Воскресный день

Смотреть на:

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

📌 Четвертое воскресенье после святой Пятидесятницы церковный лекционарий, то есть книга, предписывающая то или иное евангельское чтение, предлагает отрывок из Евангелия от Матфея, в котором повествуется об исцелении слуги сотника.

📌 Система чтения отрывков из различных частей Нового Завета формировалась еще в эпоху святителя Иоанна Златоуста. Её авторы, в большинстве своём безымянные, были детьми античного мира, с его символизмом, эстетическими представлениями и любовью к нумерологии. Поэтому порядок чтений не представляет собой хаотичный набор отрывков.

📌 Каждая неделя посвящена определённой мысли, которая встроена в систему линейного календаря, учитывает историческое развитие событий и богословские акценты, соответствующие календарной дате.

📌 Так было не всегда. Еще блаженный Августин писал, что в его время отрывки выбирали по прихоти проповедника. Если ему надо было подчеркнуть ту или иную мысль, то он сообщал об этом церковным чтецам и те выбирали подходящие отрывки, которые и зачитывались за воскресным богослужением. Если проповедник не раскрывал в должной мере свою мысль за одну проповедь, точно такое же евангельское чтения могли повторить и в следующее воскресенье, чтобы проповедник продолжил и закончил свою проповедь. Надо сказать, это многим не нравилось.

📌 Тот же Августин однажды в Великую Пятницу решил сказать проповедь на тему, отличающуюся от событий Великой Пятницы, и благословил, соответственно, дьяконам читать отрывок из евангелия, в котором повествовалось не о распятии и смерти Спасителя, а о чем-то ином. И это вызвало большое недовольство народа, о чем даже есть свидетельства истории.

📌 В общем, к середине V века последовательность чтений стала не предметом выбора проповедника, а четкой осмысленной богословской последовательностью, за которой проповедник должен следовать сам. И то, что в 4 Неделю, то есть в 4-ое воскресенье после святой Пятидесятницы Церковь предлагает нам чтение об исцелении слуги языческого офицера, сотника, то же не случайно.

📌 Авторы лекционария подчеркивают, что после своего рождения в день Пятидесятницы, Церковь развернулась лицом к языческому миру, который так же жаждал евангельской истины.

📌 Святитель Иоанн Златоуст, проповедуя об исцелении слуги сотника подчеркивает: «Подлинно, весьма много значило, что человек, не из числа иудеев, имел столь высокую мысль о Христе». То есть, это чтение подчеркивает богословскую мысль, что Церковь идет к язычникам. Это было чрезвычайно важно подчеркнуть для Златоуста.

📌 В его время в эллинской христианской среде уже были тенденции ограничить христианскую миссию пределами Империи, и не тратить силы на проповедь за пределами лимеса, то есть за пределами греко-римского мира. И вот Златоуст, который сам лично занимался переводами евангелия для готов, подчеркивает:

«Христос делает известным, что дар веры будет предложен не только иудеям, но и язычникам, и последним более, нежели первым. Не подумайте, говорит, что так случилось только с сотником; то же будет и со всей вселенной. Здесь пророчески говорит Он о язычниках, и им подает благую надежду».

📌 Вполне возможно, что именно святитель Иоанн Златоуст был одним из авторов этой части лекционария, и именно он предложил читать в 4-ую неделю после святой Пятидесятницы именно этот евангельский отрывок. Потому что Церковь, родившись в иудейской среде, несет спасение всему миру, что и подчеркивает данный текст евангелиста Матфея. С Воскресным днем, с праздником!

Популярное

ХУЛА. ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ
ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ: МОЛИТВА САТАНЕ / СПАС-СТРИМ
ОБИТЕЛЬ СТАРЦА ЗОСИМЫ (СОКУРА)/ЖИЗНЬ И ДУХОВНЫЕ ПОДВИГИ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ/РУССКИЙ МИР ДОСТОЕВСКОГО
ЗЕЛЕНСКИЙ ПРОТИВ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ/ЧУДЕСА СВЯТОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ
«ХУЛА». СПАС РАССКАЖЕТ ПРАВДУ О РУССКОМ МАТЕ / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ/УЖЕСТОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ/КОМУ НЕЖЕН «ЦИФРОВОЙ РАЙ»?
«Я НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ, РЕБЕНОК МНЕ НЕ НУЖЕН. ЧТО ДЕЛАТЬ?». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ОТЕЦ. МОЛИТВА ЗА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА / ВЕЧЕР НА СПАСЕ
МНОГАЯ ЛЕТА, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО
С ПЕРВОГО КЛАССА ВМЕСТЕ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ЛУЦКИХ. МОЯ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ