Святой дня
ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СВЯТИТЕЛЬ / СВЯТОЙ ДНЯ
На книжных развалах древней Александрии частенько видели одного юношу, про которого говорили, что он буквально сметает все книги, читает взахлеб, всё подряд и с большой жадностью. Юноша был благородного происхождения и уже успел получить блестящее образование в области философии, литературы и естественнонаучных знаний.
Однажды на книжном базаре какая-то бедная женщина продавало последнее сокровище свой жизни – различные послания некоего Павла. Дионисий, по свойственной ему привычке, тут же их купил и был потрясен тем, что прочитал. Он находит эту женщину и спрашивает, нет ли у нее еще подобных писем этого автора. Она тут же направляет его к местному христианскому священнику, который снабжает юношу всеми недостающими посланиями апостола Павла, а также некоторыми наставлениями местного Александрийского епископа Димитрия, который также был известным книголюбом и собирал древние тексты.
Те знания, что наш герой нашел в этих книгах, глубочайшим образом изменили его жизнь. Вскоре он лично знакомится с епископом Дмитрием и вскоре принимает от него крещение. Димитрий тогда, наверное, и подумать не мог, что в лице этого юноши с горящими глазами он видит своего приемника по епископской кафедре.
Сегодня 18 октября мы чествуем день памяти известного богослова, борца с ересями и великого отца Церкви святителя Дионисия Александрийского.
На дворе стоял III век, бурлящий идеями и кипящий страстями. В Александрии уже более столетия действовало знаменитое на весь христианский мир учебное заведение. Александрийское огласительное училище. С четкой богословской программой и методологией. Его ректора — Пантен, Климент Александрийский, Ориген, Иракл Александрийский – были выдающимися богословами своего времени. С этим учебным заведениям и связывает свою жизнь Дионисий, а вскоре и становится его главой.
В 248 году Дионисия избирают епископом Александрии. А через год начинается одно из самых жестоких гонений императора Деция.
В Александрию из Рима приходит рескрипт выявлять всех приверженцев христианской веры. Правитель города по имени Сабин отправляет полицию для ареста Дионисия. Его приговаривают к ссылке с последующей казнью. Однако во время этапирования какие-то христиане отбивают своих александрийских собратьев у стражи и переправляют их в Ливию.
Гонения Деция закончились через два года, вместе с его бесславной смертью в каком-то римском болоте. Дионисий возвращается к своей пастве и полностью посвящает себя вопросам епархиальной жизни. А проблем там скопилось предостаточно. Дело в том, что после минувших гонений особо ревностные христиане решили провести ревизию в своих рядах, и дошли до того, что стали объявлять вне закона своих сослуживцев. Мол, кто дрогнул в гонениях, тому нет места у престола. Возглавлял это движение некий Новоциан, раскольник, объявивший себя епископом Рима. Святитель Дионисий вступил в обширную и очень интересную переписку с раскольниками, увещая паству держаться церковной иерархии и не поддаваться соблазнительным словам зелотов.
Но это еще не всё. В тоже самое время, когда раскольники раздирали Церковь по вопросу о достоинстве падших, в её рядах появились еретики, которые начали проповедовать так называемый «хилиазм» – учение о 1000-летнем царстве праведников. Это было такое специфическое учение, паразитирующее на страшилках о конце света. Дионисию пришлось и в этом направлении очень много и терпеливо разговаривать с перепуганной и смущенной паствой.
А еще чуть позже начались ожесточённые споры о действенности крещения у еретиков. И Дионисию пришлось успокаивать уже горячие головы среди пастырей.
А потом Дионисий столкнулся с Савелианами и ему пришлось заниматься Тринитарным богословием и доказывать ложь тех, кто отрицал Три Лица Святой Троицы.
А позже ему пришлось вмешивать и в пасхальные споры между христианами и составлять первую в истории пасхалию.
В общем, как вы понимаете, все те книги, что молодой юноша Дионисий с такой жадностью собирал по книжным рынкам Александрии, сыграли в его жизни и в истории Церкви важнейшую роль.
Он умер в 264 году и стал первым в истории церкви святым, которого прозвали «Великим». Позже Великими будут и Афанасий, и Антоний, и Василий, и многие другие. Но первым был святитель Дионисий Александрийский. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.