Тест на правду

Смотреть на:

ПАТРИАРХ И ВАКЦИНАЦИЯ.

📌 15 апреля в программе «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» журналист Максим Шевченко назвал «абсурдом» факт привития от коронавируса Святейшего Патриарха Кирилла.

«Потому что привитие монаха, который в принципе не должен бояться смерти — это абсурдно».

Гость студии заявил, что патриарху, как монаху, должна быть чужда забота о здоровье.

«Когда человек принимает монашеский постриг, он как бы умирает для мира. Есть даже такое обряд — его как бы отпевают практически».

📌 Поскольку основной тезис Максима Шевченко связан с несовместимостью монашеского пути и профилактики болезней, с тем, что, монах, приняв постриг, якобы, ни сам лечиться не может, ни другим пример подавать, — то мы считаем необходимым сделать этому утверждению наш «Тест на Правду».

Максим Леонардович — историк, поэтому и основываться мы будем на истории.

📌 В древней монашеской литературе, и в самом деле, можно встретить мысль о том, что единственным средством от всех болезней является терпение и смерть. Но, в подавляющим большинстве эти высказывания встречаются у отцов-пустынников, которые жили в таких диких местах, что не имели возможности порой даже вывих себе вправить. И свои тексты они адресовали таким же подвижникам, как они сами. Но никому в голову не приходило распространять эти формы аскезы на всё последующее монашество, особенно когда монастыри стали основываться в эпицентрах жизни, а не в мертвых пустынях. Во второй половине 4 века благодаря стараниям святителя Василия Великого появились городские монастыри. Именно эта форма монашества развивалась в дальнейшем как основная, и она стала базисом для монашеских уставов и идей, пришедших на Русь. Ссылаться на древние прецеденты, в отрыве от последующей традиции – это антиисторично! Каких только не было форм и подвигов монашеской жизни за длинную историю монашества. Вон, монахи в 4 веке, например, в египетских пустынях мылись песком, обтираясь им против болезней и паразитов. Мы ж не будем смеяться над современными монахами, что используют водопровод? А в 7 веке в Ирландии монахи, бывало, не использовали весла в лодках, полагая, что Бог сам причалит, куда надо. Будем критиковать тех иноков, что передвигаются на суднах с килем и винтом? А в 12 веке на Афоне полагали, что на дверях монашеских келий не должно быть засовов. Давайте критиковать современных монахов, в дверях которых отыщем врезной замок? Все-таки не справедливо из всего разнообразия монашеской истории брать какие-то крайние, ранние формы, и рассказывать слушателям, что это единственно возможный modus vivendi для монаха? Да, были в древности анахореты, которые не лечились, но еще больше примеров, когда монашествующие и себе позволяли лечение, заботились о своем здоровье, и других этому учили. Потому что они полагали, как сказал преподобный Серафим Саровский, что «здоровье – это дар Божий».

К тому же, есть аргумент, лежащий прямо на поверхности. Если цель монашеской жизни, как намекает журналист, в том, чтобы поскорее загубить свое здоровье, то откуда монашеские предписания послаблять строгость поста во время болезни? Ведь это же не логично. Ну, заморил себя постом при каком-нибудь бронхите и всё, достиг желанной цели.

📌 В том-то всё и дело, что медицинское дело и правильный врачебный пример – исторически были связаны именно с монашеством. Василий Великий, организатор городского монашества, изучал медицину в афинском университете. И у себя в епархии в Кесарии в 370 году он построил первую христианскую больницу! Она была так четко организована, что походила на маленький город с кварталами, которые делились по типу болезней, как отделения в современных больницах. И монах Василий не считал, что лекарство – это никчёмность, а смерть – цель жизни. Всё-таки основанная линия исторического развития монашества была в полном союзе с возможностью и лечения, и правильного медицинского примера для окружающих.

📌 Вот пожалуйста, описание больницы 12 века при монастыре Пантократора, недалеко от Константинополя. В ней было 5 отделений, включая даже отделения женских болезней. При монастыре! Общее количество мест – 50 коек. Врачи работали в две смены — хирурги, повитухи, помощники. В каждой смене было два врача, которые дежурили и ежедневно принимали больных. А еще при больнице была школа для будущих врачей. Такой была типичная картина для византийского монашества классического Средневековья. Эта традиция была неизменной и на Руси.

📌 Первыми, кто организовал бесплатную медицинскую помощь у нас в Отечестве были также монахи. В 12 веке монастырские больницы были уже устроены в Киеве, Смоленске, Львове, Новгороде. Никоновская летопись свидетельствует, что в 1091 году митрополит Ефрем устроил больницу в Переяславле. И ничего, никаких противоречий с монашеским званием. Преподобный Варлаам Хутынский, основатель Спасо-Преображенского монастыря, сам обладал медицинскими знаниями и лечил свою братию и мирян. Новгородская летопись сохранила память о десятках монахов, которые обладали врачебными способностями. А Киево-Печерский патерик 12 века приводит сведение о монастырской больнице, в которую со всей Руси тянулись и раненные, и больные, и заразные. При Лавре даже были созданы специальные помещения для круглосуточного приема больных. Более того, первую медицинскую этику на Руси создали то же монахи! Печерский патерик приводит первые в истории отечественной медицины этические нормы, которым должен соответствовать врач. Киевская лавра вырастила множество лекарей и не полагала, что это не её дело. Это было продолжением византийских монашеских традиций. «Пречудный лекарь Антоний», знаменитый лаврский врач-монах, обучался медицине в афонских монастырях, а откуда он и пришел в Киев. Хроника упоминает и другого монаха-лекаря, преподобного Алипия, который изобрел специальную мазь и возглавил борьбу с проказой. А ученик Алипия монах Агапит был специалистом по целебным травам и однажды даже вылечил Владимира Мономаха, которому никто не мог помочь. Так что для первых русских монахов слова Максима Шевченко о несовместимости «прививки и монашества» звучали бы абсолютной дикостью. Монахи были весьма умелыми врачами своего времени, развивали фитотерапию, вправляли вывихи, делали кровопускание и даже изобрели аналог современных лечебных банок – используя специальные горшки. В 15 веке Кирилло-Белозерский монастырь был выдающимся медицинским центром на Руси. Основатель этой обители святой Кирилл перевел с греческого языка «комментарий Галена к Гиппократову сборнику» и организовал при обители несколько больниц. А также медицинскую школу, как в Византии при монастыре Пантократор. И кстати святитель Алексей, митрополит Московский и всея Руси, в молодости будучи монахом Кирилло-Белозерского монастыря изучал медицину именно в этой школе. И тоже со странностью бы воспринял слова о монашестве и профилактике как об абсурде. Святой Иосиф Волоцкий, знаменитый святой 16 века также практиковал лечебное дело и лечил иноков своей обители. И примеров таких вот монахов, которые лечили себя, лечили других и давали примеры медицинского контроля – сотни в Византийской и Русской истории. Чего стоит только образ жизни хирурга, монаха и архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, который за свой «Очерк о гнойной хирургии» получил Сталинскую премию, и наверняка тоже удивился бы словам журналиста.

📌 Большую часть русской истории основными силами, которые следили за здоровьем нации, разрабатывали лекарственные средства и давали правильные примеры – были монастыри и монахи! И привившись от коронавируса Святейший Патриарх ничуть не покривил своим монашеством, а ровно наоборот, сделал традиционный и естественный для монаха шаг: озаботился о своем здоровье и другим подал пример. А вот какой пример хотел подать своей репликой в адрес Патриарха журналист Максим Шевченко – это большой вопрос. Но я замечаю, что в последнее время Церковь всё чаще пытаются учить жизни и тому как она должна быть устроена лица, которым сама Церковь, похоже, нужна как топор индейцу. Швырнуть его в сторону своего политического врага или использовал в идеологических целях и всё на этом. Поэтому церковь и научена святыми отцами слушать не глумливые советы века сего, а голос своего соборного разума, свой истории, и своей веры. Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.

Популярное

ЧТО ИЗМЕНИТ ЗАПРЕТ ЧАЙЛДФРИ? / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
RUSSIAN ARK.ПРЯМОЙ РАЗГОВОР С ЗАПАДОМ/«МАМИНО ПИСЬМО» В ВОЛОГДЕ
ЕПИСКОП ПИТИРИМ (ТВОРОГОВ). СТАЛ ВЕРУЮЩИМ ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С КАВКАЗСКИМ СТАРЦЕМ. В ПОИСКАХ БОГА
ТРАМП ПОБЕДИЛ.ЧТО ДАЛЬШЕ?/ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА?/МАТ-АНТИМОЛИТВА/НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО
КАК ОТЕЦ-ОДИНОЧКА НАШЕЛ СВОЕ СЧАСТЬЕ. ИСТОРИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ СЕВОСТЬЯНОВЫХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
К ПРАВОСЛАВИЮ – ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ/ЧУДО В ДИВЕЕВО/В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
МОЖНО ЛИ СЫГРАТЬ МОЛИТВУ? ПАРСУНА КАРЭНА БАДАЛОВА
ФЕЛИКС РАЗУМОВСКИЙ. КТО МЫ? МАРКС ИЛИ ЕВАНГЕЛИЕ? ЗА ЧТО ДАЕТСЯ ПОБЕДА? РУССКИЙ КОВЧЕГ
ВЕЛИКИЕ МУЧЕНИКИ ВЕЛИКОГО ГОНЕНИЯ / СВИДЕТЕЛИ ХРИСТА. МУЧЕНИКИ ПЕРВЫХ ВЕКОВ. 7 СЕРИЯ
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ