Святой дня
СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ
Трудно сыскать в истории русских святых более загадочных персонажей чем те, память которых мы совершаем сегодня. Святитель Димитрий Ростовский полагал, что они жили в XV веке и были местными. Софийская новгородская летопись определяла их в XII столетии, а митрополит Московский Платон (Левшин) полагал, что время их жизни относится к X веку, и были они родом из Греции.
11 июля день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Когда жили преподобные отцы, основавшие жемчужину отечественного монашества Валаамский монастырь, действительно большая загадка. Местное предание, апеллируя к рассказу преподобного Нестора Летописца, вообще считает, что они могли быть свидетелями проповеди апостола Андрея в этих местах.
Но менее легендарной и более интересной является версия, которую приводит Александр Иванович Сулакадзев, русский библиограф и коллекционер исторических документов, живший в начале XIX века.
Несмотря на то, что Александр Иванович любил побаловаться составлением некоторых исторических фантазий, в его коллекции, тем не менее, были и подлинные уникальные документы. Он словно Василий Никитич Татищев переписывал в свою коллекцию древние монастырские летописи, которые нередко затем исчезали или горели в пожарах, а списки с них, благодаря этому хобби, оставались. Однажды в руках Сулакадзева оказалась Валаамская летопись, в которой нам предстает еще одна версия происхождения и времени жительства святых Валаамских основателей. Согласно этому памятнику, Сергий был никто иной, как ирландский монах, пришедший на северо-запад Руси через Скандинавию в X веке. И мы действительно знаем, что ирландские подвижники много путешествовали.
Среди иноческих обетов, которые они приносили при постриги, были и обет Peregrenatio pro Christi – паломничества Христа ради.
Они оставляли свою Родину и отправлялись в далекие чужие страны, неся проповедь о Христе Воскресшем.
Так образом в Европе трудами ирландских странствующих монахов были основаны практически все крупные монастырские и образовательные центы раннего средневековья.
Если ирландские странники доходили аж до Сицилии, то добраться до Скандинавии им не составляло никакого труда.
Тем более, что в X веках в Норвегии уже было достаточно христиан. Достаточно вспомнить короля Олафа Трюггвасона.
Да и греческое имя Сергий среди ирландского монашества довольно нередко встречается. Интересен ещё и иной факт, свидетельствующий о не бессмысленности данной версии.
Ладожское озеро довольно долго в старину именовалось озером Нево. Что вполне логично. Именно из Великого озеро Нево вытекает река Нева и Невка.
И вот вдруг в источниках появляется новое, пришедшее из Скандинавии имя – Хлан-Дога или Ладога.
Если вы сегодня откроете карту Уэльса, то увидите дестяки населенных пунктов с тем же корнем. Лан-Дэви – монастырь Давида, Лан-Петер – монастырь Петра и так далее.
На древнем кельтском языке лан-дога – это ничто иное, как монастырь в заливе. И наконец третий интересный факт.
Это Валаамский крест, вековой Валаамский крест, который практически уже нигде не встречается, так как он настолько древний, что даже камни, на которых он был нанесен, давно уже стерлись.
А память Валаама его хранит. Посмотрите на него и сравните с известными высокими Кельтскими крестами IX-X веков, еще сохранившимися кое-где в Ирландии. Очевидно, что это одна ставрографическая традиция.
Что же касается преподобного Германа, то согласно версии Сулакадзовской летописи он был местным жрецом, обращенным Сергием в христианство и получившим в монашестве имя Кентигерн, в честь ирландского подвижника VI века святителя Кентигерна, первого епископа города Глазго. Так это было или иначе, один Бог знает. Всё это предметы больших исторических изысканий.
Для христианской же памяти важнее то, что преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы оказались великим подвижниками веры, достигшие святости и создавшие одну из самых прекрасных обителей нашей страны.
Их же молитвами укрепи и нас, Боже.