Тест на правду
СВЯТЫЕ В МАСКАХ
📌 Новая коронавирусная инфекция для церковного сообщества оказалась чем-то вроде теста, который заставил задуматься над целым рядом вопросов. Среди поднятых тем есть, ну, просто уникальные сюжеты, которые, образно говоря, столетиями могли дремать в церковном обиходе, никого особо не тревожа, и вот благодаря пандемии наступил момент, когда привычные формы осмысляются по-новому.
📌 25 августа 2020 года Священный синод Русской Православной Церкви обратился с «Посланием, в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием». В тексте, в частности, говорится, что «кризис позволяет заново оценить наш привычный образ жизни и переосмыслить мотивацию наших поступков». Подчеркивается, что «беспечное отношение к своему здоровью… может обернуться страданиями и смертью других людей». Поэтому долг православного христианина состоит в том, чтобы с терпением сохранять «верность евангельской правде, заботясь о ближних и дальних». В Послании также сказано, что «противоэпидемические меры, определенные Священным Синодом, должны и далее соблюдаться применительно к местным обстоятельствам».
📌 «Местные обстоятельства» бывают разными. В некоторых епархиях, например, ввели такую противоэпидемическую меру, как богослужение в защитных масках. И вот именно это нововведение стало камнем преткновения для наших ревнителей не по разуму. «Можете ли вы себе представить святых в намордниках»? – задают они патетический вопрос, активно диссиденствуя по этой теме. И Патриарх им не указ, и документы Синода не закон. Им, наверное, кажется, что они лучше всех знают церковный опыт и следуют евангельскому духу.
📌 Что ж, давайте ответим и на этот популярный в определенной среде фейк. А за помощью обратимся к истории церковной одежды.
Однажды благочестивые восточные иноки заметили, что во время проливных дождей и пронзительных муссонов у них обостряются головные боли, а в Лаврах вместо духовной радости наступает пора менингитов. Тогда они задумались: что бы такое в одежде своей монашеской изобрести, чтоб здоровье уберечь? И увидели они как бедуины закутывают голову и лицо в теплые наметки, спасаясь от непогоды. Решили сделать так же. И вот появилась древнейшая форма монашеского клобука. Теперь уже когда шел дождь или летел в глаза песок, они укутывали себя длинной наметкой из твердой ткани, скрывая лицо под маской. Или как бы сказали наши ревнители – намордником.
📌 А вот вам и другая история. Однажды монахи Западной Церкви, в еще неразделенный период, заметили, что североморский циклон когда встречается с атлантическим порождает такие злые ветра, что в монастырях резко возрастает количество простуженных. Тогда они решили пришить к своим монашеским рясам… простой крестьянский капюшон. Он спасал их от ветров и мистралей. В его честь даже целый монашеский орден назвали – «капуцины», что и переводится с латыни как «орден капюшона». Кстати, православные схимники до сих пор носят этот элемент одежды, который когда-то оберегал их древних собратьев от ненастья.
📌 А вот вам и третий пример. Сквозняки. На Руси во время долгих всенощных бдений они никого не жалели. Особо сильно страдала шея. В храмах тогда отопление было редкостью. И если ноги можно было утеплить валенками, а спину поясом из шерсти, то шея оставалась открытой. Крой обычной греческой фелони был традиционно с низким воротом, который лежал на плечах и оголял шею, что было удобно и приятно в жарком южном климате. А для сохранения здоровья в условиях русских холодов требовалось нечто иное. И тогда появилась наша русская фелонь, у которой подняли ворот, а для этого использовали более твердую ткань.
📌 По тому же принципу изменились и некоторые элементы архиерейского облачения. Например, епископские жезлы. Зимой они ужасно морозили руки так как были железными. И тогда придумали использовать специальные полотенца, чтобы через них безболезненно брать жезл руками. Для большей заботы о здоровье была придумана и вторая тряпица, которую вешали поверх оголенной руки, и она, таким образом, еще и согревала от морозного ветра словно варежка. Это заботливое и человеколюбивое изобретение назвали древнерусским словом «сулок».
📌 А вот вам другой пример богослужебных нововведений в одежде ради заботы о здоровье из жизни конкретного святого. Святитель Иннокентий Московский, великий миссионер и проповедник. Он совершал свое служение на Аляске. В обычном архиерейском облачении из привычной уставной ткани он сильно мёрз. Паства же его – состоящая из алеутов – была одета в меха из теплой оленьей кожи. И тогда великий русский святитель ради здравия и безопасности решил сшить себе новое облачение, из оленьей шкуры: омофор, саккос, поручи и даже митру. И батюшкам своим велел сделать тоже самое. Таким образом, ради сохранения здравия появилось в православной церкви первое в мире облачение из кожи.
📌 Во имя сохранения здоровья и заботы о людях появился и особый покрой русского омофора, и пуговицы на епитрахили, и даже, страшно сказать, громоотводы на храмах…
Христос, кстати, в Евангелии тоже берег людей, которые его окружали. Умножение хлебов, претворение вина, запеченная для апостолов рыба, равно как и многочисленные эпизоды исцелений – всё это было не ради чудес и восторгов, а ради поддержания в людях здоровой кондиции.
📌 Итак, церковная история нам свидетельствует, что, когда была угроза жизни человека, совершенно спокойно в обиход привносились новые элементы. Летит в глаза песок – и появляется клобук особой формы. Дует опасный мистраль — и шьют капюшоны. Грозит сквозняк – утепляют шею. Мёрзнут руки – согревает сулок. Это сегодня мы толкуем все церковные одежды аллегорически, а история их появления была предельна конкретной. Так что тут вопрос не в том, можем ли мы представить святых в намордниках, а в том, почему задающие такой вопрос представляют себя учителями Церкви, не зная ее историю? А чтобы не давать повод ищущим повод, в завершении своего Послания Синод добавил: «Подобное решение, принято в исключительных исторических обстоятельствах и не может сделаться некоей новой нормой». То есть, есть угроза – носим маски. Пройдет поветрие – снимем. Всё просто. Без всякой истерики и благоглупости.
Таков наш век. Его ложь и его правда.