Святой дня

Смотреть на:

АРСЕНИЙ СВЯТИТЕЛЬ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ / СВЯТОЙ ДНЯ

Одним из самых известных памятников древнерусской литературы является Киево-Печерский патерик. Это сборник рассказов о первой русской обители и жития ее первых насельников. До наших дней дошло свыше 200 списков этого памятника, что свидетельствует о его чрезвычайной популярности в древности. Конечно, на протяжении столетий в этот сборник вносились те или иные редакции, которые соответствовали потребностям эпохи, и одну из самых известных редакций произвели в 15 веке.

Ее производителем стал святитель Арсений, епископ Тверской, его же память мы и совершаем сегодня.

Арсеньевская редакция 1406 года была заказана Тверским святителем и имела целью сформировать новый нравственный идеал эпохи. Святитель Арсений изменил порядок эпизодов в Патерике, включил в рассказ об основании Печерского монастыря элементы из летописных сказаний, тем самым сделав его более живым и историчным. Он также убрал из Патерика целый ряд эпистолярных элементов, чтобы предать ему более современное звучание.

Вообще, по мнению исследователей, идеал, к которому стремился святитель Арсений и его Арсеньевская редакция – это представление о энергичном, деятельном христианине, от жизни и деяний которого зависит преображение не только его самого, но и всей страны. Для Арсения, который стал епископом Твери в самый разгар княжеских усобиц, этот акцент на внутреннем преображении души был чрезвычайно важен.

Воины с Москвой, конфликты с Кашинским княжеством, неурядицы с Новгородскими архиепископами, вражда с Луцким архиереем, все это потрясало сердце миролюбивого владыки. Он нередко вспоминал те блаженные дни, когда имел возможность тихо и безмятежно молится в своем любимом Киево-Печерском монастыре, куда в младые годы и ушел из Твери, раздав родительское наследство.

Всей своей жизнью и своей редакторской деятельностью святитель Арсений пытался призвать свою паству к деятельной христианской жизни, к преображению внутреннего человека, от состояния которого зависит земная жизнь и судьбы Родины. На это служение он потратил все свои силы и всё здоровье.

Перед смертью его разбил паралич, он лишился дара речи, испытывал чудовищные головные боли. Скончался святитель Арсений 15 марта 1409 года и был похоронен в основанном им Успенском Жёлтиковом монастыре, который он построил по подобию своей любимой Киево-Печерской обители, где провел самые спокойные и счастливые годы своей иноческой жизни. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

ВОЕНКОР АЛЕКСЕЙ ИВЛИЕВ. «МЕНЯ ВЫМОЛИЛИ МОНАХИНИ». РУССКИЙ КОВЧЕГ
СЕЛИДОВО.ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ/ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ/МОЛИТВА СВЯТОМУ МАКАРИЮ
ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ» НА КАХОВКЕ И БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
«ОБЫКНОВЕННЫЙ САТАНИЗМ»: ПОЧЕМУ ПАТРИАРХ ПРИЗЫВАЕТ ЕГО ЗАПРЕТИТЬ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
УЗБЕКИСТАН. «ГЛОБУС ПРАВОСЛАВИЯ» С МАРИЕЙ БУТИНОЙ
РУССКИМ МУЖЧИНАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ОТДАТЬ ЖЁН ТУРКАМ / СПАС-СТРИМ
РУССКИЙ ЯЗЫК СПАСУТ ОТ АНГЛИЦИЗМОВ?/ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА
УБИЙСТВО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА И НОВЫЕ БОЛЬШЕВИКИ В КИЕВСКОЙ ЛАВРЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. ДЕНЬ АНГЕЛА
«БЛАГОДАРЯ ВАШЕЙ ПРОГРАММЕ НЕ СТАЛА ДЕЛАТЬ АБОРТ». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ