Тест на правду
АРТЕМИЙ ЛЕБЕДЕВ ОБМАТЕРИЛ МОЩИ И СВЯТЫХ
📌 Московский дизайнер Артемий Лебедев опубликовал 17 декабря текст с названием «Мощи». Сообщение вызвало большой резонанс, так как в нем столичный блогер, используя нецензурную лексику, назвал всех христианских святых – цитата — «обычными алкоголиками», а мощи преподобного Сергия Радонежского, хранящиеся в раке Троице-Сергиевой Лавры, – «коробкой с перхотью». В ответ на проверку высказываний следственным управлением, Лебедев сослался на то, что в законе не говорится не о каких мощах и, в свою очередь, нецензурно обругал и Следственный Комитет Российской Федерации.
📌 Артемий Лебедев персонаж ушлый, аккуратный и осмотрительный. Это не какой-нибудь вам очередной блогер, который ради геростратовой славы готов снять штаны на фоне храма или помочиться на портрет ветерана. Помните, совсем недавно были такие случаи? Когда ряд женщин, скучающих на пыльных диванах, выставляли публике свои, простите, задницы, нарочито фиксируя их перед православными храмами. Или, вот, 19-летний блогер Матвей Юферов, который справил нужду на стенд с фотографией ветерана в Измайловском парке. За что получил 4 года колонии и причитания в либеральной прессе, мол, «зачем мальчику жизнь сломали!». Но тут иное. Словесные испражнения на христиан в исполнении блогера Лебедева, а также его хамство в адрес правоохранительных органов — это не просто плохое воспитание или персональная тупость. Это явление отрефлексированное, системное и как наверняка считает Лебедев, вполне безопасное. Ведь так-то, если подумать, ему есть что терять, есть чем рисковать: собственный бизнес, заказы, подряды, даже госконтракты. Так что, когда такой персонаж на всю страну самым диким образом оскорбляет многомилионную общину, и самым циничным образом публично шлет, простите, по матушке следственные органы, он всегда взвешивает возможные риски и правовые последствия. И по-видимому, Артемий Лебедев уверен, что православные пошумят, да замолкнут, а правоохранительные органы сунуться, да осекутся. Такое возможно по двум причинам. При наличии опыта оскорблений и безответной реакции на них. И при уверенности, что за тобой стоят такие дяди, что какой-то там следователь СК СУ по Центральному АО г. Москвы – для тебя как песок в ботинке, вытряхнул и не заметил. Поэтому чихал он на них на всех.
📌 Я понятия не имею, как будет действовать Следственный комитет в данной истории. Но подозреваю, что чувство безнаказанности по причине волосатой руки – категория быстроменяющаяся. И многие мажоры из числа стритрейсеров, которые сбивали людей как кегли, будучи уверенными, что папа всё уладит, или известные артисты, уверовавшие в свой неприкосновенный статус, как-то все они быстро потом прозревали, видя, что на каждую волосатую руку найдется и бритва с должной остротой.
📌 Но речь сейчас не об этом. Речь о том, какой должна быть реакция со стороны простых граждан, верующих людей. А реакций может быть три. Набить морду, призвать к правовой оценке или не обращать внимания. С точки зрения закона и морали первая перспектива противоестественна. О чем и напомнил член Патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин, который комментируя этот случай, сказал буквально следующее:
📌 «Раньше, по-простому, за этакие хамские выходки по-мужски «били морду». А теперь от грубых и безнаказанных оскорблений нас, граждан, охраняет закон России». В силу этой общепринятой для христиан позиции Артемий Лебедев и держит нос по ветру, а язык помелом. Он прекрасно знает, кого задирать можно, а кого не стоит. Даже в своем ответе Следственному комитету он традиционно поглумился над христианами, и в качестве примера обматерил последователей… Зевса. Зевса, Карл! Я ж говорю, очень аккуратный и выверенный персонаж. В контексте своих рассуждений о нелепости всяких там святынь, он никогда не назовет «тупым» поклонение Черному камню в Каабе и не предложит куда-то там засунуть Стену Плача на храмовой горе… Потому что среди первых, скорее всего, найдутся те, кто не читает тексты протоирея Леонида Калинина. А вторые за столетия научились так себя защищать в судах, что дизайнер Лебедев, который любит путешествия по миру на корабликах, до конца жизни будет путешествовать в дырявом корыте по внутренним бассейнам матушки Волги.
📌 А вот православные… они иные. С ними можно делать, что угодно. В 2012 году Лебедев устроил конкурс, в котором открыто призывал цинично издеваться над фотографией главы Русской Церкви. Конкурс назывался «Пририсуй усы патриарху». И гогочущая шобла принялась всякими там непристойными фотожабами калечить изображение человека, который им в деды годиться.
📌 Кстати, вполне допускаю, что среди тех глумящихся подростков, мог быть и блогер, который через 9 лет в Измайловском парке издевался уже над другой фотографией, мочился уже на изображение ветерана. Где-то ведь он взял этот пример, как-то набрел на идею прославиться таким вот образом?
📌 А знаете, чем закончился тот случай? Авторы куража цинично подхихикивая сказали тогда, что они имеют законные права самовыражаться таким вот образом, а у православных только одно право – «прощать». Мол, с другими религиями всё сложнее, где-то можно огрести по полной, где-то получить судебные иски, а с вами дело ясное. Как только начнете хоть как-то возмущаться, мы вас быстро забьем собственным Писанием, заколотим цитатами о прощении… по самые уши, рта не раскроете, пискнуть не посмеете.
📌 И вот уже на протяжении многих лет через эту хитрую манипуляцию христиан делают людьми второго сорта, забитыми, безгласыми, ущербными и беззубыми, над которыми можно ставить любые социальные опыты и глумливые эксперименты, а в ответ затыкать их мантрой о прощении. И надо вам сказать, что такие манипуляции, играющие на тонких чувствах и полном невежестве, имеют свой успех. Мы десятилетиями смущаемся, не имея единого консенсуса по вопросу о реакциях на публичные дичайшие хамские оскорбления. Даже внутри Церкви некоторые авторы нам предлагают трамвайных хамов то блинами накормить, то по головке погладить, то традиционно, пройти мимо, промолчав. Или вот, из совсем оригинального, «наградить и поощрить», как предложил запрещенный в служении дьякон Андрей Кураев. Хамы трамвайные, мол, темы важные поднимают и дают нам возможность обширной проповеди. Я не знаю, может быть и с Матвеем Юферовым, опустошившим свой мочевой пузырь в Измайловском парке, поступили как-то неправильно. Может быть и его надо было накормить блинами и выдать грамоту в совете ветеранов за привлечение внимания к теме Великой отечественной войны. Но мне лично такие предложения кажутся особо болезненным состоянием, если не сказать, извращением.
📌 Главная-то опасность не в том, что у нас в обществе встречаются дураки и хамы, а в том, что мы их собственными руками выращиваем. Бог с ним, с этим прощением. Не об этом речь. Это и так всё понятно и естественно. Да, надо прощать. Да, надо миловать. Да, надо проявлять терпение. Никаких сомнений, что в плоскости личной жизни или узкого круга – это вообще безусловный императив для христиан. Но позвольте, эту благороднейшую позицию на наших глазах превращают в похабнейшую историю. По факту, нас принуждают заткнуться и бездействовать там, где над верой глумятся публично, открыто, популярно и заразно. И эта зараза, эта привычка издевательства, эта традиция безнаказанно хамить передается подросткам, на ней воспитываются дети, ее культивируют СМИ, она является пропуском в мир популярности, трамплином к славе. Вы только задумайтесь, до чего мы докатились со своей робостью подать в суд, со своими блинами и всепрощениями! У современных подростков, бессмысленных дев и ищущих популярности блогеров формируется безусловный социальный рефлекс, что если хочешь прославиться – плюнь в церковь, подкури от лампадки, нахами патриарху, поиздевайся над святыми.
📌 А мы из года в год дискутируем с какой начинкой мы должны им блины подавать. Это совершенно преступная и задурившая нам мозги позиция, которая только кажется благостной, изящной и евангельской. А по сути – это привитие собственному народу привычки терпеть и бездействовать, когда издеваются над его историей, культурой и традицией. И это я еще не трогаю аспекты веры. Поэтому, мне кажется, мы должны избавиться от этой благоглупости, от комплекса и мифа, что правовые оценки и судебные преследования подобных оскорблений – это мол антиподы евангельской заповеди. Нет. Не антиподы. Это вообще про другое. Это про социум, про общество, про будущее, про примеры, которые формируют отношения, про сегодняшние оценки, которые порождают завтрашние поступки, в конце концов, про законы, которые не позволяют различным зажравшимся мажорам терять берега адекватности, а таким же неадекватным верующим бить им морды в ответ. И во всем цивилизованном мире есть юридическая практика быстрой и безусловной реакции на такие вот эскапады. Потому что никто не желает размножать в обществе матерящих веру других людей Лебедевых, чтобы потом не пожинать испражняющихся на ветеранов Юферовых. Так что смущений тут быть не должно. И утопий тоже. Выстроенные общественные отношения — это может быть единственная область человеческой жизни, где справедливость, важнее прощения, хотя и не отменяет ее возможность.
Таков наш век. Его ложь. Его правда. И наш тест.АРТЕМИЙ ЛЕБЕДЕВ ОБМАТЕРИЛ МОЩИ И СВЯТЫХ / ТЕСТ НА ПРАВДУ
📌 Московский дизайнер Артемий Лебедев опубликовал 17 декабря текст с названием «Мощи». Сообщение вызвало большой резонанс, так как в нем столичный блогер, используя нецензурную лексику, назвал всех христианских святых – цитата — «обычными алкоголиками», а мощи преподобного Сергия Радонежского, хранящиеся в раке Троице-Сергиевой Лавры, – «коробкой с перхотью».
📌 В ответ на проверку высказываний следственным управлением, Лебедев сослался на то, что в законе не говорится не о каких мощах и, в свою очередь, нецензурно обругал и Следственный Комитет Российской Федерации.
Это Игорь Петровский и новый выпуск его авторской рубрики ТЕСТ НА ПРАВДУ.