Исторический разбор с Федором Гайдой
СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
20 мая 1742 года человек впервые появился в самой северной точке Евразии.
Освоение Сибири русскими первопроходцами, как известно, началось еще в конце 16 века. Оно шло преимущественно по рекам. К середине 17 века большая часть Сибири уже была разведана, неизвестным оставался лишь Таймыр. Честь его исследования выпала Семену Ивановичу Челюскину.
Он происходил из дворянского рода. Отец его был царским стольником. Однако в 18 веке род был захудалым. Мы не знаем ни года, ни места рождения Семена Ивановича. При продвижении на службе надеяться ему можно было лишь на собственные силы. Челюскин успешно учился в московской Навигацкой школе и служил на Балтийском флоте.
Челюскин был примерно одних лет с Михаилом Ломоносовым. Но если тот из любви к знаниям со студеного моря шел в Москву, то Челюскин по тем же причинам и в те же годы пошел прямо противоположным курсом. С 1733 года он принимал участие в Великой Северной экспедиции, разработанной и осуществлявшейся под руководством Витуса Беринга. В течение 10 лет 7 отдельных отрядов первооткрывателей описали разные участки побережья Северного Ледовитого океана, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, обследовали побережье Камчатки, открыли Аляску, Алеутские и Командорские острова, нанесли на карту Южные Курильские острова, достигли японского побережья.
Челюскин, которому было около 25 лет, стал штурманом в отряде лейтенанта Василия Прончищева и должен был исследовать неизвестные полярные земли между Енисеем и Леной. После болезни и смерти своего командира Челюскин возглавил экспедицию. В 1740 году его корабль “Якутск” был затерт льдами, но Челюскину удалось спасти экспедицию и вывести людей к находившейся в 700 верстах на юг Хатанге.
Дальнейшие исследования проводились отдельными партиями на собачьих упряжках. В декабре 1741 года партия Челюскина вышла из Туруханска и за 3 месяца в условиях 50-градусных морозов дошла до Таймыра. В апреле 1742 года на мысе святого Фаддея Челюскиным был возведен маяк. Земли к северу были неизвестны. Штурман направился туда на упряжках с двумя казаками.
20 мая, пройдя еще 150 километров, Челюскин достиг мыса, по поводу которого написал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою». Далее идти было некуда. Через 101 год российский исследователь Александр Миддендорф назовет этот мыс именем Челюскина. А в 1919 году норвежец Харальд Свердруп определит, что мыс является крайней северной точкой Евразии.
В общей сложности за время экспедиции Челюскин преодолел более 7 тысяч километров. По возвращении в Петербург он был произведен в мичманы и позднее дослужился до капитана 3 ранга. Точное место его жизни в последние годы и место погребения доподлинно не установлены.
Уже в ХХ веке именем Челюскина назывались пароходы. Самый знаменитый из них под командованием полярника Отто Юльевича Шмидта предпринял в 1933-1934 годах полярную экспедицию с целью исследования навигации по Северному морскому пути. Пароход был раздавлен льдами. Экспедиция оказалась на дрейфующих льдах. Через месяц челюскинцы были спасены при помощи авиации. Несмотря на неудачу экспедиции, она привела к важнейшему стратегическому решению о развитии Северного морского пути и о строительстве большого отечественного ледокольного флота.