Вера и магия
ТАТУИРОВКА — ОКНО В ДУШУ ДЛЯ ПАДШИХ ДУХОВ?
Вера или магия, духовная жизнь или оккультизм – что доставит душе человека желанное счастье?
Здравствуйте! В наши дни наблюдается повальное увлечение татуировками. Люди, как правило, молодые, наносят на свое тело несмываемые начертания, будучи уверены, что спустя годы они не переосмыслят своего к этому отношения. Попробуем рассмотреть феномен татуировок или тату с духовных позиций.
С древнейших времен среди языческих народов практиковалось нанесение на кожу тонких шрамов с вкраплением в свежую рану красящих веществ. Изначально люди понимали, что они травмируют свой кожный покров, но делалось это ради закрепления своего статуса в языческом обществе, а еще в магических целях. Магия рассматривалась как взаимосвязь с духами. Татуировка была знаком инициации, магического посвящения. С этого момента человек считался своим для мира духов, претендовал на особую их помощь, силу и магическую защиту.
На протяжении всей языческой истории татуировка рассматривалась как магическое заклинание, начертанное на теле человека. Считалось, что такой несмываемый образ как бы всегда защищает его обладателя. Поэтому изображались тотемные животные, языческие божества и небесные тела, знаки силы, устрашающие образы, например клыки акулы. На египетских мумиях сохранились образы египетского божества с красноречивым именем бес. Бес изображался как уродливый карлик с бородкой, короткими толстыми ножками, длинным высунутым языком и иронической усмешкой. Но дело было не в эстетике, а в попытке обрести магическую защиту.
И когда в наши дни кто-то наносит на свое тело изображение черепа, дракона, языческих рун, коловрата или черного солнца, а иногда и прямо бафомета с козлиной головой в пентаграмме, то дело здесь тоже не в эстетике, а в скрытой внутренней тяге к инфернальной символике. В этом смысле татуировка может стать окном воздействия или дверью для входа внутрь человека падшего духа – демона.
Священное Писание недвусмысленно говорит: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем» (Втор. 14: 1). И еще сказано: «Не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Тем самым Господь говорит: вы – достояние Божие, не отдавайте своего тела на посмеяние дьяволу, ибо и тело человека – творение Божие. Оно призвано стать храмом, сосудом Духа Святого и просиять Божественным Светом так, как просияло тело Христа в момент Преображения: «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1). Потому и о святых людях после всеобщего Воскресения сказано: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43).
Конечно, в наши дни многие татуировки не несут в себе никаких мистических смыслов, представляя больше попытку человека заявить о себе и как бы самовыразиться. Но наше тело сакрально. Тело человека – не уличный забор для публичных надписей и рисунков. Мир переменчив и мода его переменчива. Казавшееся стильным тату спустя десять лет смотрится невыразительно и старомодно. Можно разрисовать матрешку, поставить на столе и любоваться, а когда наскучит, задвинуть ее в дальний угол в кухонном шкафу. А тело наше – не матрешка, его так просто не задвинешь. Останется татуировка как клеймо, как печать прежнего неразумия.
Сказано в Священном Писании: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6: 19-20). Мы – не свои, мы – Божие творение, Божия собственность. И потому не стоит свое тело – это достояние Божие – на всю жизнь клеймить примитивными рисунками легковесного содержания.
Конечно, в христианском мире можно встретить небольшие прецеденты. Например, в Египте копты-христиане наносят на запястье образ маленького креста, а в Эфиопии крест иногда можно увидеть даже на лбу. Важно понять, что христиане в Египте и Эфиопии многократно подвергались и подвергаются гонениям. Крест, изображенный на теле, является для них не развлечением, а наглядным исповеданием веры во Христа. И снять такой крест с человека можно разве что отрубив ему руку или голову, на которой крест изображен. То есть, мотивы, содержание нательного изображения и, главное, мера ответственности за его ношение совершенно иная. Но, собственно, и эти вполне благочестивые изображения на теле никогда не предписывались церковными правилами, мы видим некие местные традиции.
Постараемся ответственно относиться к нашему телесному естеству, хранить его в чистоте и созидать как храм благодати Божией. Всего доброго вам!