Святой дня
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ / СВЯТОЙ ДНЯ
Когда в начале IV века стали появляться первые христианские монахи, они все вели уединенный образ жизни. Они уходили от людей и становились одиночками, что, в собственном смысле слова, и означает их имя – «монах», то есть, «одинокий».
Сегодня же мы с вами знаем о больших монастырях, обителях, целых Лаврах, где монашествующие живут по единому уставу и под одной крышей. Самая первая форма монашеского устройства называется «анахаретство», то есть, отшельничество, а вторая – «киновия», или общежительная форма.
Одним из основателей этой второй формы иноческого жития и считается монах, живший в V веке, преподобный Феодосий, прозванный Великим, память которого мы и совершаем сегодня 24 января.
Он был родом из Каппадокии, родины Василия Великого, общежительный устав которого, впоследствии и будет им принят для своего будущего монастыря. Первоначально Феодосий, скорее всего, намеревался вести жизнь популярных в его время «столпников» – монахов, которые заточали себя на высокие столбы или селились в узких пространствах пещер и проводили там целые годы в созерцании и молитве.
В 451 году он встречается с известным во всей Византии столпником преподобным Симеоном. Однако тот указывает, что юноша должен будет стать не одиноким монахом затворником, а руководителем большой паствы. Феодосий уходит в пустыню, и поселяется в пещере, в которой по преданию останавливались те самые волхвы, что приходили поклониться новорожденному Иисусу.
Пророчество Симеона Столпника сбылось в точности. Вокруг Феодосия начала образовываться большая община его учеников. Их было уже так много, что Феодосий понял: пришло время выходить из пещеры и строить большой общежительный монастырь. А вот то, как он нашёл место для своей будущей обители – это чрезвычайно интересная история. Он взял в руки кадильницу, положил в нее холодный уголь, и двинулся в путешествие по пустыне. В Житии Феодосия подробно рассказывается об обстоятельствах этого путешествия.
Однажды проходя мимо одного места, в его сухой кадильнице внезапно разогрелся уголь и из неё вышел благоухающий дым. На этом месте этого явления и был сооружен монастырь Феодосия Великого — первый общежительный монастырь в Палестине, который расположен в Иудейской пустыне в 7 километрах от Вифлеема. Вскоре в Лавре преподобного Феодосия был принят монастырский устав, разработанный ранее другим известным каппадокийцем – святителем Василием Великим.
К концу VI века в Лавре уже обитало более семисот монахов. В обители был устроен дом для паломников и бесплатная больница. Но самое удивительное, что Феодосий благословил совершать в своей Лавре богослужение на разных языках. В одном храме молились по-гречески, в другом по-грузински, в третьем по-армянски и так далее. В зависимости от того, какой национальности были монахи.
Феодосия стал играть заметную роль в жизни Иерусалимской церкви. Его даже избирают архимандритом всех палестинским монастырей, что было беспрецедентным явлением. А скончался преподобный в 529 году в возрасте 105 лет после продолжительной болезни.
Он целый год лежал на смертном одре практически неподвижен, и это было последним непростым испытанием для него.После блаженной кончины преподобный Феодосий Велики был погребен в той самой пещере трех волхвов, с которой и начался путь его духовного совершенства. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.