Исторический разбор с Федором Гайдой
СВЕРЖЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
Лжедмитрий I — очень значительная личность русской истории. Он открывает огромную эпоху, связанную с феноменом самозванчества. Оно, конечно, не было сугубо отечественным явлением. Самозванцы были и в древнем мире, и в средневековой Европе. Обычно они выдавали себя за тех или иных правителей или законных наследников.
В России условия для этого возникли тогда, когда сложилась мощная государственная власть, которая затем претерпела свой первый серьезный кризис. Прервалась династия московских Рюриковичей — 300-летний дом Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиты. И совпало это с нарастанием социального и экономического кризиса.
В сознании людей того времени благополучие и преуспевание было связано с крепкой царской властью. И властью законной, наследственной, исторически сложившейся. Именно она воспринималась как власть богоустановленная. Такой власти прощалось многое. Ивана Грозного готовы были терпеть даже в условиях опричнины или военных неудач. Борису Годунову — царю не наследственному, а добившемуся власти — не прощали и малой толики подобных вещей.
В таких обстоятельствах и появился первый самозванец. Это был Григорий Отрепьев — дворянин из обедневшего рода литовского происхождения. Отрепьев был связан с боярами Романовыми, но при Годунове они попали в опалу. Опасаясь преследований, Григорий постригся в монахи, но благодаря дворянскому происхождению, образованию и личным качествам попал в кремлевский Чудов монастырь. Там он дослужился до писца в Боярской думе. Судя по всему, там ему и могло прийти в голову выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и побороться за власть.
Отрепьев бежал в Польшу. Там он оказался в нужное время в нужном месте. В конечном счете, в его победе оказались заинтересованы слишком многие: и польская шляхта, и король Сигизмунд III, и католический Рим, и многочисленные недовольные в самой России: боярство, дворянство, посадские люди, казачество. Другое дело, что все они хотели от победы Самозванца совершенного разных вещей, зачастую прямо противоположных.
Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал папе присоединить Россию к латинской вере. Королю предлагался союз против Швеции, шляхте — земли и богатство, но все это надо было отнять у русских. Простой народ надеялся на налоговые послабления и отмену сыска беглых, а дворянам и боярам нужно было закрепить крепостное право. Отрепьеву сложнее было удержаться у власти, чем захватить ее. Не проправил он и года.
Но захватывал-то он ее не для других, а для себя. Лжедмитрий был человек страстный. Он хотел заключить брак с польской аристократкой Мариной Мнишек и обессмертить свое имя освобождением Константинополя. Отрепьев правил энергично, решал вопросы в Думе, общался с народом. Юг страны, первым поддержавший Самозванца, был освобожден от налогов на 10 лет. Но казну надо было пополнять. Серьезным бременем стали и военные приготовления. Всё это привело к возмущению на севере.
Основной опорой нового царя стали его польские соратники. При этом с уступками Ватикану и Варшаве Самозванец явно тянул. Это вскоре вызвало их разочарование. Недовольство было и у русских, большинство их не получило того, чего ожидало. Демонстративное нецарское поведение Отрепьева тоже не нравилось. Апофеозом стала свадьба с Мариной, которая в православие так и не перешла. Поляки отгуляли на свадьбе в свое удовольствие. Пьяный загул перешел в грабеж русского населения. А через неделю, 27 мая, произошло восстание.
Московским боярам Лжедмитрий выгоден был как враг Годунова. Сразу после вступления Самозванца в Москву против него начал составляться заговор. Во главе его стояли бояре Шуйские — главные на тот момент противники Годунова, а теперь — противники Лжедмитрия. Только вот успешным заговор стал лишь благодаря Самозванцу — он сам обеспечил свое свержение.
Есть черты в облике Лжедмитрия, которые роднят его с некоторыми будущими российскими правителями. В частности, с Петром. Самозванец даже называл себя «инператором». Вот только Петр не приходил к власти на польских штыках и не обещал иностранным правителям поживиться за счет России. Петр заимствовал иностранное в той степени, в какой оно, по его мнению, усиливало саму Россию.
Мы говорим о Боге, Евангелии и Православии. Если вам близко наше дело, Поддержите СПАС: https://help.spastv.ru