Тест на правду
В ПАСХУ НА КЛАДБИЩЕ? НЕ СПЕШИТЕ!
📌 В некоторых регионах России в праздник Пасхи Христовой до сих пор практикуется поход на кладбище. Пасхальные кладбищенские визиты нередко сопровождаются застольем и принесением на могилы куличей и пасок. Между тем, православная церковь резко негативно оценивает данную практику, считая ее неуместной и даже богохульной.
📌 Наши благочестивые предки, — я имею ввиду не тех, кто жил в период развитого социализма, когда всё встало с ног на голову, а тех наших прабабушек и прадедушек, которые застали еще традиционное общество, жизнь дореволюционного уклада, — так вот, для них каждый обычай или традиция имели четкий смысл. Они знали, что и когда они едят, а в какие дни воздерживаются от определенной пищи. Они знали в каком платье куда можно ходить, а где это будет неуместно. И они так же знали, в какие дни следует веселиться и идти к живым, а в какие — скорбеть и вспоминать усопших. И никому в голову бы не пришло в день Воскресения Христа из мертвых идти к мертвецам. Пасха Христова была праздником живых и шли к живым, нарочито, подчеркнуто и сознательно игнорируя кладбища. А вот для того, чтобы в пасхальной молитве почтить усопших — специально был установлен девятый день после Пасхи, который назывался Радоница. Тогда и шли на могилы и несли им радость Пасхи. Все было логично, разумно и богословски оправдано.
📌 Что же произошло с умами наших граждан, которые до сих пор, считая себя верующими, практикуют чуждый православной вере кладбищенский поход на Пасху? А произошла с ними Октябрьская революция, та самая «разруха в головах», как выразился профессор Преображенский, которая всё перевернула с ног на голову, и вместо православной веры и традиции создала обычаи какой-то новой веры и новой религии. И это не метафора.
📌 Для большевиков революция была не просто изменением политического, социального или экономического строя. Для них это был эксперимент по созданию нового человека и новой религии. Певец революции Александр Блок прямо так и выражался: «Большевизм – говорил он, — это не о политике, это о мистике». «Человеческая порода должна быть заменена более совершенной породой существ». Для идеологов большевизма революция происходила не с государством и не в государстве. Тут происходили дела поважнее. На повестке было «изменение вида». «Дальнейшая задача коммунизма – это выпустить улучшенное издание человека», — утверждал уже революционер-практик Троцкий. Вячеслав Иванов поэтому и называл это время «эпохой переплавки». И даже «буревестник революции» Максим Горький питал просто патологический интерес к тем самым местам, где плавили людей по живому… Он постоянно ездил по этим лагерям. Куряжская колония, Беломорканал, Соловки. И в восторге там кричал надзирателям: «Черти драповые, (любимое его выражение), вы даже не понимаете какое дело вы тут делаете. Перековка человека. Перековка человека». Они ощущали себя не просто преобразователями общества, они были настоящими богами, которые создают новых людей, новую религию. Бонч-Бруевич, Троцкий, Бухарин, Сталин – все они прекрасно понимали, что традиционную веру не победить.
📌 Поэтому и решили её возглавить. Святую Троицу заменила троица коммунистическая — Маркс, Энгельс, Ленин. Владимир Ульянов был объявлен «новым Христом». Он также как и Христос был победителем смерти. Помните? «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Место его погребения – та самая Щусевская пирамида — была выполнена в форме настоящего религиозного храма, зиккурата, где лежат «нетленные мощи» нового фараона и им поклоняется вся страна. Кстати, первым эту религиозную параллель заметил еще патриарх Тихон. Когда в мавзолее прорвало канализацию, он как-то сказал: «по мощам и елей». В новой религии была и своя Пасха – весенний праздник Первомай. Вместо крестных ходов – демонстрации. Вместо икон и хоругвей – портреты вождей. Вместо крещения – целая мистерия из посвящений в октябрята, в пионеры, в комсомольцы. Вместо креста – красная звезда. Вместо красного угла с иконами – красные уголки с горнами и головами Ильича. А вместо крестного знамени – пионерский салют, что очень хорошо показано у Эдуарда Багрицкого в «Смерти пионерки». У новой религии был даже свой пантеон святых мучеников, первым из которых был Павлик Морозов – этакий антагонист Авраама, который, в отличие от ветхозаветная героя, приносит в жертву большевикам собственного отца. Вместо Вселенских соборов – Съезды Партии. И даже «Кодекс строителей коммунизма», который наспех состряпали к XXII съезду партии, был полностью основан на Заповедях Моисея, в чем и признавался Бурлацкий, один из авторов. В деле строительства новой религии не было мелочей. Даже христиански пост в среду и пятницу был заменен на особый постный день. В 32-м году Анастас Иванович Микоян вводит «четверг – рыбный день». Помните? Такой мясопустный клин между средой и пятницей. А в 1968 году суммарным тиражам в миллион экземпляров даже выпускается «Настольная книга атеиста», повторяющая идею «Настольной книги священнослужителя». Все свои формы, образы и практики новая религия слизала со старых форматов. В общем-то это даже не была война безбожников с верующими, это было столкновение двух мировых вер: традиционной, православной и новой, коммунистической. Поэтому конкурентов нещадно истребляли, храмы уничтожали, а выживших и уцелевших – изводили и преследовали.
📌 Моя бабушка, например, вспоминала, как в 70-ые годы в Смоленске во время Пасхи на пути к Собору стояли специальные заградотряды из комсомольцев и дружинников. Они вылавливали идущих на службу людей и отвозили их загород. Там им читали нотации и отпускали. Как вы понимаете домой те возвращались пешком и под утро, когда пасхальная служба была уже завершена.
📌 И вот в этих самых условиях, наш терпеливый и находчивый русский народ нашел выход. Если на Пасху в храм ходить небезопасно, то уж посещать кладбища никто не запретит. Советские безбожники были людьми весьма суеверными. На кладбищах всех оставили в покое, и мертвых, и живых. И вот туда на кладбища наши советские бабушки брали с собой свечи, куличи, пасхи, и там, прямо у могил усопших в тишине и покое устаревали себе тихий пасхальный праздник. Кладбище стало вынужденным замещением закрытых или ограниченных для посещения храмов. Погосты были единственным пространством, где советский человек имел легальную возможность вспомнить о вечном и произнести молитву.
📌 Сегодня этот основанный на безбожном прошлом нашей страны обычай традиционным церковным сообществом не принимается. Потому что пасхальное посещение кладбищ по определению лишено смысла. Сегодня на Пасху – каждому есть место в храме, среди живых, а не среди мертвых на кладбище. Так что Церковь и не рекомендует спешить туда раньше времени. А напротив, рекомендует не путать подлинные традиции с изломами советского периода.
Воистину Воскресе Христос!