Святой дня

Смотреть на:

СВЯТИТЕЛЬ ЮВЕНАЛИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, ПАТРИАРХ

До великого раскола 1054 года, — когда весь христианский мир поделился на католиков и православных, — только шесть архиереев древней церкви имели право носить титул «патриарха». Это были епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима и Болгарии. Предстоятели всех остальных городов титуловались как «епископы» или, если город был особенно большим, «архиепископами». 

У каждой из этих древних церквей есть свой первый исторический патриарх. Есть он и у святого града Иерусалима. Первым епископом Иерусалима, усвоившим себе высокий титул патриарха, был святитель Ювеналий Иерусалимский, память которого мы и совершаем сегодня 15 июля.

Он переехал в святой град из Каппадокии вместе со своей сестрой Сусанной после смерти их родителей. Сусанна вскоре встретит тут, в Иерусалиме, своего суженного — римского воина Завулона. У них родится прекрасная дочь – будущая просветительница Грузии равноапостольная Нина. Ну а сам Ювеналий, — получается, дядя святой Нины Грузинской, — в 421 году был избран епископом святого града. 

Практически всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы предстоятели главного города христианской веры получали титул патриарха, как это было уже у предстоятелей Рима, столичного Константинополя, египетской Александрии или византийской Антиохии. А епископы Иерусалима даже на начало V века такого статуса не имели. Конечно же, на церковных соборах иерусалимские архиереи имели определённое «преимущество чести», но в административных делах они по-прежнему подчинялись митрополиту Кесарии Палестинской, то есть даже не были в полной мере самостоятельными владыками. 

Такая странная система сложилась по причине её удобства для политической и административной конъюнктуры Империи. Рим удостоил своего епископа звания патриарха по чести своей старины и из-за статуса первой древней столицы. Константинопольский архиепископ получил этот статус по факту переноса уже сюда новой столицы. Александрийский епископ усвоил этот статус, так как Александрия — это был город-житница, город кормилец для всей империи. Именно из портов Александрии по всему государству развозили хлеб и иные продукты. 

Антиохийский патриарх получил это звание по тому праву, что именно тут в Антиохии впервые появилось слово «христианин», а еще Антиохия была крупнейшим культурным и интеллектуальным центром Византийского Востока. Именно здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал святитель Иоанн Златоуст… А маленькому, разбитому и разграбленному еще со времен иудейской войны Иерусалиму ничего не досталось. Ювеналий не стремился к властным амбициям. Перед ним стояла совершенно иная задача. Он понимал, что византийская церковь рискует превратится в какой-то государственный придаток, если важные смысловые акценты не будут правильно поставлены или хотя бы уравновешены. В связи с этим град Иерусалим должен вернуть к себе внимание империи. 

Ювеналию это удалось. Он добился возведения Иерусалимской кафедры в патриаршее звание. Император Феодосий II соглашается с доводами епископа и издает об этом высочайший рескрипт. Скончался святитель Ювеналий Иерусалимский в 458 году и до сих пор вспоминается, как первый Патриарх святого града. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

ПОЧЕМУ РОССИЯ — УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ/ТЕРРОРИСТЫ ВЕРБУЮТ МИГРАНТОВ?
«ЗА ПАПОЙ – КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ». МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ СЕРБА. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
УКРАИНСКИЕ БЕСЫ В ПАРИЖЕ: ЗАЧЕМ БЕЗБОЖНИКОВ ПОЗВАЛИ В НОТР-ДАМ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ПАТРИАРХ О ВОЗРОЖДЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ/ГОРЛОВКА ПОД ОБСТРЕЛОМ.СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВА
БОГ ИЗБАВИЛ ОТ ГРЕХОВНОЙ РАБОТЫ / ПОСЛЕ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ РАКА СТАЛА ПЕТЬ НА КЛИРОСЕ / ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
КАК БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ СЧАСТЬЯ? ПАРСУНА РОМАНА СВЕТЛОВА
МОЛИТВА НА ЗЕМЛЕ ДОНБАССА/КТО ВЕДЕТ ВОЙНУ ПРОТИВ ЦЕРКВИ/ЧТО БУДЕТ В СИРИИ?/ЦИФРОВОЙ КОНТРОЛЬ
НИКОЛАЙ СТАРИКОВ. ЛЕНИН И УНИЧТОЖЕНИЕ РОССИИ. МАНИФЕСТ АНТИХРИСТА. ПЕРЕМИРИЕ ИЛИ ПОБЕДА?
ДОНБАСС ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ/МОЛИТВА О ПАВШИХ ВОИНАХ/ПЫТОЧНАЯ ТЮРЬМА НА МЕСТЕ СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ
ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ЧЕРТАНОВЕ И БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ