Тест на правду
ГЕНЕРАЛ ПРОТИВ СВЯЩЕННИКА. ПОЧЕМУ ПОЛИТРУК — НЕ БОГОСЛОВ?
Настоятель сочинского подворья Валаамского монастыря схиигумен Гавриил произнес проповедь, которая, будучи неправильно понятой, послужила причиной конфликта. В своем слове священник говорил о важности веры, которая способна объединять людей и делать их сильнее. Для примера отец Гавриил указал на мусульман, которые в большом количестве собираются на праздник Курбан-Байрам в Москве. Однако далее, священник высказал предположение, что «если мулла им прикажет вырезать москвичей, они это быстро сделают…».
На эти слова отреагировал замначальника Главного военного политического управления Вооруженных сил России генерал Апти Алаудинов. В своем эмоциональном ответе он назвал священника «дебилом, который натянул на себя рясу» и призвал «резать голову национализму».
Сразу после этого общественность потребовала Апти Алаудинова извиниться, а руководство Валаамского монастыря приняло решение освободить схиигумена Гавриила от настоятельства, что вызвало резкую критику со стороны радикально настроенных комментаторов.
Конфликт вспыхнул как сухой порох и разрастается с каждым днем. Возмущенные комментаторы, лидеры мнения, какие-то общественные организации и движения ежедневно комментируют, анализируют и дают свои оценки данной истории.
Собственно говоря, сам схиигумен Гавриил никакого участия в последующей дискуссии не принимает. Через доверенных лиц было опубликовано его обращение, в котором он «категорически не благословляет писать или подписывать какие-либо петиции в его защиту или совершать иные подобные действия!» Как говорится в этом его сообщении: «Никакой бунт против решений церковноначалия в нашей Церкви неприемлем!».
Так что вся дискуссия происходит в основном между сторонниками отца Гавриила и их оппонентами. Градус страстей тут столь велик, что со всей очевидностью можно сказать – оба родоначальника конфликта, и устранившийся отец Гавриил, и всё еще оставляющий комментарии генерал Алаудинов, не только попали друг другу в важный нерв, но и задели какое-то очень болевое место всего нашего общества.
Так давайте попробуем разобраться, что сподобило этих почтенных людей начать данную распрю? В чем каждый из них прав и неправ одновременно? И почему некоторые участники данного конфликта, критикуя ошибку своего оппонента, в точности ее же и повторяют?
Начнем с отца Гавриила. Православной общественности батюшка давно известен. Уважаемый схимник, почтенных старец, он уже давно ведет довольно активную внешнюю деятельность: пишет книги, публикуется в телеграм-канале и даже произносит свои проповеди прямо на телекамеру, установленную перед солеей. Вот и свою двадцатиминутную проповедь, ставшую отправной точкой раздора, отец Гавриил произнес в масштабах, так сказать, всего мира, на весь Интернет.
Что же неверного сказал отец Гавриил? По сути, ничего! Он выразил общую для нашего общества обеспокоенность, ибо говорил не об исламе, а о проблеме, связанной с мигрантами.
Массовые теракты, убийства правоохранителей, казнь священников, шариатские патрули, оскорбления женщин, избиения стариков, провокации в православных храмах, попрание государственных символов, уклонение от налогов, криминальное гражданство, массовое уклонение от службы в армии – всё это стало уже общим местом для мигрантской темы. Эта проблема приобрела еще и религиозный окрас, так как многие мигранты оказываются носителями довольно радикальных взглядов, чуждых традиционному российскому исламу. Поэтому отец Гавриил и выразил опасение, что такая благодатная для конфликта почва может породить большую беду.
И вот что тут не правильного? Разве не от такой же беды спас родную для Апти Ароновича Чеченскую республику Ахмат Кадыров в свое время? Разве не он принес себя в жертву ради того, чтобы остановить заморских гостей, которые приезжали далеко не смирными намерениями, чтобы поучить нас истинному исламу? Отец Гавриил в своей речи высказал ровно ту же мысль, за которую герой России Ахмат-хаджи Кадыров и отдал в свое время жизнь – Россия и ее народы в религиозном и культурном смысле не нуждаются ни в каких импортных вождях, поучающих нас своим истинам. У нас в стране между православными и мусульманами давно уже сложился многовековой союз и даже боевое братство. А приезжие мигранты, судя по всему, этого еще не понимают. И те из них, кто сегодня высокомерно ведет себя с православными, неминуемо завтра начнут ровнять под себя и наших мусульман, как это было в Чечне до Ахмата Кадырова, или происходит в Дагестане в наши дни. В этой перспективе призыв любого подстрекателя, особенно религиозного, может иметь опасные последствия, и для этого опасения есть все основания. Только за прошлый год в России задержали трех имамов, которых подозревают в связях с *Игил. По сообщению правоохранителей, за последние годы более 40 лидеров Совета муфтиев России пополнили ряды экстремистов и террористов. Это и есть те силы, которые сегодня разыгрывает мигрантскую карту. И до беды рукой подать. Вот о чем хотел сказать отец Гавриил, а вовсе не о том, что все мусульмане нашей страны мечтают резать горло.
Что же касается генерала Алаудинова, то кто может сказать, что это враг России или человек, который не радеет о единстве русских воинов? Да посмотрите хотя бы его интервью телеканалу «СПАС», посмотрите, с каким уважением он говорит про русский народ, насколько трезво и бережно излагает он мысль о необходимости нашего единства! Честно сказать, не от каждого генерала с русской фамилией можно услышать такие слова о роли государствообразующего русского народа, как об этом говорит этнический чеченец Алаутдинов.
Так в какой же нерв уважаемому генералу попали слова отца Гавриила? Что он услышал из того, что отец Гавриил и не думал говорить?
Надо понимать, что генерал Алаутдинов служит замом начальника Главного военного политического управления. Проще говоря, он высокопоставленный политрук, человек, который отвечает за смыслы, идеи и мотивации. Одна из задач, которую он реализовывает на своем посту, это объяснить воину мусульманину и воину христианину, что они не солдаты, которых разделяют разные веры, а однополчане! Апти Аронович действительно тратит на это огромные силы и ресурсы. И я вполне допускаю, что не все разделяют такой христианско-исламский оптимизм генерала, кто-то его критикует за такую любовь к единству, а кто-то попрекает исламистами. И можно допустить, что ему самому больно и неприятно, когда от имени его веры совершаются различные злодеяния. И со всем этим он вынужден как-то бороться и объясняться.
И вот представьте себе, что такому человеку кто-то отправляет ролик отца Гавриила, и он слышит там слова, которые в его восприятии рисуют картину, где все мусульмане России звери, готовые резать москвичей! В его представлении это совершенно точно льет воду на мельницу наших общих врагов. У нас в стране, и особенно за ее пределами, и без этого огромное количество тех, кто желает рассорить мусульман и христиан. И вот, будучи оскорбленным такой гипотезой отца Гавриила, он оскорбляет его в ответ…
Красит ли это генерала? Ни в коем разе! Ни как мусульманина, ни как мужчину, ни в особенности как политрука и профессионала! Потому что своим оскорблением в адрес священника, судя по тому, что сейчас происходит, он перечеркнул многие труды, положенные им же самим во имя единства наших воинов.
В том-то всё и дело, что во всей этой истории есть один очень важный фактор риска. Когда человек что-то говорит своему близкому, которого он очень хорошо знает – он максимально свободно использует слова. Когда что-то говорится перед группой единомышленников – в речи по-прежнему сохраняется некая легкость выражений, гарантом которых являются «свои люди». Но когда повествуется на разноликую, многотысячную, не персонализированную аудиторию, коей и является Интернет, когда сказанное слово могут услышать и свои, и чужие, и даже враги, вот тогда каждая фраза должна быть предельно точной, ответственной и взвешенной. Потому что при таком масштабе вещания риск быть неправильно понятым возрастает в разы. И если говорить на весь мир с той же расслабленностью, с какой говоришь к самым близким, то при любом неверно подобранном слове попробуй потом докажи, что ты хотел сказать не то, что услышали. Об это спотыкались многие яркие и самобытные проповедники, выступающие на широкую аудиторию. Об этих рисках многократно предупреждал и Святейший Патриарх, выступая перед духовенством. Ведь можно по сути сказать всё верно, но ради красного словца или какого-то заигрывания с аудиторией, или из-за разыгравшейся эмоции, или ради желания украсить свою речь сильной вспышкой можно вкрутить в неё такое, что всё предполагаемое душепопечение превратиться в сплошное искушение.
Вот это-то, на мой взгляд, и произошло с отцом Гавриилом и генералом Апти Алаудиновым. Их глубинная ошибка, мне кажется, заключается в том, что они оба занялись не своим делом. Всё же, что не говорите, не дело, когда богослов становится политруком, а политрук богословом.
Вот, что я имею в виду. Посмотрев ролики, на которых генерал Алаутдинов общается с православными воинами на религиозные темы, легко заметить, что для достижения своих высоких и благородных целей Апти Аранович использует весьма небесспорную тактику. Он весьма вольно трактует христианское богословие, особенно христианскую эсхатологию – учение о втором Пришествии Христа. Все эти рассказы про то, что, вернувшись на землю Христос пойдет молиться не в православный храм, а в мечеть, так как в православном храме Он встретит Свое изображение на Кресте и не сможет перед Самим Собой совершить молитву, вот это вот всё, мягко говоря, очень далёко от того, что является предметом Священного Откровения не только для православных, но и вообще для христиан. По сути, православным воинам рассказывается какая-то самочинная версия, которая никакого отношения к православию не имеет. Нет, я понимаю. Что цель-то всего этого благородная. Что может быть важнее на фронте, чем единство наших воинов перед лицом общего экзистенциального врага, антихриста. Но выбранный генералом метод богословствования столь же небезупречен, как и гипотезы схимника про политические угрозы.
Поэтому, насколько мне известно, священноначалие не раз обращало внимание отца Гавриила на необходимость аккуратнее выражаться. Об этом же написал и в своем комментарии замуправделами Московской патриархии архиепископ Савва. То есть, в случае отца Гавриила за всем светским шумом, поднятым сейчас вполне возможно стоит обычная история, в которой монах в чем-то ослушался своего священно-начальника, чем и не преминул воспользоваться враг рода человеческого. Так что, не нам с вами совать свой нос в вопросы душепопечения монастырской братии и обвинять духовного руководителя валаамского схимника в предательстве каких-то наших геополитических представлений, пускай и самых светлых. В конце концов, полагая, что Апти Алаудинов оскорбил священный сан схиигумена, не превращаются ли критики церковной иерархии сами в тех, кто священноначалие поносит? Чем вы отличаетесь от того, кого критикуете?
Ну и самое важное, на мой взгляд.
Давайте не будем забывать, что все участники конфликта не являются политическими антагонистами, это не спор между врагами, сидящими по разные стороны окопа. Многие оппоненты в буквальном смысле сидят в одном блиндаже, бьют общего врага и являются товарищами по оружию. Поэтому даже в довольно эмоциональных выражениях все, на самом деле, говорят об одном и том же – о важности единства, о необходимости избегать провокаций и об общем враге, который греет руки на этом конфликте. Просто одни говорят о своей боли, а другие о своей. Но оба болеют за Россию.
Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.