Исторический разбор с Федором Гайдой

Смотреть на:

ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ

История транспорта в России разделяется на две глобальные эпохи: до и после конца 19 века. Когда на исходе каменного века ушел ледник, появилось огромное количество водоемов — ручьев, рек, озер — водный транспорт стал главным. Россия богата водой, ее реки текут в самых разных направлениях, перемещение, в основном, шло именно по воде. Зимой передвигались тут же, только по льду. 

Но 130 лет назад на первое место по грузообороту вышли железные дороги. Уже тогда Россия стала второй после США по общей протяженности железнодорожного полотна. Когда это началось?

Первые железные дороги появились в Англии в 1820-е гг. Были изобретены железные рельсы. Сперва вагоны перемещались на конной тяге. В 1825 году появился первый паровоз. Первая большая железная дорога (56 км), связавшая Ливерпуль и Манчестер, была запущена в 1830 году. Через 10 лет общая протяженность железных дорог Британии составила более 2000 км. Параллельно стало развиваться железнодорожное сообщение в США. 

В континентальной Европе первые железные дороги были открыты в 1835 году. За год до этого в России уже была открыта первая заводская железная дорога — в Нижнем Тагиле. В январе 1835 года австрийский инженер Франц фон Герстнер представил на имя императора Николая I записку с предложением начать в России масштабное железнодорожное строительство. Именно в России с ее пространствами и логистическими проблемами железные дороги, по утверждению Герстнера, были особенно необходимы. 

Был образован комитет по строительству, который после изучения европейских железных дорог пришел к выводу об их пользе и возможности строительства в России. По природным обстоятельствам увеличили ширину колеи до 6 футов (1829 мм). Стоит отметить, что тогда никакой стандартной колеи в мире и не было. Главной проблемой строительства была его дороговизна. В результате было решено начать эксперимент на частные средства. Строительство финансировала акционерная компания, хотя ее основным акционером был чиновник министерства финансов граф Алексей Бобринский. 

Внук Екатерины II, имевший блестящее образование, Бобринский был настоящим энтузиастом научного и технического прогресса. Он основал в России свеклосахарную промышленность, многое сделал для каменноугольной, он же стал наиболее рьяным в России сторонником железнодорожного строительства. За полгода Бобринский собрал 3 млн рублей, необходимые для проекта. 

15 апреля 1836 года вышел императорский указ о сооружении Царскосельской железной дороги. 13 мая 1836 года началось строительство. На нем было задействовано 17 инженеров и более 3000 рабочих. Через полгода на участке между Павловском и Царским Селом был испытан построенный в Англии и доставленный в Россию паровоз. Он получил название «Слон». На испытаниях присутствовал Николай I, царская семья и многочисленные зрители. Желающих возили бесплатно, в них недостатка не было и в вагоны набивалось по 50 человек.

 Вскоре будет написан романс Глинки «Попутная песня». Слова к нему сочинил Нестор Кукольник: 

Дым столбом, кипит, дымится пароход.

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

Православный веселится наш народ,

И быстрее, шибче воли

Поезд мчится в чистом поле.

Первоначально паровоз тоже именовали пароходом. 

Официальное открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Она была однопутной. Первый поезд, включавший 8 вагонов, повел инженер Герстнер. В составе присутствовал сам царь. 25 км проехали за 35 минут. Впоследствии средняя скорость движения на дороге составляла 32 км/час.

В 1848 году была открыта Варшаво-Венская железная дорога, в 1851 году — двухпутная Николаевская железная дорога, связавшая Петербург с Москвой. Тут уже колею уменьшили до 5 футов — как у большинства американских дорог. На то время это был один из наиболее амбициозных железнодорожных проектов в мире. А вскоре в России начался настоящий железнодорожный бум.

 

Популярное

ХУЛА. ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ
ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ: МОЛИТВА САТАНЕ / СПАС-СТРИМ
ОБИТЕЛЬ СТАРЦА ЗОСИМЫ (СОКУРА)/ЖИЗНЬ И ДУХОВНЫЕ ПОДВИГИ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ/РУССКИЙ МИР ДОСТОЕВСКОГО
ЗЕЛЕНСКИЙ ПРОТИВ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ/ЧУДЕСА СВЯТОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ
«ХУЛА». СПАС РАССКАЖЕТ ПРАВДУ О РУССКОМ МАТЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ/УЖЕСТОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ/КОМУ НЕЖЕН «ЦИФРОВОЙ РАЙ»?
«Я НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ, РЕБЕНОК МНЕ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ОТЕЦ. МОЛИТВА ЗА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
МНОГАЯ ЛЕТА, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО
С ПЕРВОГО КЛАССА ВМЕСТЕ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЛУЦКИХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ