Святой дня

Смотреть на:

НИКИФОР, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СВЯТИТЕЛЬ / СВЯТОЙ ДНЯ

Иконоборческие гонения в истории Византии делятся на два периода. Первый, это примерно с 726 по 787 год. Завершился он Седьмым вселенским собором. Но буквально через четверть века в 814 году при императоре Льве Пятом началась вторая волна иконоборчества, продлившаяся до 843 года. 

На оба эти периода и пришлась жизнь сначала императорского секретаря, а затем и Константинопольского патриарха святителя Никифора, память которого мы и совершаем 15 июня.

В семье Никифора первым от иконоборцев пострадал его отец, которого звали Феодор. Он был одним из придворных секретарей императора Константина Пятого, который, кстати, и начал иконоборчество в 726 году. Когда Никифору было всего 2 года, за его отцом пришли солдаты. Иконопочитателя Феодора арестовали и сослали в далекую провинцию Понт. Чуть позже ему дали шанс реабилитироваться, предложили принять иконоборчество. Он отверг предложение за это был сослан в город Никею, где умер через 6 лет. Вся эта семейная трагедия проходила на глазах молодого Никифора. И он сполна унаследовал от отца твердые православные убеждения. 

Никифор поступил на службу в императорский дворец уже в правление Льва Четвертого, при котором иконоборчество практически было сведено к нулю. Жена Льва Четвертого императрица Ирина в 787 году проведет Седьмой вселенский собор, на котором осудят иконоборчество и восстановят святого православие. Кстати, Никифор тогда принимал самое деятельно участие в этом соборе. Он работал, как представитель императорской власти, как переводчик и даже как богослов. Через три года Никифор решает оставить столичную суету, основывает монастырь недалеко от Константинополя и уходит туда жить. Но ни сана, ни пострига не принимает. Идиллия длилась недолго. 

Через два года в 802 году его вновь призывают в столицу. Предложили возглавить самую большую в империи богадельню, где оказывали помощь обездоленным. Так бы и прошла жизнь благочестивого царедворца Никифора, если бы его не втянули в дворцовые интриги, которые, с одной стороны, стоили ему больших нервов, а с другой — послужили божественному промыслу для сохранения православной веры. А было это так. В 806 году умирает святитель Тарасий, патриарх Цареградский. В это время власть в столице была в руках цезаря Никифора, сына предыдущего императора, который в очередной раз пытался получить византийский престол. Цезарю показалось забавным, чтобы при нем на патриаршем престоле восседал человек с таким же именем, и он своим приказом назначает чиновника Никифора патриархом Цареградским. 5 апреля Никифора постригают в монахи, 9 апреля рукополагают в священники, а 12 апреля — в патриархи. Это очень не понравилось преподобному Феодору Студиту и монахам столичного Студитова монастыря. Они категорически отказались принимать патриарха, посвященного такой антиканонической скоростью. Кроме того, патриарх Никифор восстановил в служении запрещенного священника Иосифа, который некогда совершил второбрачное венчание предыдущего императора. Конфликт между двумя святыми дошел до канонических санкций. Более мягкий и желавший компромисса и мира святитель Никифор обвинил более строгого и ригористично настроенного преподобного Феодора Студита в церковном расколе и сослал его на один из островов Мраморного моря. Студит вернется оттуда только через 2 года при новом императоре Михаиле Первом. По возвращении из ссылки он будет почитаться толпой как исповедник веры. Его авторитет в столице станет выше, чем у патриарха. В общем, конфликт между святителем и преподобным продолжится. Двух великих православных святых свело вместе только общее горе, необходимость плечом к плечу отстаивать чистоту веру. 

В 813 году на императорском престоле оказался Лев Пятый, который уже через год потребовал от патриарха Никифора убрать из всех церквей иконы. Началась новая волна иконоборчества. На Рождество 814 года в императорском дворце преподобный Феодор Студит и святитель Никифор Константинопольский, оставив старые распри и былые обиды, мужественно выступили против партии иконоборцев и императора. Это исповедание православной веры им обоим стоило свободы. Студита заключили в тюрьму, а Никифора свергли с патриаршего престола и сослали в монастырь, где он и скончался в 828 году. Кстати, за два года до этого скончался и Феодор Студит. Только при полном восстановлении православия в Империи в 842 году Феодор Студит был канонизирован как святой, а через 5 лет мощи его прижизненного оппонента святителя Никифора так же были обнаружены нетленными, и он так же был прославен в лике святителей и исповедников веры. Таким вот образом, два конфликтующих, казалось бы, при жизни святых, объединившись перед лицом общей угрозы и пострадавшие за чистоту веры, были прославлены Богом в вечности. 

В 847 году при торжественной обстановке мощи святителя Никифора патриарха Константинопольского были перенесены под своды Святой Софии, где от них происходили множественные чудеса. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

ПОЧЕМУ НА ЖЕНЩИНАХ ДЕРЖИТСЯ МИР? ПАРСУНА КСЕНИИ АЛФЕРОВОЙ
«22 ИЮНЯ. ВТОРЖЕНИЕ». «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ
КВАДРОБИНГ: В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ И ПОЧЕМУ РУСОФОБЫ — «ЗА»? ТЕСТ НА ПРАВДУ
МИТРОПОЛИТ ЕВГЕНИЙ (КУЛЬБЕРГ).РОССИЯ ПРОТИВ СОДОМА. ПОКАЯНИЕ В ЦАРЕУБИЙСТВЕ. КАКИМИ БУДУТ НАШИ ДЕТИ? РУССКИЙ КОВЧЕГ
II ВЕК. «ПУСТЬ ИЗМЕЛЮТ МЕНЯ ЗУБЫ ЗВЕРЕЙ». СВИДЕТЕЛИ ХРИСТА. МУЧЕНИКИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. 3 СЕРИЯ
«МЮНХЕН-1938. ЯЩИК ПАНДОРЫ». «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ
ПЛЕВОК В БОГА: ПРИЛЕПИН ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЖЕРТВЫ БОЛЬШЕВИКОВ ПОКАЯЛИСЬ ПЕРЕД ПАЛАЧАМИ / СПАС-СТРИМ
КОМУ НУЖНЫ ПАМЯТНИКИ СТАЛИНУ?/МИТРОПОЛИТ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ О МИГРАНТАХ И СПАСЕНИИ РОССИИ
ЯВЛЕНИЕ ИЕРОМОНАХА ВАСИЛИЯ (РОСЛЯКОВА) ПОСЛЕ СМЕРТИ/МОЛИТВА МАТЕРИ ВЕРНУЛА СЫНА ИЗ КОМЫ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
ЦЕРКОВЬ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. УГРОЗЫ ТОТАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ