Тест на правду

Смотреть на:

РАСКОЛ ИЛИ СПАСЕНИЕ ОТ ГОНЕНИЙ?!  СКАНДАЛЬНЫЙ «СОБОР» УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ

📌 27 мая официальные органы Украинской Православной Церкви объявили о внесении некоторых изменений в Устав, направленных на большее размежевание с Русской Православной Церковью. Ряд епархий УПЦ не согласились с подобной тенденцией, восприняв данные инициативы как антиканонические и усмотрев в них давление украинских спецслужб. 

📌 Как только не называли это собрание епископов, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви 27 мая. Те, кто мечтал о разрыве отношений между Украиной и Россией именовали это чуть ли ни Поместным собором, так как это высочайший орган церковной власти. И если Поместный собор собирается и принимает какие-то решения – то его голос, это голос всей Церкви. Однако в данном собрании 27 мая не приняли участие или выразили свое несогласие с ним более 20 епархий УПЦ, на территории которых, — так-то на минуточку, — проживает большинство верующих Украинской Православной Церкви. Так что Поместным собором это никак не назовешь. Кроме того, организация Поместного собора – это четкая каноническая процедура. Есть уставные нормы о том, кто его собирает, как и через какие механизмы. И в данном случае все они так же не были соблюдены — от слова совсем. Именно поэтому собрание некоторых епископов, духовенства и мирян в Киеве 27 мая само по себе вызвало неоднозначную реакцию внутри Украинской Церкви, не говоря уже о реакции на те декларации, что это собрание предлагало. А предлагало оно разное. С одной стороны, были решения, которые ряд епархий сразу отвергли как политически мотивированные. А с другой стороны, на этом собрании была предложена дельная и адекватная организация церковной жизни в условия военной операции. 

📌 Среди решений так называемого Собора УПЦ от 27 мая обращает на себя внимание седьмой пункт, в котором говорится: «На период военного положения, когда связи между епархиями и церковным руководящим центром затруднены или отсутствуют, Собор считает целесообразным предоставить епархиальным архиереям право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции Священного Синода или предстоятеля Украинской Православной Церкви, с последующим, при восстановлении возможности, информированием священноначалия.

📌 В переводе на общегражданский язык, это означает следующее: На дворе тяжелый военный конфликт. Единая Церковь находится по его обе стороны. Соответственно, на руководящий церковный центр может оказывать давление одна из сторон противостояния. Во избежание завуалированных политических вердиктов, принятых под давлением, церковный центр позволяет епархиям, находящимся в иной политической реалии самостоятельно принимать решения, уровень которых равнозначен уровню Синодальных постановлений или благословению самого Предстоятеля Украинской Православной Церкви. 

📌 А что это за решения такого высокого уровня? Ну это явно не вопросы в какой цвет покрасить купол кафедрального собора или кого направить в составе официальной делегации на межцерковную ассамблею. Вопросы синодального или предстоятельского уровня, это, прежде всего, вопросы канонического устройства, епархиальных границ и иерархического подчинения. И это, в самом деле, очень мудрый и своевременный пункт, принятый собранием в Киеве. Вполне допускаю, что все остальные пункты были лишь завесой для этой канонической инициативы. Этот седьмой пункт является прямым повторением того опыта Церкви, что она имела буквально в прошлом веке. Вспомним святителя Никола Японского и русско-японскую войну. Как тяжело ему было находиться над схваткой, как непросто он переживал прекращение переписки с церковным центром, как нелегко ему давалось, с одной стороны, благословлять тех японцев, как он писал, «кому придется идти в сражения», и с другой стороны — окормлять лагеря русских военнопленных. Этот конфликт внес коррективы в жизнь Японской Церкви, но сохранили её в каноническом благодатном пространстве. И в конце 1905 года император Николай Второй уже писал Николаю Японскому: «Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной вашими трудами церкви». Какие мощные, пульсирующие, написанные кровью и потом слова: «выдержать огненное испытание брани и удержать мир, веру и молитву». Вот задача любого Церковного руководства на все века, завещанная нам святыми. Именно этим принципом руководствовался и святитель Тихон в 1920 году. Во время гражданской войны, когда епархии единой Церкви были по обе стороны фронта, он, видя трудности коммуникаций и испытывая на себе давление одной из сторон гражданского конфликта, издал Постановление Патриарха и Синода № 362. Второй пункт этого исторического Постановления 1920 года – это почти точная копия решения Украинского собора 2022 года. «В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлениям… епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти». То есть, святитель Тихон передал епархиальным архиереям права и полномочия Синода и Предстоятеля Церкви. Подобные нормы использовались и во время Великой Отечественной войны, и в том числе на церковной территории нынешней Украины. В общем, совершенно не удивительно, что именно этим историческим правом, тем более заявленным от имени Собора УПЦ, и воспользовались те епархии, которые увидели в Киевском соборе сложный политический гамбит.

📌 В ответ на решение так называемого Киевского собора отмежеваться от Русской Православной Церкви, целый ряд митрополий и епархий Украинской Православной Церкви выразили свой протест. В предложенных Киевом решениях они увидели действия далекие от церковной целесообразности, политическую пропаганду, а также давление на руководство Церкви. Первой выступила Донецкая епархия, которая на официальном сайте заявила, что решения собора УПЦ её не коснутся. Недоверие Собору высказала епархия Горловская и Славянская. Отдаляться от Русской Церкви отказалась Новокаховская епархия. С резким осуждением выступила епархия Ровенковская. Запорожская митрополия призвала не обольщаться решениями собора. А Крымские епархии УПЦ в полном составе обратились к Святейшему Патриарху и Синоду Русской Церкви с просьбой о непосредственном каноническом и административном подчинении. 

📌 7 июня 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об образовании на территории Крыма митрополии и о принятии её в своё непосредственное подчинение. И вот что любопытно. В решении Синода цитируется именно этот седьмой пункт Киевского собора. И обоснования приводятся историко-канонические, которые, как мы уже видели ранее, имели место: «Исходя из необходимости сохранения действенной канонической и административной связи с центральной церковной властью». 

📌 То есть, понимаете, что стоит за этим решением Синода? За ним стоит четкое соблюдение канонических церковных норм. Если на расширенном заседании Киевского синода 27 мая, — а по всем внешним признакам это ближе именно к расширенному заседанию Синода, а не к Собору, — так вот, если на заседание этого Собора-Синода, не важно, приняли постановление, которое позволяет епархиальным архиереям в экстренных случаях принимать решения Синодального уровня, то этой задекларированной нотой воспользовались Крымские епархии и на неё же отозвался Синод Русской Церкви. Закон на закон. Каноническое решение на каноническое решение. Тут нет никаких отчуждений, отъятий, захвата, никаких спецопераций, и уж тем более раскола. Так же как нет в этом решении никакой сенсации, как бы некоторые журналисты не пытались её создать. Крымские епархии и до 7 июня 2022 года имели своего Великого Господина и Отца в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Они были частью Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Просто сейчас, в очень тяжелый исторический момент, блаженнейший митрополит Онуфрий благословил этим епархиям сохранить независимость от тех политических кукловодов, которые мучают многострадальную святую Украинскую Церковь. А Синод Русской Церкви, как бы сказали спортивные комментаторы, принял этот пасс, и выступил гарантом этой церковной независимости в соответствии со своим историческим опытом и каноническими нормами. Так уже было и при святители Николае Японском, и при святители Тихоне, и во время тяжёлых лет Великой Отечественной Войны. Так происходит и в наши дни. 

📌 Как-то английский теолог Джон Коттон в 17 веке писал: «Когда светские правители захватывают Церковь за рога, она нередко превращается в монстра». Сегодняшние манёвры священноначалия Украинской Православной Церкви, манёвры, осуществляемые в бушующем море, посреди плывучих мин — это действия, направленные на то, чтобы у Церкви не было ни рог, ни тех, кто ими верховодит. Конечно, кому-то может показаться, что эти манёвры могут привести к расколу. Но ведь они же могут и уберечь от него. И надежда на чудо есть. А где же еще происходить чудесам Христовым как не в Его Церкви? 

📌 Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.

Популярное

КРЕСТ ПОД ЗАПРЕТОМ. ПОЧЕМУ ТРЕНЕР-ПРАВОСЛАВНЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ ЗАПРЕТИЛА ПЕРЕКРЕСТИТЬСЯ СПОРТСМЕНУ? / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
«МОЖНО ЛИ РОЖАТЬ ПОСЛЕ 40 ЛЕТ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
КТО ЛОББИРУЕТ БЕСКОНТРОЛЬНУЮ МИГРАЦИЮ?/РЕГИОНЫ РОССИИ НАЧИНАЮТ БИТВУ ЗА ЖИЗНЬ НЕРОЖДЕННЫХ
«ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ – ЭТО ВОПЛОЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ». ПАРСУНА ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ЯКОВЛЕВА
ЧАРЛЬЗ БАУСМАН. АМЕРИКА ПЕРЕД КАТАСТРОФОЙ. ПРАВДА О РОССИИ. КТО ПОБЕЖДАЕТ? РУССКИЙ КОВЧЕГ
«ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ». «СЛЕДЫ ИМПЕРИИ» С АРКАДИЕМ МАМОНТОВЫМ
ЗАПРЕТ КУЛЬТА «ЧАЙЛДФРИ». ПОЧЕМУ НЕДРУГИ РОССИИ НАБРОСИЛИСЬ НА МОНАШЕСТВО? ТЕСТ НА ПРАВДУ
ХУЛА. ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ
ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ: МОЛИТВА САТАНЕ / СПАС-СТРИМ
ОБИТЕЛЬ СТАРЦА ЗОСИМЫ (СОКУРА)/ЖИЗНЬ И ДУХОВНЫЕ ПОДВИГИ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ/РУССКИЙ МИР ДОСТОЕВСКОГО