Тест на правду
КРИТИКИ ЦЕРКВИ: «ЭТО НЕ ТА ЦЕРКОВЬ, В КОТОРУЮ Я ПРИШЕЛ»! А КАКОЙ БЫЛА «ТА»?
📌 В последнее время в Интернете популярны сетования о том, что Церковь, мол, не та. «Это не та Церковь, в которую я пришел», — признается клирик, отправленный в запрет за нравственные преступления. «Это не та Церковь, в которую я пришел», — жалуется бывший иеромонах, извергнутый из сана за политиканство. «Это не та Церковь, в которую я пришел», — пишет в «Исповеди анонимного священника» какой-то злобный автор. И даже бывший миссионер Андрей Кураев не преминул пнуть этот мяч со словами: «Когда я пришел в Церковь, она была другая».
📌 Сегодня, когда идет Специальная военная операция, когда «иноплеменные языки, брани хотящие и на Святую Русь ополчающиеся» стравливают православные народы, когда самые могущественные мировые силы раздирают канонические церковные структуры, когда против верных чад Церкви направлены целые дивизии фейкомётчиков и интриганов, данная фраза — «это не та Церковь» — становится уже не просто интеллектуальной глупостью, но хорошо продуманной, раскрученной манипуляцией. Ею всё чаще пользуются, чтобы внушить толпе одну единственную идею: сейчас, дескать, такая ситуация в Русской Православной Церкви, что всё, ради чего её можно было любить, в ней пребывать и с нею себя ассоциировать — улетучилось. Под этот шумок Русскую Православную Церковь пытаются дискредитировать в Прибалтике, на Украине и даже в Европарламенте. Не та Церковь, и всё тут! И Патриарх говорит не то, и епископы не те, и священники изменились.
📌 Давайте же разберемся, что не «так» с Церковью и кто в ней не «тот»?
📌 В поисках ответа на этот вопрос я пойду простым и естественным путем – обращусь к церковной истории. Какой была Церковь в прошлом, происходило ли с ней нечто сопоставимое с масштабами нынешней истории, было ли вообще какое-то такое «золотое время», когда она была «та», а главное, как себя вели люди Церкви, когда вокруг что-то менялось?
📌 Итак, открываем Новый Завет.
Двенадцать первых учеников Христа. Не такое уж великое число, не миллионы, как сейчас. Но среди них — один предатель, один по малодушию отрекся, и практически все разбежались, когда наступили тяжелые дни. И что? Сказал ли Спаситель хоть слово про то, что это не та Церковь, о которой Он мечтал, не те апостолы, проект закрыть, создаем новый? Вовсе нет. «Не бойся малое стадо… Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь», вот что Он сказал.
📌 Я вполне допускаю, что те люди, которые триумфально ликовали, когда Господь входил в Иерусалим, думали уже совсем иначе на Голгофе. Через пять дней они уже стояли с кислыми лицами и наверняка впервые в истории говорили: «это не то, о чем мы мечтали, не то собрание, в котором хотелось пребывать». А что мы видим на страницах апостольских посланий? Здесь можно найти десятки примеров из жизни первых христианских общин, которые бы позволили и апостолу Петру, и Павлу, и иным заявить: «это не та Церковь, в которую мы пришли». Книга Откровения почти с первых глав начинается с проблем. «Ты оставил первую любовь свою», а «ты больше мертв, чем жив», а «ты думаешь, что богат, но ты несчастен». Вот что находит Ангел в историческом бытии первых малоазийских церквей. Только две из семи оказались вне упрека! Две из семи! В первом же веке! И что? Автор Апокалипсиса хлопает дверью, брезгливо уходит, говорит «церковь нынче не та»? Нет! Для всех апостолов Церковь, которая проходит через исторические сложности, остается «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного…свята и непорочна» (Еф. 5:27).
📌 Может быть, в Церкви и иерархии разочаровывались отцы и учителя периода гонений? Ведь начались серьезные проблемы. Были стойкие и мужественные люди, мученики. Но были ведь и первые компромиссы, даже предательства. И что? Как реагировало на это церковное сознание? «Пока мы в настоящем веке… и добрые и злые находятся вместе», — прозвучал спокойный и взвешенный ответ Оригена Александрийского. Святитель Киприан Карфагенский даже к падшим, даже к тем, кто не выдержал гонений, отрекся, пошел на сговор с властями относился с необычайным милосердием и рассудительностью. А надо сказать, что большего критика церковной иерархии, чем святитель Киприан в 3 веке не сыскать. Но именно он стал самым ярким поборником церковного иерархического устройства, именно он учил о верности канонической церкви несмотря ни на что. Недаром на Вселенских соборах его прозывали «отцом иерархии». Потому что человеческое – быстро проходит, а Божественное — «врата ада не одолеют», не то что какие-то там интриги раскольников, ошибки иерархов или козни врагов.
📌 А что, разве не такой же тяжелой и кризисной была эпоха Вселенских соборов, когда Церковь разрывали на Восток и Запад, между имперцами и варварами, между представителями различных культур, национальностей и политических кругов? Константин Великий, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Максим Исповедник, святитель Фотий Константинопольский или преподобный Феодор Студит разве жили во времена более легкие и менее политизированные, чем наш век?
📌 Может быть, наши славянские предки жили в «золотые времена», когда и в обществе, и в государстве, и в Церкви были порядок? Князь Владимир, святые Борис и Глеб, Александр Невский, патриарх Ермоген, император страстотерпец Николай, святитель Тихон (Белавин) оказывались на таких сложных исторических перекрестках и перед такими внутренними вопросами и искушениями, что нам и не снилось. Но и они, сталкиваясь с политическими кризисами, с церковными неустройствами и человеческой немощью не кричали со всех кафедр: «это не та Церковь, в которую мы пришли». Они знали, что это именно «она», именно «та» — Святая, Соборная и Апостольская!
📌 А знаете почему? Потому что они были людьми Церкви, а не политиканами или легко манипулируемыми игрушками в чьих-то руках. Они любили именно Церковь Христову, а не чьи-то фантазии о ней. Ведь о Церкви можно фантазировать что угодно. Что она карьерный трамплин, политическая сила, национальное достояние, клуб по интересам … И как только она перестает соответствовать чьим-то политическим, культурным, миссионерским или национальным вкусам – всё! Естественно, она уже не та для них.
📌 Но вот тут-то и возникает вопрос: учитывая историю Церкви, учитывая через что она прошла, в каких кризисах, переломах, революциях и разочарованиях она побывала — что в ней такого особенного происходит именно сейчас, чего не было бы в веках и что заставляет произносить над ней такие суровые приговоры? Ведь один наш соотечественник, который любит писать из Америки на церковные темы, договорился до того, что призывает демонтировать всю Русскую Церковь как несостоявшуюся…
📌 Я понимаю, что чья-то политическая позиция не совпала с пастырской позицией Патриарха. Понимаю, что кто-то думает, что его боль единственная и уникальная, а другой не существует. Понимаю, что чьи-то мозги уже просто плавятся от антицерковной пропаганды. Даже понимаю, что ищущий повод к расколу всегда его найдет. Но вот позиция — «это не та Церковь, в которую я пришёл…» — кажется мне либо маргинальной, либо манипулятивной.
📌 Авторы этих слов, скорее всего, вообще никуда не ходили, всё время пребывая в мире собственных фантазий, своего церковного наивного детства. Это не Церковь не та, это ты, дружочек, не тот. Повзрослей! Стань ответственнее! Изучи историю вопроса! И перестань ныть! Были в истории времена и посложней, и посуровей, но и тогда оставались люди, сохраняющие верность каноническому строю Церкви. Потому что любили они прежде всего её, а не себя в ней. И наблюдали прежде всего за собой, за тем, как они становятся в ней уже не теми. За Церковь же переживать не надо. За нее надо держаться.
📌 Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.