Воскресный день
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
Первое воскресенье после святой Пятидесятницы церковный календарь именует Днем всех святых или Собором всех святых. В древних календарях день их памяти отмечался в разные даты. И в современной Западной традиции он так же не связан с первым воскресением после Пятидесятницы. А вот в современном православном богослужении связан. И это имеет глубочайший богословский смысл.
Изначально идея отмечать отдельный день, посвященный тем праведникам, которые достигли святости и предстоят в молитве пред Богом возникала у древних христиан на основании текста Апокалипсиса. В 7-ой главе Иоанн Богослов повествует, что «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» Это и стало богословской основной праздника. Однако свое место в календаре он нашел не сразу.
Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует, что в середине IV века праздник отмечали 13 мая. Восточные календари нередко предписывали его отмечать в следующее за Пасхой воскресенье. То есть, в наше нынешнее Фомино Воскресенье. Но уже святитель Иоанна Златоуст в конце IV века свидетельствует о том, что появляется богословское и богослужебное понимание о том, что отмечать этот праздник надо в первое воскресенье после Святой Пятидесятницы.
В IX веке при формировании Студийского устава, эта рекомендация Златоуста и стала основной. В чем ее смысл? А смысл ее по словам Златоуста, во-первых, в том, что мы в этот день празднуем не только прославленных и известных Церкви святых, — то есть тех, имена и жития которых мы знаем, — но и множество безымянных праведников, подвиги которых только один Бог ведает. А во-вторых, почему Златоуст, а в след за ним Студийский устав, а вслед за ним и вся Православная Церковь, отмечает этот праздник ни в какой-нибудь иной день, а именно в ближайшее после Святой Пятидесятницы воскресенье? Потому что, согласно православному богословию, святые просияли в святости не своими усилиями и подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Таким образом святой – это не супергерой, не атлет веры, не тот, кто выполнил религиозную программу максимум и стал великим христианином, не тот, кто находится в состоянии духовной прелести по поводу своей высокой праведности, нет. Это тот, в ком действие Духа Святого, действие Бога, соединившись с человеческой решимостью, изменило его жизнь и даже его собственную природу. Поэтому в песнопениях этого праздника святых именуют «непрелестными светилами» и «начатками естества». По этой же причине церковный календарь и православное богословие связывает день их памяти непосредственно с днем святой Пятидесятницы. С Воскресным днем и с праздником!