Святой дня
КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ СВЯТИТЕЛЬ / СВЯТОЙ ДНЯ
Удивительное конечно дело, но в Древней Церкви роль и место Иерусалима было менее значимо, чем роль и место, например, соседней Кесарии Палестинской, города, основанного Иродом Великим и названного так в честь Юлия Цезаря. Всё это, кончено, огрехи политического устройства Римской империи, к реалиям которой Церкви приходилось адаптироваться. Но, по сути, это было, выглядело, конечно, очень странно. Город, о котором пророчествовали книги Ветхого Завета, который в Откровении Иоанна Богослова являлся земным аналогом Небесного Града, в котором проповедовал, был распят и воскрес Господь наш Иисус Христос, в котором появилась первая христианская община… этот город в церковно-административной иерархии оказался менее достоин, чем, допустим, Константинополь, вся заслуга которого перед христианской историей заключалась в том, что в нем решил поселиться император с чиновниками.
В общем, положение Иерусалима в системе диптихов, — в такой условно-символической таблице мест и чести древних патриархатов, — было чудовищно несправедливым. Иерусалим даже не был патриархатом. Его возглавлял архиерей с титулом епископа. Даже не митрополита. Всё это прекрасно понимал и против этой несправедливости боролся святитель Кирилл, епископ Иерусалимский, память которого мы и совершаем сегодня 31 марта.
Кирилл был иерусалимлянином по рождению. Он родился в Святом Граде в 315 году. Был воспитан в строгом благочестии и достигнув совершеннолетия принял монашество. В 350 году после смерти архиепископа Максима его избирают епископом на Иерусалимскую кафедру. Его жизнь не была спокойной. В то время Церковь раздирала ересь ариан, которые отрицали Святую Троицу и Божество Христа. Трижды приверженцы арианской партии изгоняли святителя Кирилла с кафедры, и трижды промысел Божий возвращал его на нее. Еретики не брезговали никакими методами. Однажды в городе начался голод, и Кирилл начал распродавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Понятно, что эти церковные облачения и ткани покупали все, у кого были деньги, каждый кто хотел. Однажды в центре города кто-то увидел женщину, которая плясала на площади в красивом платье. Приглядевшись народ заметил, что на плясунье не просто модный яркий наряд, на ней настоящее церковное облачение. Естественно, враги Кирилл воспользовались этим предлогом, чтоб распустить скабрезный слух о нем и в очередной раз изгнать святителя из города. Лишь при правлении царя Феодосия Великого Кирилла оставили в покои и позволили наконец окончательно вернуться на кафедру.
Святитель Кирилл не желал мириться с таким униженным положением Иерусалима в диптихе Православных Церквей. Он писал императору. Он писал Римскому папе. Он ставил на место иных архиереев, принижающих Иерусалимскую Церковь. Уже после его кончины, которая произошла в 386 году, империя пересмотрела свое отношение к Иерусалиму, и на IV Вселенском Соборе было утверждено патриаршее достоинство епископов иерусалимских. Мечта святителя Кирилл осуществилась. Его же молитвами укрепи и нас, Боже.