Тест на правду
«ТОЛСТЫЙ ПОП С ЧАСАМИ НА S-КЛАССЕ»: ОТВЕТ МАКСИМУ ФАДЕЕВУ
📌 Есть такой музыкант и продюсер Максим Фадеев. Недавно он дал интервью… Говорил искренне, открыто, не лукавя, где-то жестко, где-то прямолинейно, но весьма культурно, как и подобает интеллигентному человеку. И вот, наконец, затронули тему церкви. И, признаюсь, нашего маэстро словно подменили. Исключительно претензии, усмешки, и даже грубости. Ни одного доброго слова. Естественно, определенная пресса не прошла мимо такой кучи…негатива. Поэтому мы и решили сделать всем этим претензиям наш «Тест на Правду».
Максим Александрович почему-то глумится над образом священника, комично представляя его надутым и пузатым, с застывшей едой в бороде.
Это клише досталось нашей эпохе еще от советских пропагандистов. Приём этот называется «стереотипизация образа врага». Когда классовый враг изображается этаким неказистым уродцем, а идейно близкие персонажи – соответствуют высоким эстетическим нормам.
📌 Именно от тех времён нам и досталась клише «о толстом попе с капустой в бороде», чем и не преминул воспользоваться продюсер. А жаль.
Для примера я просмотрел на сайте одной епархии все фотографии духовенства. Из 293 священников, только шестеро оказались с явно лишним весом. Правда один из шестерых страдает заболеванием эндокринной системы, один старческой гиподинамией, а четыре с сахарным диабетом, как у самого маэстро.
📌 То есть 2 % духовенства отдельной взятой епархии действительно имеют проблему с лишним весом. Физическая же кондиция подавляющего большинства священников мало чем отличающейся от любой другой категории граждан. Многие священники бывшие спортсмены, многие до сих пор поддерживают форму. Есть доктора наук, врачи, профессора, даже действующие дирижеры оркестров. Вот откуда в лексике неглупого вроде человека вся эта дичь про толстяков в рясах?
Такое может происходить по причине двух стереотипов – идеологического и медийного. Первый стереотип формируется, когда священника воспринимают как классового идейного врага. Над ним смеются, издеваются и карикатурно изображают. Что и было в советскую эпоху. Второй стереотип – медийный. Человек весьма поверхностно знает предмет своей критики, но наслышан о скандалах, которые тиражирует пресса. И этого достаточно для спонтанной грубости. То есть, реальную жизни церкви не знает, чем живет приходская община слабо себе представляет, но при этом медийный шум для него — истина в последней инстанции… И завертелось. Интриги, скандалы, расследования! Гелендвагены, Майбахи, часы, джинсы! И так по кругу, и весь год, а на следующий год еще раз, а потом еще и еще… Но это же далеко не истина. Это просто так устроен мир современной прессы. Она уже давно не отражает реальность. И Максим Александрович это прекрасно знает на собственном примере и сам об этом говорит в интервью. Но почему-то поддается этим стереотипам в адрес церкви.
📌 Да, никто из священников в 21 веке не ездит на телеге. И на санях не ездит. Я не знаю. И верхом на осле на передвигается. Но и Майбахи с Гелендвагенами тоже, мягко говоря, не классика приходского автопарка. Подавляющее большинство священников, на самом деле, ездит на всём том, на чем ездят современные люди, вот в этом диапазоне между, простите, телегой и Майбахом. Кто-то ездит на отечественных марках. Кто-то на иностранных. Вообще, какая разница? Что тут противозаконного? Почему священник должен ездит на телеге и выглядеть как пожухлые березы с картины Саврасова? В этом что, залог его нравственной чистоты? В этом? Вы серьезно? В отсталости? В дикости? В бедности? Так уже было. Подавляющее большинство приходских священников в России всю историю были нищим и бесправным классом. Об этом писали и Чехов, и Тургенев, и Лесков. Ну просто прочтите чеховский рассказ «Кошмар», который свидетельствовал о бедственном состоянии приходского духовенства. И никого это состояние лучше или духовнее не сделало… К бедному несчастному «попу на телеге» не выстраивались толпы за свечками. Все было наоборот. Господа презирали и унижали духовенство. Граф Толстой в Ясной Поляне слыл прогрессистом лишь за то, что стал сажать приходского священника за барский стол вместе с другими гостями. А до этого – отдельный столик. Или вовсе просили со двора. Унижение, презрение и беспробудное пьянство от безысходности и отчаяния, вот к чему привела политика «попа на телеге». Так что дело вовсе не в бедности или в богатстве.
📌 Вот была такая классическая советская дилемма про голодного художника и сытого художника. Что лучше для искусства? Интересно, как сам Максим Александрович её решает? В чью пользу? Сам-то он человек, слава Богу, не бедный. И при этом, я уверен, не полагает, что из-за этого потерял совесть или профессиональные навыки… Наверняка, сочетает духовное благоразумие и финансовые возможности, которые Бог ему посылает за его труды. Да?! Так почему священнику в этом благоразумии отказывать? То есть, «вот я с этим справляюсь и духовно не деградирую, а он нет»? В евангелии рядом со Христом были и бедные и богатые. Ближайшим учеником Христа был Иосиф Аримафейский – состоятельнейший человек. На его средства Спаситель был погребен. А святые отцы вообще полагали, что о нём пророчествовал сам Исаия. То есть его богатство было промыслом Божиим. Кто вообще сказал, что пользование благосостоянием это тяжкий непростительный грех? Ну, кроме Маркса и Энгельса. Эти-то, понятно, предлагали всё отобрать и поделить. Но чем это закончилось мы то же знаем. Почему священник в наше время не имеет права передвигаться на хорошем автомобиле, иметь дорогие часы, носить приличные портки, если от этого не страдает его приход? В каких общегражданских правах он еще должен быть поражен, чтобы у него купили свечку? Хороший ноутбук для работы ему можно иметь? А двухкамерный холодильник? А гараж? А норковую шапку? Мы всё это проходили во времена коммунизма. И мы наследники этой социалистической зависти и всех этих комплексов. И это всё понятно. Но зачем это всё в церковь-то тащить и ей навязывать такой лубок?
📌 В общем, весь этот дикий социализм, вся эта идеология голодьбы, постоянное чувство вины за блага, навязываются Церкви совершенно левыми силам, а не выходят из ее Предания и учения. Церковь не с капиталистами или с пролетариями, она с человеком, будь он на телеге или на Майбахе.
Таков наш век. Его ложь, его правда и наш тест!