Тест на правду
У КОГО И ПОЧЕМУ КАНОНИЗАЦИЯ СУВОРОВА ВЫЗЫВАЕТ ИСТЕРИКУ? / ТЕСТ НА ПРАВДУ
На очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл предложил «возобновить процесс подготовки к возможной канонизации великого российского полководца Александра Васильевича Суворова». Как следует из журнала Синода «вопрос передан в комиссию по канонизации».
Сразу после обнародования данного предложения критики России и Русской Церкви увидели в этом политический жест.
Американский пропагандист Кирилл (Говорун) заявил, что данной инициативой «РПЦ просто не смогла отказать Министерству Обороны», так как она, по мнению отца-архимандрита, находится «в золотой клетке».
В телеграмканале, покинувших Россию авторов Шишкова и Лученко, утверждалось, что «канонизация Суворова выглядит как попытка возродить позднесоветский канон героических полководцев».
А бывший дьякон Андрей Кураев, использовав цитату из военного трактата Суворова, озаглавив свой текст: «Святые Отцы учат: Режь! Коли! Руби!».
Легкая и даже тяжелая степень истерики всех этих острословов и юмористов мне вполне понятна. Образ Александра Васильевича Суворова для любого ренегата, который «топит» сегодня против России на западные дивиденды, вызывает столь же прогнозируемую реакцию, как корчи нечистой силы при воскурении ладана.
Генералиссимус Суворов и в самом деле — абсолютный антипод всему тому «Дурдому», в котором западному обывателю промывают сегодня день и ночь мозги. И напротив, для тех немногих европейцев, которые еще способны самостоятельно думать, Суворов – это символ старой свободной Европы, Европы, где ценили христианские ценности, где с оружием в руках боролись за веру и, главное, вопреки интригам дружили с Россией. Недаром же памятники и мемориальные доски Суворову находятся во многих местечках Швейцарии, Италии и Австрии. Ибо христианская Европа еще помнит, кого она позвала на помощь, чтобы обуздать садизм французских атеистов, которые сначала расстреляли из пушек сотни тысяч христиан у себя дома, а затем принялись жечь аббатства и библиотеки в соседних странах. И вот тогда Англия с Европой, проиграв десятки сражений войскам Французской Директории, умолили русского императора прислать им гения военного искусства — Суворова. Фельдмаршал вступал на землю Европы как освободители от безбожной чумы и, в итоге, спас её, став самым чтимым героем.
В конце XVIII века вся Европа только и говорила, что о Суворове. В моде были суворовские шляпы, суворовские прически, суворовские пироги. О Суворове пели на ведущих сценах мира — от Королевского театра, до миланского «Ласкала». Адмирал Нельсон писал, что сравнения с русским полководцем ему льстят больше, чем ордена британской короны. Во всех кабаках Европы вторую чарку поднимали за русского генерала. Да что там в кабаках… Воронцов из Лондона писал, что однажды стал свидетелем, как король перед войсками провозгласил первый тост за русского полководца Суворова.
Естественно, что для нынешних пропагандистов, которые даже Папу Римского с грязью смешали за добрые слова о великой русской культуре, Александр Васильевич Суворов – не просто бельмо в глазу, это огромная кость в горле. Потому что Суворов и любовь к нему старой доброй Европы не укладываются в их новые стереотипы, по которым приказано жить и думать. Так что, это еще вопрос, кто тут в «золотой клетке» …
Ну ведь и в самом деле, кто тут проявляет большую неестественность: Синод, который всего лишь поставил вопрос о Суворове на рассмотрение церковной науке или, например, бывший профессор богословия, который манипулирует неуместной цитатой, понимая, что совершает научный подлог? Ведь фраза Суворова «режь, коли, руби», которую использует Андрей Кураев — это не суть духовного учения Суворова или его завещания. Это фрагмент из прикладной части его военного трактата «Наука побеждать». В противоположность этой узконаправленной работе, у Суворова есть масса именно духовных поучений, религиозных мыслей, просто человеческих добрых советов, в конце концов, есть масса воспоминаний о нем других людей, которые могли бы его хоть как-то характеризовать. И бывший дьякон это прекрасно понимает, но берет цитату именно из боевого раздела военной книги Суворова. И зачем? Да во имя одной единственной цели — чтобы поставить ее рядом со словосочетанием: «святы отцы учат». Ему, скорее всего, искренне кажется, что получилось глубоко и смехотворно. Полагаю, что, если бы у бывшего профессора был сборник военных команд, которые отдавал при жизни своим войскам, к примеру, римский офицер Георгий Победоносец или военачальник Дмитрий Солунский, он бы и вовсе со смеху лопнул… Ведь совершенно понятно, что и Александр Невский, и Феодор Ушаков, и канонизированные Византийские императоры — это всё были люди военные, и они вынуждены были учить своих подчиненных не академическим лекциям по нравственному богословию, а военному искусству. Но Церковь увидела в их жизни святость, и увидел ее не в командах «режь, коли, руби», которые наверняка каждый из них хоть раз в жизни, да и произнес. Вот интересно, приятно будет самому бывшему профессору если когда-нибудь напишут: «Андрей Кураев учил…». А дальше процитируют окончание какого-нибудь пошлого анекдота, которые он позволял себе рассказывать на встречах с молодыми людьми. Но ведь это же равно ТО, что он делает в случае с Суворовым.
Однако, в отличие от бывших клириков и сбежавших сограждан, многие верующие люди в России видят в князе Суворове не карикатуру, и не пугало, а человека удивительной судьбы; человека, который будучи военным, обладал духовными качествами, недостижимыми для многих своих нынешних критиканов.
Ведь, обратите внимание на некоторые важные слова в решении Синода. Говоря о необходимости рассмотрения данного вопроса, Патриарх сказал «возобновить процесс подготовки к возможной канонизации». То есть, не «инициировать» этот процесс, не «начать», а, «возобновить». Да и сама канонизация — не обязательная или неминуемая, а «возможная». Все очень взвешенно, спокойно и обстоятельно.
Ведь еще 25 лет назад в село Кистыш Владимирской области приезжали автобусы паломников, чтобы почтить память Александра Суворова в храме, где он молился, на его Родине. Еще тогда четверть века назад в родовом селе был открыт ему памятник, и десятки людей громогласно пропевая «Вечная память», тихонько потом шептали: «помолись и о нас, праведник Божий». Именно тогда, люди переписывали от руки «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу» составленный Александром Васильевичем Суворовым. Именно тогда в Новороссии вспоминали, какое количество церквей он построил здесь за свой счет. Именно тогда в Питерской тюрьме «Кресты» среди заключенных ходила история – кстати, оказавшееся совершенно правдивой – что Суворов каждую Пасху отправлял мешок денег на выкуп неимущих должников. Именно тогда, в армии, ходили удивительные поговорки Суворова, доказывающие, что он, несмотря на все свои чины, был настоящим человеком, человечищем, который берег каждого солдатика и болел сердцем за каждого, кого ему Бог поручил. Именно тогда по епархиям рассказывали, как Суворов за год до смерти написал прошение на постриг, но не смог его принять, так как Родина позвала на иное послушание. И именно тогда, где-то в году, кажется, 2005-м, в Свято-Тихоновском православном университете появились первые инициативы о более тщательном изучении его религиозной биографии и сборе свидетельств его почитания в народе. Поэтому Патриарх и сказал – «возобновить»! А еще Святейший подчеркнул: «подготовка к возможной канонизации» — и это снова мяч не на стороне его оппонентов.
Вспомните, как быстро тоталитарно и безапелляционно возвели в ранг святых небесную сотню на Майдане 2014 года, как перед ними стояли на коленях, как их изображения вносили в храмы. С какой энергией тот же архимандрит Кирилл (Говорун) разрабатывал ради этих же целей так называемое «Богословие Майдана», как горячо он утверждал, что манипулированный американскими спецслужбами Майдан 2014 года – это проявление воли Духа Святого, выражение подлинной церковной соборности. И уж вовсе не приходится говорить к какой религиозной вакханалии привела сегодня наших церковных оппонентов вся эта тоталитарная политпропагнада. За эти годы богословы евромайдана, антирусские пропагандисты и прочие ренегаты наговорили столько ультимативной, категоричной и не терпящей возражения ереси и чуши, что просто смешным выглядит их коллективный ор, по поводу возобновления Русской Церковью вполне легитимного и довольно взвешенного процесса возможной канонизации Александра Суворова, добрая память о котором хранится в старой Европе, среди русского народа и в церковном сознании.
А что же на все на это сказал бы сам Александр Васильевич? Как бы он отнесся к предательству, манипуляциям и двоедушию? Думаю, что он ответил так же, как однажды подсказал Павлу Первому. Когда Суворов с триумфом вернулся из знаменитого Альпийского перехода, император Павел I предложил выпустить монету в честь союзников. На одной стороне должна была быть триумфальная фраза о русской армии, а на другой — об австрийцах. И он спросил Суворова, что начеканить? Александр Василевич, помня, какую подлость ему сделали Габсбурги, которые испугались его побед и славы и целенаправленно отправили русские войска через Альпы, Суворов предложил императору такой вариант: напишите на русской стороне – «С нами Бог!» А на австрийской – «Бог с ними!»…
Вот такой он был человек, остроумный и незлобивый. Не под стать своим нынешним критиканам.
Таков наш век, его ложь, его правда, и наш тест!