Святой дня
БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ / ПРАЗДНИК ДНЯ
Искусствоведы полагают, что сегодня насчитывается немногим более трех десятков икон так называемого домонгольского периода, то есть написанных еще до Батыева нашествия. Это и Новгородская «Знамение», и Белозерская «Умиление», и многие иные.
К ним же принадлежит и чудотворная икона Богородицы «Боголюбская», написан в 1157 году, память которой мы и совершаем 1 июля.
В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести великокняжеский престол в суздальские земли. С собой он взял чудотворный один чтимы им образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, внезапно замерли как вкопанные. Князь узрел в этом знамЕние и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии, которое и произошло 31 июня. А на позднейших списках с этой иконы стали изображать очертания этого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея.
В Москве из известных списков с этой иконы наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. Каждый год 31 июня в день празднования Боголюбской, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась, а вся площадь заполнялась богомольцами. А еще в Москве Боголюбской иконе был посвящен летний собор Высокопетровского монастыря (так называемая усыпальница бояр Нарышкиных). Оригинал же Боголюбской иконы Божьей Матери пребывает ныне в специальном киоте в местном ряду собора Успенского монастыря во Владимире. Молитвами Богородицы укрепи нас, Боже.