Святой дня

Смотреть на:

АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ ПРАВЕДНЫЙ / СВЯТОЙ ДНЯ

Протоиерея Владимира Вигилянского знает, наверное, вся Русская Церковь. Но мало кто знает, что в роду отца Владимира он не первый священник. А еще меньше кто знает, что один его далекий пращур, который жил в конце 18 – начале 19 века – является прославленным ныне святым. 

Он был простым деревенским священником, который почти 50 лет прослужил в глухом симбирском селе, вырастил детей, воспитал внуков, и которого даже преподобный Серафим Саровский ставил выше себя, говоря про него: «Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». 

Этим подвижником благочестия был протоиерей Алексей Алексеевич Гнеушев, который больше известен, как святой праведный Алексей Бортсурманский, его же память и совершаем сегодня 17 августа.

Если мы ожидаем от жития праведного Алексея каких-то обычных житийных клише – мы их не встретим. С детства он не мечтал о блаженном уединении, не был выдающимся учеником в семинарии, не был даже ревностным пастырем. Он был обыкновенным деревенским священником, как и его отец. Закончив нижегородскую семинарию, двадцатидвухлетний Алексей по распределению получает назначение дьякона в Успенский храм того же села, где и служил его родной папа. Именовалось это село красивым именем Старо-Никольское. Но длилось это недолго. Село вскоре переименуют. И это была «месть помещика». 

Однажды на ступенях Успенского храма развернулась ужасная драма. Местный управляющий собрал жителей и стал их унижать. Нравы у местных крестьян были суровые. Народ не выдержал и забил наглеца до смерти. Виновные понесли наказание, а помещик Пазухин, хозяин крепостных, сказал им: «Как были вы басурмане, так и остались ими». Ну и в качестве мести велел переправить в книгах название села. Он хотел, чтобы отныне оно именовалось не Старо-Никольское, а Басурманское. Однако земский съезд не поддержал эту прихоть помещика и предложил компромисс. Село переименовали в Бортсурманы, что, с одной стороны, звучит близко к тому, чего требовал упрямый Пазухин, с другой же не столь скандально. А позже вообще придумали, что Бортсурманы, это, мол, «борт» – то есть берег, — местной реки Суры – «борт сурманы». Красиво. И не так обидно. 

Все эти ужасные события происходили на глазах у молодого священника Алексея, который после своего отца стал местным настоятелем. Ну что он мог поделать? Он сам был подневольным иереем в крепостном селе, и по накатанной колее жил вялой жизнью сельского требоисполнителя. 

Но вот однажды с отцом Алексеем случилась история, навсегда изменившая его жизнь. А случилось это как. 

В соседней деревне умирал крестьянин. Время было позднее. В окно к отцу Алексею постучались родственники, с просьбой посетить умирающего. Погода стояла ужасная, на дворе тьма, домашние уже давно спят, в общем, настроения что-либо предпринимать не было. Прогнал он с порога ходоков и лег спать. Но было не до сна. Промучившись всю ночь, отец Алексей, наконец, решил, что надо ехать. 

Войдя в дом к умирающему крестьянину, священник увидел картину, которая потрясла его до глубины души. У постели умирающего стоял Ангел со Святой Чашей Причастия. Это видение так поразило иерея, что он упал на колени и опустив голову в пол начал горько плакать, прося у ошеломленной публики прощения за свою косность и нечуткость. 

С того самого дня закончилась история обыкновенного сельского требоисполнителя, и началась жизнь будущего святого. 

Отец Алексей каждый день служил литургии. Принимал каждого кто к нему приходил в любое время. Причем он относился к каждому человеку с такой кротостью и любовью, что вскоре народ потек к нему со всех окраин. И Бог наградил его даром молитвы и даже чудотворения. 

Во время нашествия Наполеона отец Алексей пребывал в особой молитве за Отечество и однажды ему явился ангел, сообщив, что силы небесные уже двинулись на помощь России и враг будет сокрушен. На утро, после этого явления к войскам Кутузова, — который размышлял, что же делать дальше после Бородинского сражения, — стали присоединяться многочисленные ополченцы, донские казаки и партизанские отряды. Этими силами Кутузов и дал бой под Малоярославцем, который оказался переломным во всей компании. После Малоярославца остатки наполеоновской армии покатились по Старой смоленской дороге пока не превратилась в пыль. 

Перед своей кончиной отец Алексей говорил: «кто меня будет поминать, того и я не забуду». 

Он умер 3 мая 1848 года и был похоронен за алтарем своей любимой Успенской церкви, в которой прослужил полвека. От его могилки стали исходить чудеса, тщательно записанные консисторской комиссией. 

Сегодня мощи святого праведного Алексея Бортсурманского находятся в том же селе, в старинном храме, который был возрождён стараниями его далекого внука – московского протоиерея Владимира. 

Вот такая история одного сельского священника, ставшего великим пастырем и святым. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.

Популярное

«ХУЛА». СПАС РАССКАЖЕТ ПРАВДУ О РУССКОМ МАТЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ЗАЩИТНИЦА РУССКОГО ВОИНСТВА/ПОЧЕМУ ФИЛИППИНЦЫ ПРИНИМАЮТ ПРАВОСЛАВИЕ?
ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ/УЖЕСТОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ/КОМУ НЕЖЕН «ЦИФРОВОЙ РАЙ»?
«Я НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ, РЕБЕНОК МНЕ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ОТЕЦ. МОЛИТВА ЗА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
МНОГАЯ ЛЕТА, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО
С ПЕРВОГО КЛАССА ВМЕСТЕ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЛУЦКИХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
АНДРЕЙ БОРИСЮК. ПРАВДА О НИКОЛАЕ II И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ. КТО СТОИТ ЗА «КРАСНЫМ ПРОЕКТОМ». КЛЕВЕТА О РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РУССКИЙ КОВЧЕГ
IV ВЕК. «СИМ ПОБЕДИШИ»: ПОСЛЕДНИЕ ГОНЕНИЯ ИМПЕРИИ
АНАЛИЗ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЫ ПОВЕРГ В ШОК/ СОБОРНАЯ МОЛИТВА ИСЦЕЛИЛА УМИРАЮЩЕГО МЛАДЕНЦА/ ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА