Тест на правду
«УПЦ РАСПЛАЧИВАЕТСЯ ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПАТРИАРХА!» ТАК ИЛИ НЕТ?
Режим Зеленского продолжает гонения на Украинскую Православную Церковь. В последнее время волна насилия с новой силой захлестнула приходы канонической структуры. Верующих травят слезоточивым газом, духовенству скручивают руки во время совершения таинств, членов УПЦ жестоко выгоняют из принадлежащих им храмов. Министерство культуры Украины предписало братии Киево-Печерской лавры освободить обитель. Вокруг монастыря происходят многочисленные провокации националистов и язычников. При этом президент Зеленский отказался принять членов Священного Синода УПЦ, объявив, что в его графике такой встречи не намечено. Глядя на все происходящее многие неравнодушные граждане всё чаще задаются вопросом о причинах данных событий, ища ответ в ошибках, допущенных самой иерархией Украинской Православной Церкви.
Речь идет вот о чем. В позиции Украинской Православной Церкви в нынешнем её стоянии за Истину есть ряд слабых мест. Я сейчас говорю исключительно с точки зрения информационной повестки. Ведь, вот какое дело получается. Главное преимущество УПЦ перед всеми иными религиозными организациями Украины было и остается в том, что она является единственной Церковью, в полном и общепризнанном смысле этого слова. Униаты или католики – не в счет. Филаретовский Киевский патриархат с первого дня образования никем не признается. И даже политическая секта под названием ПЦУ — при беспрецедентном давлении со стороны Киева и американском лоббировании — по-прежнему получает «чумные метки» от мирового православия. Вот на днях, например, Македонская Православная Церковь отказалась иметь какое-либо литургическое общение с этой религиозной авантюристкой Киевского режима, то есть, с ПЦУ. И только одна единственная Украинская Православная Церковь признавалась и признается как единственная благодатная каноническая структура на Украине со стороны всего мирового Православия. Даже такой активный участник нынешнего процесса гонений на УПЦ как Патриарх Варфоломей 30 лет к ряду признавался ей в любви и верности, называя ее Предстоятеля «возлюбленным братом». Так что главная, основная и единственная сила Украинской Православной Церкви была и остается в том, что она является Церковью канонической, соблюдающей благодатное устройство своей внутренней и внешней жизни. И именно в эту крепкую ногу пришелся первый выстрел.
27 мая 2022 года в Киеве прошел Собор Украинской Православной Церкви, который в прессе назвали по месту его проведения «Феофанией». Согласно официальным сводкам, в ходе Собора руководство УПЦ изменило Устав об управлении, объявило о разрыве с Московским Патриархатом, и заявило о возобновлении самостоятельного варения Святого Мира в Киеве. Кроме того, в Феофании была одобрена практика отказа поминать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за Литургией и объявлено о полной самостоятельности Украинской Православной Церкви. Однако с точки зрения канонического права и Устава УПЦ, принятого всей полнотой этой Церкви в 1992 году, подобные решения не являются предметом компетенции одних членов Украинского Синода. Они могут быть рассмотрены только на уровне Поместного собора — то есть собрания всей Русской Церкви. В то время как Феофания по своему каноническому статусу и кворуму больше напоминала совещание некоторых иерархов УПЦ.
Именно Феофания и стала первым серьезным риском для безупречной канонической репутации УПЦ. Это понимали не только в России, но и на Украине. Сразу вслед за собором последовал целый ряд очень странных, я бы даже сказал, нелепых комментариев. Спикеры Феофании всё время выдумывали какие-то «турусы на колёсах», договаривались даже до какое-то, как они ее называли, «технической автокефалии», явно путая футбол и экклесиологию. За всей этой хаотичной и местами даже забавной попыткой «натянуть ежа на глобус» виделась слабая вера самих адептов Феофании в то, что они двигаются правильным путем. И эта фривольность тут же выпустила всех чертей из табакерки. По епархиям УПЦ прокатилась откровенная махновщина. То тут, то там какие-то лишенные мирного духа священники стали призывать то к свержению канонической власти, то к переходу в раскольники, то к суду над предстоятелем УПЦ, то к отъему её имущества. Началась какая-то подлинная булгаковщина. Помните, в «Мастере и Маргарите» в сцене последнего ночного полета лунный свет по-особому ложился на лица персонажей, и они проявляли свою подлинную бесовскую сущность. «В бешеном свете луны черты Воланда и всей его шайки теперь лишь точнее и откровеннее проступили». Вот и тут так же. Феофания как бешенная луна явила целый парад уродливых суверенов и канонический порядок в Церкви сорвало как вентиль с крана. А сегодня, когда уже всем стало ясно, что «шановний пане Президенте» чихал на потуги Феофании, что отдан приказ на безоговорочное уничтожение канонической церкви Украины, всё больше и больше людей пытаются найти вину среди самих пострадавших. Вспоминают и этот странный Собор, и бодрые рапорта о не поминовении Патриарха, которыми епархии УПЦ словно отчитывались перед властями, вспоминают и грубые высказывания некоторых официальных лиц в адрес единства двух народов или единства Церкви. Вспоминают и многое иное, что наговорили, напринимали и напридумывали спикеры УПЦ в надежде договориться с режимом Зеленского. И на этом фоне главный медийный вопрос, который они задают – это вопрос о тех. кто мостил эту дорогу в нынешний ад. И я прекрасно понимаю эмоции тех, кто видит во всем происходящем историческую расплату, я даже понимаю, что некоторые из них имеют сугубо личное выстраданное право так думать. Но вот вспоминая церковную историю, вспоминая то, с чем ей приходилось сталкиваться в Византийскую эпоху, а это и есть, как раз то, что мы и показали в 22 сериях проекта «Византия. Жизнь после смерти»; так вот, вспоминая как Церкви было непросто оставаться прямой и ровной в халкидонских баталиях, в монофилитских компромиссах, во взаимоотношениях с латинянами или османами, от которых зависела судьба православных людей, вспоминая как выдающиеся церковные иерархи или даже канонизированные святые вынуждены были, как говорят хирурги, «резать по живому», вспоминая особенно тяжелейший крест, выпавший на долю нашего Святейшего Патриарха Сергия, которого одни клянут, а другие учатся у него служению Церкви, я думаю, что правильный медийный ответ на то, через что проходит сейчас иерархия, духовенство и верующие Украинской Православной Церкви был бы такой: ЭТА ТЕМА НЕДОСТОЙНА НЕ ТОЛЬКО ОСУЖДЕНИЯ, НО ДАЖЕ И СУЖДЕНИЯ. Потому что мы не знаем до конца что там происходит. У нас нет окончательной достоверной информации. И вместе с этим, на Украине по церковной повестке работают огромные информационные фабрики по производству дезинформации фейков и созданию ложных следов. Именно поэтому, на мой взгляд, столь сдержанны и даже в чем-то деликатны заявления Священного Синода Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха по поводу всего происходящего в УПЦ. Это ничто иное, как озабоченность с огромной долей сопереживания и понимания. Так что судить сейчас каких-то отдельных иерархов или прихожан Украинской Православной Церкви — по крайне мере судить каким-то безапелляционным судом, проговаривая свои эмоции как Высшую Истину – это, на мой взгляд, проявлять несдержанность и самовыражаться на чужом горе.
Мне кажется более уместной и рассудительной мысль, которую высказал один мудрый архиерей, имя которого мы до поры сокроем: «Все эти события будут судиться с большого расстояния. А с нынешнего — о них можно только сожалеть». Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.