Воскресный день
ТРИНАДЦАТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В тринадцатое воскресенье после святой Пятидесятницы, как и в восьми предыдущих воскресных чтениях, Церковь предлагает нам услышать избранный отрывок из евангелия от Матфея.
Церковный лекционарий – или система отрывков из евангелия для чтения за воскресной литургией – выстроен таким образом, что каждый последующий отрывок должен либо развивать мысль предыдущего, либо выводить слушателя на новую, более сложную тему. Всё как в школе, как в учебной программе. И не удивительно. Ибо последовательность евангельских рассказов, скорее всего, отображает учебную программу ранних христианских катехизических школ.
В древней церкви верующие собирались за воскресным богослужением, где существенной частью была именно проповедь, толкование евангелия, разъяснение основ веры. Даже огромные тома толкований на библейские книги святителя Иоанна Златоуста – это не результат кабинетного труда и одиноких вечерних размышлений. Это всё публичные проповеди, произнесенные в храме и записанные за Константинопольским архиепископом его почитателями.
Молитва в храме и обучение основам веры в древности были неразрывно связаны. Поэтому лекционарии и могут считаться главами из древних учебников по христианскому вероучению. Они до сих пор дают и слушателям, и проповедникам направление мысли, которое должно логично развиваться и вести к определенной цели.
И если предыдущие отрывки из евангелия были посвящены вопросам веры и личной нравственности, то чтение 13-й недели по святой Пятидесятнице предлагает слушателям задуматься об исторической ответственности духовных руководителей и народных лидеров.
Притча о злых виноградарях! Эти слова Спасителя были обращены, как бы мы сейчас сказали, к кабинету министров тогдашнего израильского общества, к членам синедриона. Образ виноградника для древнего сельскохозяйственного общества – ясный и понятный образ. Виноград – это народ. Виноградари – это слуги народа. Цель этого отрывка – указать верховным правителям их ответственность за судьбы народа перед Богом. Веками ожидаемый Мессия пришел. Царствие Его приблизилось. Но «вожди» оказались «слепыми», и сами не входят в Царство, и «хотящих войти не пускают». Они готовы даже пойти на крайнюю подлость – убить Наследника, убить Сына хозяина виноградника, чтобы владеть по-прежнему виноградником. Мир отвергает Спасителя, в мире много несправедливости — несправедливости политической, социальной, экономической. И во все времена у людей был вопрос: почему так?
К ответу на этот вопрос и направлен сегодняшний отрывок. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет», — так на этот вопрос отвечает евангелие. А в следующую неделю нам будет представлен отрывок о том, что несмотря на несовершенство мира, Бог нас судит на основании нашего личного выбора между добром и злом. Но это будет ровно через семь дней. С праздником. С воскресным днем!