Исторический разбор с Федором Гайдой
ВИЗАНТИЯ: ЧТО ПОГУБИЛО ИМПЕРИЮ?
11 мая 330 года от Рождества Христова на европейском берегу Босфора римским императором Константином Великим была торжественно основана новая столица империи – Новый Рим, или Константинополь. Император не создавал какого-то государства: Византия в точном смысле слова не была преемницей Римской империи, она сама и была Римом. Слово «Византия» появилось лишь позднее на Западе. Себя византийцы именовали римлянами (ромеями), свою страну – Римской империей (Державой ромеев).
Замыслы Константина соответствовали такому названию. Новый Рим был возведен на главном перекрестке миров и изначально спланирован как величайший из городов, как главный политический, экономический и культурный центр мира. Возведенный позднее в VI веке собор Святой Софии, посвященный Христу — Премудрости Божией, более тысячи лет был самым высоким архитектурным сооружением на Земле, а по красоте сравнивался с Небом.
Вплоть до середины XII века Новый Рим был главным торговым узлом планеты. До разорения крестоносцами в 1204 г. – это еще и самый населенный город Европы.
Новый Рим получил богатое наследство. Однако это стало и его главной «головной болью». В современном ему мире было слишком много претендентов на присвоение этого наследства. Сложно даже вспомнить хоть один длительный период спокойствия на византийских границах. Империя находилась в смертельной опасности не реже, чем раз в столетие. До VII века ромеи по периметру всех своих рубежей вели тяжелейшие войны с персами, готами, вандалами, славянами и аварами, причем в конечном счете противостояние закончилось в пользу Нового Рима. Так бывало очень часто: молодые и пышущие свежестью народы, боровшиеся с империей, уходили в историческое небытие, а сама империя, древняя и чуть было не поверженная, зализывала раны и продолжала жить.
Постоянная борьба требовала постоянного поддержания обороноспособности. Ромейская империя вынуждена была возродить изначально характерные для Древнего Рима крестьянское ополчение и тяжеловооруженное конное войско, вновь создать и содержать за государственный счет мощный военно-морской флот. Оборона всегда была главным расходом казны и главным бременем для налогоплательщика. Государство пристально следило за тем, чтобы крестьяне сохраняли свою боеспособность, и потому всячески укрепляло общину, мешая ее распаду. Государство боролось с излишней концентрацией богатств, в том числе и земли, в частных руках. Государственное регулирование цен было очень важной составной частью политики.
Армия империи сохраняла свой боевой дух до второй половины XII века, пока не уступила место организованным на западный лад иностранным наемникам. Казна теперь тратила меньше, однако риск перехода ее в руки врага неизмеримо возрос. Вспомним классическое выражение Наполеона Бонапарта: тот народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. С этого времени империя и стала зависеть от западных «партнеров», которые тут же и показали ей, почем дружба.
Крестоносцы, воевавшие с турками-сельджуками, были для империи крайне обременительными и опасными союзниками, и закончилось это союзничество первым для Константинополя падением: город, почти тысячу лет успешно отбивавший любые приступы и осады, был жестоко разорен своими «партнерами».
Через несколько десятилетий византийцы отбили город, но возродить великую империю уже не могли. Против нового врага — турок-османов — пришлось идти на союз все с теми же западными «партнерами» и подчиняться папскому Риму. Это не помогло. 29 мая 1453 года турки-османы взяли город.
Псковский старец Филофей в начале XVI века писал, что Византия изменила истинной вере и в этом была причина ее гибели. Младший современник старца Иван Тимофеев, профессиональный воин, указывал на иные причины падения империи: императоры, доверившись льстивым и безответственным советникам, презрели военное дело и потеряли боеготовность. О печальном византийском примере утраты боевого духа, ставшей причиной гибели великой империи, говорил и Петр Великий, принимая в 1721 году императорский титул.
Мощь Империи ромеев держалась на крепкой власти, сильной армии и верности подданных, но сами они в основании должны были иметь твердую и истинную веру. Только тогда они могли выстоять.
Вот такие дела. До новых встреч.