Вера и магия
ДОМОВОЙ — КТО ОН ТАКОЙ?
Сегодня у нас необычная тема. Поговорим о домовых. В языческой мифологии считалось, что домовой – это домашний дух, покровитель и даже как бы хозяин дома, только невидимый. Его ласково называли «сусе́дко», «брата́нушко». Чуть что, пытались задобрить, чтобы не слишком шалил – предлагали миску с молоком, ставили тарелку с угощением. Еще его называли «запе́чник», «подпе́чник» – считалось, что он прячется где-то у печки. По месту нахождения еще называли: «подпо́льник», «голбе́шник». А иногда называли более откровенно: «обидчик дома» или «не́жить». Нежить – нечистый дух, призрак, который не дает тебе спокойного житья в твоем же доме. В современном мире ему усвоили название «барабашка». Кто же он такой на самом деле?
Удивительно, но даже в некоторых народных легендах рассказывается, что домовые произошли из падших ангелов, которых Бог в наказание сбросил с Неба на землю. Те из них, что попали в жилища, превратились в домовых. Это, конечно, народно-мифические представления. Но и в них чувствуется отголосок истины. Потому что в Божественном Откровении сказано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9). Из Священного Писания мы видим, что падшие ангелы низвержены в мир земной. Здесь они и искушают людей, здесь пытаются как бы пристроиться к жизни человека. А где еще искушать людей, как не там, где люди живут.
Как-то обратилась с проблемой одна молодая женщина. Живет с мамой. Дома вдруг стали слышать, что кто-то скачет, ворошит вещи, один раз даже видели, как некто мелкий прыгает по мебели и тут же исчезает. В итоге переворошил драгоценности, часть их пропала. Женщина пригласила священника, освятили жилье. После этого никто больше не скакал, хлопот не доставлял. Страхи исчезли. Правда, пропавшие драгоценности так и не нашлись. На самом деле, даже самый мелкий бес не бывает добрым. Задабривать его бессмысленно. И те, кто вешают дома образ домовенка, пусть подумают, кого они хотят привлечь к себе.
К домовому снисходительное отношение было в язычестве. Потому что язычество – это соприкосновение с миром падших духов. «Все боги язычников – бесы, Господь же небеса сотворил» (Пс. 95:5). В языческом сознании домовые – это не Ангелы и не бесы, а как бы нейтральные сущности. Если они слишком проказничали, предлагалось задабривать их. На самом деле, это ошибка. Дьявол за много тысяч лет своего бытия обрел опыт и знает, как нас искушать. Если бы демон предстал в своем подлинном страшном обличье, его никто бы не принял. И вот он, подстраиваясь под людей, принимает на себя более приятный и милый вид домового. В духовном мире нет нейтральных сущностей. Либо Ангелы света, либо ангелы падшие. Каждому из нас от Бога дан Ангел-Хранитель, но есть и искусители. Они-то и пытаются выдать себя за домовых, они и есть та самая нежить, которая не дает людям дома покоя.
Почему же они устраивают в жилищах людей беспредел? Возможны две причины. Одна – в этом жилище совершались какие-то отвратительные грехи, а бесы, словно мухи, слетаются на грязь человеческих грехов и пороков. Зачастую увлечение оккультизмом и провоцирует демонические проявления дома. Вторая причина – бесы просто хотят заинтересовать людей и привлечь их к контакту с собой. И кто-то заигрывает с темной силой, обращается к домовому с просьбой охранять жилье, загадывает ему желание, благодарит, преподносит еду – это всё языческое поклонение падшему духу. Такой человек губит свою бессмертную душу.
Итак, каждый знай, что домовой – никакой нам не суседко и не братанушко, а всего лишь мелкий бес, а иногда не мелкий, заигрывающий с людьми прямо у них дома. Вот почему жилье надо освящать – чтобы в нашем доме, как в малой церкви, обитала благодать Святого Духа. Тем более важно освящать самих себя, как сказано у апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). На таинстве Исповеди мы очищаемся от грехов, а в таинстве Причащения соединяемся с Господом. К такому человеку никакая нежить не подступит.
Всем вам, братья и сестры, желаем преизобильной благодати Божией! Храни вас Господь!
АВТОРСКАЯ РУБРИКА ОТЦА ВАЛЕРИЯ ДУХАНИНА — ВЕРА И МАГИЯ.
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!