Святой дня

Смотреть на:

АРСЕНИЙ СВЯТИТЕЛЬ, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ / СВЯТОЙ ДНЯ

Одним из самых известных памятников древнерусской литературы является Киево-Печерский патерик. Это сборник рассказов о первой русской обители и жития ее первых насельников. До наших дней дошло свыше 200 списков этого памятника, что свидетельствует о его чрезвычайной популярности в древности. Конечно, на протяжении столетий в этот сборник вносились те или иные редакции, которые соответствовали потребностям эпохи, и одну из самых известных редакций произвели в 15 веке.

Ее производителем стал святитель Арсений, епископ Тверской, его же память мы и совершаем сегодня.

Арсеньевская редакция 1406 года была заказана Тверским святителем и имела целью сформировать новый нравственный идеал эпохи. Святитель Арсений изменил порядок эпизодов в Патерике, включил в рассказ об основании Печерского монастыря элементы из летописных сказаний, тем самым сделав его более живым и историчным. Он также убрал из Патерика целый ряд эпистолярных элементов, чтобы предать ему более современное звучание.

Вообще, по мнению исследователей, идеал, к которому стремился святитель Арсений и его Арсеньевская редакция – это представление о энергичном, деятельном христианине, от жизни и деяний которого зависит преображение не только его самого, но и всей страны. Для Арсения, который стал епископом Твери в самый разгар княжеских усобиц, этот акцент на внутреннем преображении души был чрезвычайно важен.

Воины с Москвой, конфликты с Кашинским княжеством, неурядицы с Новгородскими архиепископами, вражда с Луцким архиереем, все это потрясало сердце миролюбивого владыки. Он нередко вспоминал те блаженные дни, когда имел возможность тихо и безмятежно молится в своем любимом Киево-Печерском монастыре, куда в младые годы и ушел из Твери, раздав родительское наследство.

Всей своей жизнью и своей редакторской деятельностью святитель Арсений пытался призвать свою паству к деятельной христианской жизни, к преображению внутреннего человека, от состояния которого зависит земная жизнь и судьбы Родины. На это служение он потратил все свои силы и всё здоровье.

Перед смертью его разбил паралич, он лишился дара речи, испытывал чудовищные головные боли. Скончался святитель Арсений 15 марта 1409 года и был похоронен в основанном им Успенском Жёлтиковом монастыре, который он построил по подобию своей любимой Киево-Печерской обители, где провел самые спокойные и счастливые годы своей иноческой жизни. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

В ПЛЕНУ СЕТИ: ВОРОНКИ ИНТЕРНЕТА, ЗАСАСЫВАЮЩИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
СВЯЩЕННИК О ЗАПРЕТЕ ТАРОЛОГОВ/КУРСКИЕ СВЯЩЕННИКИ НА ПЕРЕДОВОЙ
ЕПИСКОП ПИТИРИМ (ТВОРОГОВ). СТАЛ ВЕРУЮЩИМ ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С КАВКАЗСКИМ СТАРЦЕМ. В ПОИСКАХ БОГА
ТРАМП ПОБЕДИЛ.ЧТО ДАЛЬШЕ?/ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА?/МАТ-АНТИМОЛИТВА/НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО
КАК ОТЕЦ-ОДИНОЧКА НАШЕЛ СВОЕ СЧАСТЬЕ. ИСТОРИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ СЕВОСТЬЯНОВЫХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
К ПРАВОСЛАВИЮ – ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ/ЧУДО В ДИВЕЕВО/В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
МОЖНО ЛИ СЫГРАТЬ МОЛИТВУ? ПАРСУНА КАРЭНА БАДАЛОВА
ФЕЛИКС РАЗУМОВСКИЙ. КТО МЫ? МАРКС ИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ? ЗА ЧТО ДАЕТСЯ ПОБЕДА? РУССКИЙ КОВЧЕГ
ВЕЛИКИЕ МУЧЕНИКИ ВЕЛИКОГО ГОНЕНИЯ / СВИДЕТЕЛИ ХРИСТА. МУЧЕНИКИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. 7 СЕРИЯ
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ