Святой дня

Смотреть на:

АРСЕНИЙ СВЯТИТЕЛЬ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ / СВЯТОЙ ДНЯ

Одним из самых известных памятников древнерусской литературы является Киево-Печерский патерик. Это сборник рассказов о первой русской обители и жития ее первых насельников. До наших дней дошло свыше 200 списков этого памятника, что свидетельствует о его чрезвычайной популярности в древности. Конечно, на протяжении столетий в этот сборник вносились те или иные редакции, которые соответствовали потребностям эпохи, и одну из самых известных редакций произвели в 15 веке.

Ее производителем стал святитель Арсений, епископ Тверской, его же память мы и совершаем сегодня.

Арсеньевская редакция 1406 года была заказана Тверским святителем и имела целью сформировать новый нравственный идеал эпохи. Святитель Арсений изменил порядок эпизодов в Патерике, включил в рассказ об основании Печерского монастыря элементы из летописных сказаний, тем самым сделав его более живым и историчным. Он также убрал из Патерика целый ряд эпистолярных элементов, чтобы предать ему более современное звучание.

Вообще, по мнению исследователей, идеал, к которому стремился святитель Арсений и его Арсеньевская редакция – это представление о энергичном, деятельном христианине, от жизни и деяний которого зависит преображение не только его самого, но и всей страны. Для Арсения, который стал епископом Твери в самый разгар княжеских усобиц, этот акцент на внутреннем преображении души был чрезвычайно важен.

Воины с Москвой, конфликты с Кашинским княжеством, неурядицы с Новгородскими архиепископами, вражда с Луцким архиереем, все это потрясало сердце миролюбивого владыки. Он нередко вспоминал те блаженные дни, когда имел возможность тихо и безмятежно молится в своем любимом Киево-Печерском монастыре, куда в младые годы и ушел из Твери, раздав родительское наследство.

Всей своей жизнью и своей редакторской деятельностью святитель Арсений пытался призвать свою паству к деятельной христианской жизни, к преображению внутреннего человека, от состояния которого зависит земная жизнь и судьбы Родины. На это служение он потратил все свои силы и всё здоровье.

Перед смертью его разбил паралич, он лишился дара речи, испытывал чудовищные головные боли. Скончался святитель Арсений 15 марта 1409 года и был похоронен в основанном им Успенском Жёлтиковом монастыре, который он построил по подобию своей любимой Киево-Печерской обители, где провел самые спокойные и счастливые годы своей иноческой жизни. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

ЗАЧЕМ МОСКВЕ НОВАЯ МИГРАНТСКАЯ МЕЧЕТЬ?/«МАМИНО ПИСЬМО» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
ВЫДВОРЕНИЕ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАНЫ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
КРЕСТНЫЙ ХОД К РУССКОЙ ГОЛГОФЕ/МИГРАНТОВ НАЧНУТ ВЫСЫЛАТЬ ИЗ СТРАНЫ?/МИССИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В АФРИКЕ
«НЕ ОТГОВОРИЛА ПОДРУГУ ОТ АБОРТА.  НЕ МОГУ СЕБЯ ЭТОГО ПРОСТИТЬ». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД. НОЧЬ ПОКАЯНИЯ И МОЛИТВЫ/ОТ ГОСУДАРЯ К ПРЕПОДОБНОМУ/КАКИЕ ГЕРОИ НУЖНЫ РОССИИ?
ПРАВОСЛАВНЫЙ ТАДЖИК РУМИ ШОАЗИМОВ. В ПОИСКАХ БОГА
КАКОВО ЭТО – СЫГРАТЬ СВЯТУЮ? ПАРСУНА ОЛЬГИ ЛАПШИНОЙ
ПЦУ ОТМЕТИЛА ИКОНЫ «МОСКАЛЕЙ» И СВЯТЫХ НЕПРАВИЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. ТЕСТ НА ПРАВДУ
СЕРГЕЙ СТЕПАШИН. УБИЙЦЫ ЦАРЯ НИКОЛАЯ – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ? БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ. ИЕРУСАЛИМ В КРОВИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
МИХАЛКОВ – ЖЁСТКО О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ВАХХАБИТОВ / СПАС-СТРИМ