Тест на правду
«СПЛОШНОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ОБРЯДОВЕРИЕ»! ВЕРУЮЩИХ ВСЕ МЕНЬШЕ?!
📌 Христос Воскресе! Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как наш народ любит создавать вокруг главных религиозных праздников различные обряды, ритуалы и традиции? Только за последние два месяца мы были свидетелями обильных проявлений народно-бытовой культуры. На масленицу мы жарили блины, на сорок Севастийских мучеников – пекли из муки «жаворонков», на Федора Тирона – варили коливо, в Неделю Ваий освящали вербы, а на Воскресение Христово – приносили в храмы куличи и пасхи. А впереди еще зеленые ветви на Пятидесятницу, мёд на Всемилостивого Спаса, яблоки на Преображение Господне и орехи на Нерукотворный Образ. И так далее, и тому подобное.
📌 В течение всего года за церковными праздниками поспешает длинная вереница из веточек, травинок, цветочков, начатков плодов земных, различных блюд народной кухни и прочих событий вполне себе светского круга. Все они давно уже стали, так называемой, обрядовой стороной нашей Православной веры.
📌 И совершенно естественно, возникает вопрос о ценности данных обрядов. Это, кстати, один из самых предсказуемых вопросов со стороны журналисткой братии во время пасхальных интервью: общество, мол, всё более блюдет внешнюю сторону религии — с началом Четыредисятницы в ресторанах появляется постное меню, а в завершении всё вокруг украшается пасхальными символами — не мешает ли это вере? Народ, мол, массово следует внешней стороне православия, и далеко не все задумываются о сути происходящего.
📌 Подобный аргумент звучит и при споре с атеистами, и при дискуссии с инаковерующими. Нас как бы понуждают бросить камень в витрину нашей народной культуры, побурчать в адрес обрядоверия и развести по разные стороны баррикад человеческие обряды и божественные смыслы. Ну а конечной целью этой риторики становится констатация непреодолимой пропасти между мизерным процентом неких «истинно верующих» и всей остальной массы народа русского. На эту мельницу беспощадной критики льют воду и статистические данные, и социологические опросы, и посты в соцсетях. Целая армия критиков, скептиков, циников и пессимистов из года в год диагностируют неправильное духовное состояние российского общества. Обряд, мол, есть, а веры нет.
📌 Скажу вам честно, с такой постановкой вопроса невозможно поспорить. Ведь когда даже про самого великого святого говорят, что он грешник – это беспроигрышная позиция. Поэтому в православной проповеди всегда было есть и будет место для критики внешних обрядов, которые затмевают внутреннее содержание. И это естественно, это нормально, это необходимо. Но светские критиканы, высокомерно и презрительно смотрящие на то, как Пасха шествует по нашим улицам, отличаются от обычной пастырской заботы тем, что для них отсыл к этому сюжету – это не проявление заботы о народе, совсем наоборот, это возможность еще больше разобщить его и церковь, вбросить в общество некое сомнение в легитимности обрядов, обесценить их, обесценить все эти куличи, пасхи, яйца, вербы, яблоки и прочие снеди, хитро столкнув их с позицией высоко осознанного церковного подхода. То есть, берется, по сути, правильная мысль о том, что обряды, обычаи, ритуалы и внешние манеры имеют второстепенное значение для Церкви, но дальше эта идея становится торпедой против самой же Церкви. Так как если образы празднования, то есть, как и посредством чего народ отмечает праздник, конфликтуют с церковным содержанием праздника, то народная культура, таким образом, становится врагом тех высоких целей, к которым призывает Церковь. А, следовательно, между обывателем, празднующим Пасху, и самой Пасхой образовывается непреодолимая пропасть. Таким образом, празднующий обыватель обесценивается, он получает в своей адрес очередную долю неприятной критики, а в статистике ему еще и припоминают сколько раз в году он причащался или читал Библию. И, вуаля, на выходе получаем любимые заголовки практически всех нынешних иноагентов и оппозиционеров: «число истинно верующих в России снижается на фоне стабильно высокого уровня соблюдающих обряды».
📌 Казалось бы, какая искренняя обеспокоенность, какая неподдельная взволнованность, ну просто крик души. Однако, за этой тревогой секулярного мира по поводу пасхальных обрядов стоит обыкновенное желание убрать конкурента.
📌 Ведь обратите внимание, мир человеческой культуры, мир образов, лозунгов, наружной рекламы и праздничного календаря не терпит пустоты. Более того, на этой площадке происходит сильнейшая конкурентная борьба. Вспомните, с каким неистовством, напором и упрямством в культурное пространство нашего общества проникал, например, «день святого Валентина», как нашим школам и даже детским садам навязывают «Хэллоуин», какой бессмысленной и беспощадной пьянкой стал «день святого Патрика». Многие специалисты ведь ответственно говорят, что эти «заимствования» являются скрытыми агентами западной экспансии на нашу культуру и менталитет. А добавьте сюда еще неоязыческие пляски на Ивана Купала, сжигание образа какой-то несчастной женщины на Масленицу, обязательные поход к гадалке в рождественский сочельник, попытки объявить крещенские купания рецидивом языческих русалий, дополнительные автобусные маршруты в Пасху на кладбища и так далее… И вы поймете, что в мире внешней культуры, во всем пространстве вокруг нас, на утренниках наших детей, в наклейках на школьных тетрадках, в модных среди молодежи трендах, на прилавках наших магазинов, в рекламе, радиоэфире, в цвете одежды и даже в приветствиях на улице — везде есть проявление духовной культуры, и везде есть конкуренция, попытка изменить тот культурный код, который является основным. Чужеродная, коммерчески зависимая или идеологически ангажированная культура всегда паразитирует на чем-то подлинном, настоящем и исконном. Поэтому, например, всякого рода извращенцы из года в год объявляют адептом нетрадиционной ориентации христианского мученика 3 века, любители выпить находят повод для веселья в день равноапостольного подвижника, веганы предлагают шоколадными яйцами заменять натуральные крашенки, а украинские нацисты размещают на них символы Третьего рейха, засовывая в ракетные подвесы вертолета. Пасхальный кулич в этом году попыталась оседлать даже адская кукла хагги-вагги, как это было замечено в одном из магазинов Екатеринбурга. Так что, война против Пасхи на этом фронте идет не шуточная.
📌Мир внешних знаков, наружных элементов и даже самых бытовых, самых сермяжных и приземленных вещей, которые окружают человека, соревнуются за право быть в центре нашего внимания, быть нашим сегодняшним символом и завтрашним смыслом. Ведь эти знаки не просто формируют фон, не просто являются, так сказать, арьерсценой нашей жизни, они непосредственно влияют на умонастроения и даже мировоззрение народа. Как бы мы не считали, что главное в духовной жизни это сознательное, продуманное, идейное и глубоко компетентное отношение к вере — и это всё справедливо и правильно, спора нет — но даже обыкновенная пасхальная семиотика, простые символы Пасхи на наших улицах, пасхальное меню в ресторанах, пасхальное поздравление, повешенное на доме или в окне, пасхальные логотипы на экране, семейный поход в церковь ради освящения куличей, даже обыкновенное пасхальное приветствия и троекратное целование при встрече на улице, любая мелочь – это всё элементы, которые и формируют культурное пространство наших городов и нашей жизни. За внешней одёжкой, за антуражем и формальностью и содержанию подтянутся легко. А вот через окружение плотным кольцом из калечащей психику хагги-вагги, пустобрюхой тыквы, колдунов, нацистов и прочих извращенцев – гораздо легче потерять народ, так и не успев его приобрести. Так что, вопреки всем домыслам — и благим, и наигранным — будем радоваться Пасхи Христовой в полную меру нашей внешней формальной мирской и приземленной культуры, в светлых одеждах, во вкусных снедях, в наклеечках, в рингтонах, на улицах, в домах, во всем внешнем мире. Ибо оно того стоит! Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест!