Исторический разбор с Федором Гайдой

Смотреть на:

ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОСТОЕВСКОГО

📖❓В письме брату 18-летний Федор Достоевский писал: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. В чем же заключалась для Достоевского эта тайна?

📖❓С 30-40-х годов XIX века понятие “личность” становится одним из основополагающих в философии и публицистике. Связано это было, в первую очередь, с распространением идей немецкой философии. “Личность” в ней связывалась с самосознанием, способностью человека посмотреть на себя сверху, как бы глазами божества. В России начались не только споры о личности. Само это модное слово стало и объектом иронии. Критик Аполлон Григорьев уже тогда писал: “Акакий Акакиевич гоголевской “Шинели” сделался родоначальником многого множества микроскопических личностей”.

📖❓Однако уже тогда в славянофильской среде, близкой к православному богословию, “личность” стали понимать как “цельное бытие” человека, иерархию духа, души и тела, единство которой обеспечивал дух. Подчинение себя телу означало деградацию личности. Близкое по смыслу понимание человеческой личности появилось позднее и у Достоевского.

📖❓В творчестве Достоевского слово “личность” предстает во всех многочисленных тогдаших значениях. Например, в значении “оскорбление”. В повести “Двойник” один герой говорил другому: “Личности в хорошем обществе не совсем позволительны-с; … Я, сударь мой, например, себе дерзостей говорить не позволю”. “Личностью” мог быть какой-то непривлекательный “субъект”: “Один, какая-то невзрачная личность в засаленном сюртуке, упал со стула, как только сел за стол, и так и оставался до самого окончания ужина”.   

📖❓Однако термин “личность” оказался принципиально важен для раскрытия основной проблемы человека. Для Достоевского единственной живительной силой, которая была способна по-настоящему раскрыть и сохранить личность, была любовь. В “Зимних записках о летних впечатлениях” присутствует рассуждение, ставшее позднее центральным в философии Достоевского: “Западный человек толкует о братстве как о великой движущей силе человечества и не догадывается, что негде взять братства, коли его нет в действительности. … А в природе французской, да и вообще западной, его в наличности не оказалось, а оказалось начало личное, начало особняка, усиленного самосохранения, самопромышления, самоопределения в своем собственном Я”. Тут можно увидеть резко отрицательное отношение к личности.

📖❓Но Достоевский продолжал: “Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности”. Человек говорил: “”Это высшее счастье мое – вам всем пожертвовать и чтоб вам за это не было никакого ущерба. Уничтожусь, сольюсь с полным безразличием, только бы ваше-то братство процветало и осталось”. А братство, напротив, должно сказать: “Ты слишком много даешь нам. То, что ты даешь нам, мы не вправе не принять от тебя, ибо ты сам говоришь, что в этом все твое счастье; но что же делать, когда у нас беспрестанно болит сердце и за твое счастие. Возьми же всё и от нас”.  

📖❓Вскоре Достоевский напишет: “После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того, … чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, отдать его целиком и каждому безраздельно и беззаветно. … Это-то и есть рай Христов. Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление к этой цели”. Именно таким образом во Христе возрождалась личность как “цельное бытие”. Так раскрывалась тайна человека.

📖❓Вот такие дела. До новых встреч.

Популярное

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ЗАГАДКА АРАРАТА. ТРЕТЬЯ СЕРИЯ
«МНЕ 73 ГОДА, ОСТАЛАСЬ ОДНА. НЕ УБИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
КАК НЕ СТАТЬ ИУДОЙ СЕГОДНЯ?/ИНОСТРАНЦЫ ГОТОВЯТСЯ К РУССКОЙ ПАСХЕ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА/СБУ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ/КАК КРЫМ СТАЛ РУССКИМ/ПАВЕЛ АСТАХОВ.В ПОИСКАХ КОВЧЕГА НОЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ. ВТОРАЯ СЕРИЯ
ТРАДИЦИИ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ/ИВАН ИЛЬИН – ПЕВЕЦ РУССКОГО НАРОДА/СМЕРТЬ. МИФЫ И СУЕВЕРИЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ПРАОТЕЦ. ПЕРВАЯ СЕРИЯ
«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ВЕЛ ЛЮДЕЙ В ХРАМ» – ИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ЛОСЕВ О СПАСЕНИИ ВО ВРЕМЯ ТЕРАКТА / «АВТОМОБИЛЬ ДВАЖДЫ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ ПОСЛЕ УДАРА» – СВЯЩЕННИК ЧУДОМ ВЫЖИЛ В СТРАШНОМ ДТП / ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
ПЕРЕКРЕСТИТЬ РОССИЮ
ОТЕЦ СТЕФАН ДОМУСЧИ: ГОЛГОФА СВЯЩЕННИКА И ХУДОЖНИКА. В ПОИСКАХ БОГА