начали вводить средства противодействия, которые в последствии были либо откорректированы, либо вовсе отменены. Это и называл «гибким подходом» в своей речи Святейший Патриарх. Менялась информированность, менялась ситуация, менялись и подходы. И только законченные провокаторы видят в этом естественном развитие вещей – противоречия, достойные противления.
Однако я сейчас не хочу говорить про светский мир, про нерелигиозную повестку этого противостояния. У светского подхода есть свои специфические аргументы, свои ценности, страхи, привычки, герои, враги. Но я не хочу сейчас говорить о людях, для которых Конституция важнее Евангелия, а права индивида важнее интересов «ближнего», для которых «мое тело – мое дело», а перспектива привычной и сытой жизни стоит смерти незнакомого старика. Не хочу говорить о тех, которые на медицинском теме отыгрывают политические дивиденды, о тех, кто какого-нибудь необразованного блогера или шоумена возводят во пророки. Я просто не хочу смешивать их повестку, их интересы с нашими.
А подумать я хотел бы сегодня о нас, о верующих. А еще более конкретно, о чадах Русской Православной Церкви. Ведь линия этого гражданского противостояния прошла и через наши сердца, разделяя христиан. Давайте подумаем, какая у нас есть основательная правда и какая раскрученная ложь в этом сюжете? Но поскольку тема пандемии касается не просто каких-то отвлеченных проблем, а затрагивает вопросы жизни и смерти конкретных людей, самое важное в этом разговоре — абстрагироваться от несущественного и задуматься о главном, с точки зрения веры. Потому что есть темы, которые просто заносят на церковный двор, навязывают их церковному сообществу как основные и важные. Но это не более, чем манипуляции «мира сего», который пытается руками сильной и сплоченной Церкви решать вопросы своего ослабленного эгоизмом и пороками секулярного общества. Они отвергли Евангелие, ненавидят Церковь, но приспособились навязывать христианам свою повестку, как чуть ли не вероучительную догму. И мы, к сожалению, на это порою ведемся! И даже отвергаем порою слова своих руководителей, не выполняем благословения своего Предстоятеля, не слушаем голос Церкви. Всё ради следования планам тех, для кого наша вера – пустой звук и даже враг.
Поэтому, сразу еще раз определюсь. Происхождение болезни, заговоры фармацевтических компаний, оценка состояния медицины, политические контексты, адекватность противоэпидемиологических мер, вопросы финансового обеспечения, сложнейшие вопросы вирусологии и даже борьба за конституционные права – это всё не наши темы. Это всё важные, наверное, вопросы, и в светском дискурсе они должны подниматься. Но зачем же всю эту суету вносить на церковный двор? Нам что, мало разделений? Мы что, настолько уверены, что судьба раскольников нас минует? Зачем столь безбашенно рисковать спасением души и единством Церкви ради сюжетов, которые со временем сойдут на нет? И будут новые сюжеты, и новые вызовы. И от Церкви вновь понадобится адекватность в вероучительных вопросах и единство верующих. Потому что есть проблемы, которые могут быть важными для общегражданского диалога, но которые не являются религиозными или вероучительными. И это подчеркнул Святейший Патриарх в своем слове. Но самая большая ложь, что именно в религиозном и вероучительном ключе эти темы нам и пытаются навязать. Поэтому надо понимать границы именно церковной повестки.
Во всём этом непростом разговоре о вакцинах и QR-кодах религиозное содержание имеют только два вопроса: апокалиптические страхи и риски создания тоталитарной машины, которая может быть использована против верующих. Является ли вакцинация и принятие электронных сертификатов пресловутой «печатью антихриста», и является ли цифровизация жизни опасным для религиозной свободы явлением?
Как вы понимаете, первый вопрос сугубо богословский. А второй — из разряда футурологии. И если по первой теме ответ очевиден, то вторая вызывает вопросы.
Книга Откровения Иоанна Богослова, где речь идет о принятии печати зверя, выстраивает нам четкую последовательность данной перспективы. И именно эту последовательность игнорируют сеятели апокалиптических страхов. Они подменяют Слово Божие своими фантазиями. Это только в математике от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А в религиозном мире последовательность рассуждений или её перемена – это вопрос православной веры или ереси. Апокалипсис нам однозначно говорит, что так называемая «печать антихриста» — это финал деградации, а не начало её. Сначала человек отвергнет Господа, отвергнет Церковь, не будет слушать её голос, будет противиться её слову, погрязнет в грехах, а затем, как черный венец этого пути, будет заклеймен некой печатью. А наши новые псевдо-богословы ставят всё с ног на голову. Они проповедуют обыкновенную магию, проповедуют шаманизм под личиной православия. Полагают, что бездушная печать важнее духовной жизни, которую они сами уже давно исказили в своем непослушании и строптивости. Для них печать антихриста – это такой самостоятельный самодовлеющий фактор, отделяющий нас автоматически от Христа. Принял паспорт, или штрих-код, или вакцину, или QR-код, и всё, никакой Господь уже не поможет. На этом перевертыше, на этом искажении Священного Писания они и строят свои страхи. За всю свою долгую историю Церковь переживала множество внешних факторов массового воздействия на людей со стороны светских структур. Были и переписи, и раздачи документов, и присвоения знаков, имен, цифр. Были и прививки, и вакцинации. И никакой из этих внешних факторов не отлучал человека от Христа. Но зато с легкой руки таких вот горе-богословов и сектантов они сами отлучали себя от Церкви и от спасения. Так что жонглировать богословием, подбивая его под свои вкусы, дело не менее опасное, чем прямая ересь. Тем более, что этим всё и заканчивается.
Что же касается рисков для религиозных свобод из-за возможных злоупотреблений цифровыми технологиями, то эта футурологическая тема, как и любые наши опасения о будущем, безусловно, является непростым и важным разговором. Разговором! Подчеркну! Но не бунтом, не мятежом, и уж тем более не «священной войной», забирающей все силы души и разума. И в Церкви этот разговор, этот диалог — поддерживается. И на уровне Священного Синода, и на уровне Межсоборного Присутствия, и на уровне будущего Архиерейского Собора. Проблемы защиты духовной свободы человека перед лицом быстроразвивающихся технологий обсуждаются и будут обсуждаться. Но даже в этом обсуждении мы не встретим никакого паникерства, никакого алармизма и уж тем более конспирологии. Потому что всё что касается будущего, наших представлений о нём, всё это требует невероятной компетентности и здравомыслия.
Таким образом по двум проблемам, вызванным сегодняшней коронавирусной ситуацией, Церковь дает два отрезвляющих и рассудительных ответа. Вакцинация и QR-коды – это не вопросы веры и уж тем более не апокалиптические сюжеты. А вероятность злоупотреблений цифровыми данными должна обезвреживаться прозрачностью этой темы и контролем над ней со стороны общества, в том числе и церковного. Это и было сказано устами Предстоятеля нашей Церкви 22 декабря на ежегодном собрании Московской епархии.
Я понимаю, что всё это вопросы непростые, тонкие, деликатные. Я так же понимаю, какое количество внутренних и внешних сил бьются сегодня за то, чтобы навязать Церкви разделение по этим проблемам. Но Святейший Патриарх промыслительно и с пастырской заботой в своей речи указал на одну важную деталь – всё это временно, всё это гибко и изменчиво. Одна эпоха сменится другой, нынешний вызов сменит последующий. И где тогда окажутся те, кто сегодня «живот свой не щадит» в борьбе с церковной выверенной позицией? Где оказались в итоге те разгоряченные религиозные фанатики, которые в 1771 году дубовыми палками забили насмерть Московского архиепископа Амвросия, который пытался образумить народ во время чумного бунта? Мне кажется, нам сегодня в России надо не смуту сеять своими страхами, а Бога благодарить за то, что мы имеем. Даже в свете рисков, связанных с цифровизацией, сегодняшняя Россия для верующих людей несравненно более комфортна, безопасна и свободна. Это на Западе сегодня за противление новой этической модели, антихристианским ценностям, вас быстро отследят и перекроют краник. «Cancel culture» это называется, «культура отмены». Когда вас за неправильную идеологическую позицию просто отменяют, по всем фронтам. В России же, слава Богу, при всех наших проблемах, мы еще может исповедовать нашу веру, наши ценности, нашу традицию и иметь полную поддержку в этих вопросах на высоком государственном уровне. Так что паниковать до потери пульса не стоит. А вот к здравому диалогу – добро пожаловать.
Церковь не боится никаких вызовов и никаких страхов. Особенно тех, что нам навязывает секулярный мир. Единственное, чего мы должны бояться, как христиане, это «греха лжи», модного, увлекательного, эмоционального и раскрученного. Ибо когда мы распространяем недостоверные сведения или мифы, или слухи, когда мы им верим, закрывая свои уши голосу разума и Церкви — мы не просто ошибаемся, мы совершаем тяжкий «грех лжи». Об этом прямым текстом Святящий Патриарх и сказал. Так что при всех разностях позиций и взглядов, надо не забывать, что грех не имеет партийной принадлежности. Он свойственен любой стороне конфликта. И только его стоит по-настоящему опасаться.
Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.