Исторический разбор с Федором Гайдой
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
12 мая 996 года в Киеве был освящен первый на Руси каменный храм — Десятинная церковь.
Будущий креститель Руси князь Владимир помог византийским императорам-соправителям Василию II и Константину VIII справиться с мятежом военачальника Варды Фоки. Фока провозгласил себя императором, но был разбит. В битве участвовал шеститысячный отряд русов.
Добившись в обмен на предоставленную помощь руки императорской сестры Анны и приняв крещение в византийском городе Херсонесе (на территории современного Севастополя), Владимир начал строить новую державу по византийскому образцу. Ничего лучше в тогдашнем мире и представить себе нельзя было. Византийская империя (Держава ромеев) находилась на пике своего экономического и культурного развития, была настоящим центром всего христианского мира.
При крещении Владимир принял христианское имя Василий, то есть василевс — император. Василевсом он себя и считал. Ведь теперь он был братом императоров. На Руси началась чеканка золотой монеты византийского образца — милиарисия — наиболее ценимой тогда в мире валюты. Он был символом государственного суверенитета. Златник Владимира был немного меньше по весу и диаметру современной российской монеты в 5 рублей. На аверсе изображались имя и лик благославляющего Иисуса Христа с Евангелием. На реверсе присутствовал портрет князя Владимира с крестом и в императорской диадеме. Надпись гласила: Владимир на престоле.
Началось обустройство столицы — Киева. Если ранее это место представляло собой несколько отдельных сельских по своему характеру поселений с пристанью на Днепре, то теперь создавался город, обнесенный деревянной стеной, валом и рвом. Общая территория города составляла 10-12 гектаров (более чем 300 на 300 метров), с длиной стен более 1 километра. Существовавшее здесь языческое капище и окружавшие его курганы были срыты, а главной и самой первой каменной постройкой стала Десятинная церковь. На постройку храма Владимир выделил десятую часть своих доходов (отсюда и название).
Храм был возведен на месте гибели первых русских мучеников — варягов Феодора и Иоанна, которых еще в начале правления князя Владимира киевляне собирались принести в жертву языческим богам. Позднее, в XIII веке, святитель Симон, один из составителей Киево-Печерского патерика, назвал святых Феодора и Иоанна первыми «гражданами Русского мира».
Церковь была построена греческими мастерами за 7 лет и освящена в честь Пресвятой Богородицы. Это был крестово-купольный шестиярусный храм: византийского типа базилика с крестом в основании, общей площадью 32 на 42 метра. Интерьер был богато украшен мозаиками, резными мраморными и шиферными плитами, фресками. Иконы, кресты и богослужебные сосуды были привезены из Херсонеса. У входа стояли добытые там же бронзовые кони.
В церкви хранились мощи одного из первых христианских мучеников -Климента папы Римского, ранее сосланного в Херсонес и там убитого. С той поры на Руси Климент Римский особо почитался — как первый епископ на Русской земле. Так Киев оказался связан и с Константинополем, и с самим Римом.
В храме была устроена и княжеская усыпальница. Здесь была перезахоронена бабка Владимира — княгиня Ольга. Тут же упокоилась супруга Владимира Анна, а затем и сам Владимир.
Храм, построенный на крови первых русских мучеников, занял центральное место. Рядом с храмом располагалась площадь — место торжеств, вечевых собраний и торговли. Напротив церкви был построен каменный двухэтажный княжеский терем: длина его стен была 40 на 6 метров.
Храм достоял до Батыева погрома 1240 года. Ныне остался только его фундамент. О князе же Владимире его младший современник митрополит Иларион в Слове о законе и благодати сказал так: “Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы … нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира… Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли”.
Вот такие дела. До новых встреч.