Тест на правду

Смотреть на:

«ХРИСТОС – ПЕРВЫЙ КОММУНИСТ»: КТО МЕЧТАЕТ СКРЕСТИТЬ МЕРТВУЮ ИДЕОЛОГИЮ С ХРИСТИАНСТВОМ?

📌 В контексте религиозно-политических дискуссий, которые сегодня ведутся в российском обществе, нередко можно слышать утверждения о том, что марксизм духовно близок христианству. Так, например, в 2015 году писатель Александр Проханов заявил, что «Православный социализм – это формула, которая витает в воздухе». В 2021 году лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал Иисуса Христа «первым коммунистом». Утверждения о том, что «между православием и коммунизмом никакого противоречия нет» также можно нередко слышать от писателя Захара Прилепина. Между тем, в интервью французской версии журнала Forbes, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предостерёг от попыток превращения марксизма в подобие новой квазирелигии.  

📌 Зайду сразу с козырей, вернее, с того спора, который обычно забирает много сил и времени. Итак, с моей точки зрения, история России не закончилась в 1917, и уж тем более не началась в этом году. Так же, как и в 1991 году ничего не закончилось, и ничего не началось. Нет никаких Россий «царских», «большевицких» и «ельцинских». Так думать, конечно, можно, ради выявления своеобразия каждой из эпох, но объект размышлений всякий раз будет один и тот же – русский народ, история которого началась в 988 году, и который прошел тысячелетний сложный путь своего развития, выстояв в турбулентном XX веке, найдя себя среди потерь века XXI-ого, и духовно обогатившись каждым из периодов своей истории. 

📌 Так что Гагарин, Высоцкий и Лихачев являются таким же сокровищем нашей жизни, как Сергий Радонежский, Достоевский или Менделеев. А равным образом, таким же достоянием и гордостью нашей современной жизни являются, например, Григорий Перельман, доктор Лиза или Федор Емельяненко. Это всё одна страна, один народ, одна история. 

📌 Почему это важно сказать с самого начала разговора о христианстве и коммунизме? Да потому что, когда поднимаются мировоззренческие темы у многих включаются защитные рефлексы. Во время дискуссий между условными монархистами, большевиками и демократами практически все начинают искажать какие-то факты, заниматься историческими натяжками или страдать фрагментарной слепотой. И делают они это переживая за свою любимую часть истории, боясь, что именно её могут отменить или обесценить. Вот и попытка сделать Христа коммунистом или видеть в раннем христианстве пример социалистического общества, на мой взгляд, тоже является определенным ментальным искажением, связанным либо с желанием укрепить свою политическую позицию, либо с элементарным незнанием самого христианства. 

📌 Сразу скажем, «христианский коммунизм», «евангельский социализм» – это всё не Зюганов с Прилепиным придумали. Это проект с длинной бородой, которая тянется от английских шейкеров XVIII века с их «духовными фермами», до евангельских колхозов Ивана Проханова в Советском Союзе 20-х годов. Поэтому для нас самым важным будет вопрос не о длинной бороде этого проекта, а о том – чьи же уши за ним торчат? 

📌 Самый главный христианский текст для приверженцев «спасительного коммунизма» – это шесть стихов 4-й главы книги Деяний апостольских, где речь идет об общем имуществе первых членов иерусалимской общины.

📌 «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». 

📌 Итак, картина понятная. На дворе примерно 34 год от Рождества Христова. В Иерусалиме собираются иудеи, которые уверовали во Христа. Большинство из них, но не все, – ведь в Деяниях говорится «у множества было одно сердце», не говорится, что «у всех» – итак, у значительной группы иудео-христиан появляется спонтанная идея отказаться от своего дома, от своей земли, от своих накоплений… от столярной мастерской, которая была построена отцом, от поля, которое пахал еще дед, от кадушки с деньгами, которую припрятали дочери на свадьбу, отказать от всего этого во имя какой-то сверхмощной идеи. Но вот какой именно идеи? Об этом книга Деяний молчит… 

📌 Так же важно обратить внимание, что такую модель жизни не завещал Христос и не организовывали сами апостолы. По крайне мере прямо об этом нигде не говорится. Что делают апостолы в этой коммуне? «С великою силой свидетельствуют о воскресении Господа…». Главное их дело – проповедь евангелия! В остальное они стараются как бы не вмешиваться. Обратите внимание, даже в том месте, где говорится, что «цену проданного полагали к ногам Апостолов», не говорится, что апостолы затем занимались как-то этими финансами. В тексте стоят совершенно безличные выражения: «и каждому давалось в чем кто имел нужду». То есть, они не придумывали эту модель, они были в нее встроены, как бы сейчас сказали, по должности… 

📌 Таким образом, коммунально-общинная жизнь какой-то части первых христиан Иерусалима – это, как говорится, медицинский факт. Но причастность непосредственно апостолов к созданию этой модели не доказана. Так же как не доказана и её эффективность. Ведь в следующей же главе говорится о супругах Анании и Сапфире, которые решили войти в эту коммунальную систему со злым умыслом. Однако апостол Петр журит их не за нарушение социального равенства, а за ложь Духу Святому. 

📌 И в дальнейших главах Деяний, во всех посланиях апостолов, в литературе апостольских учеников и текстах святых отцов вы не найдете никакого идейного обоснования этому единичному эпизоду из жизни иерусалимской общины. Он не был не теоретизирован, не догматизирован, не даже продолжен. 

📌 Скажем больше, в этой раннехристианской утопии было так много злоупотреблений, что апостолы просто устали от этих дрязг.  

📌 «Вы едите, не дожидаясь друг друга, так что одни остаются голодными, а другие напиваются допьяна», – с досадой сетовал Павел.  «Когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей», – жалуется автор Деяний. 

📌 В этом-то и трагизм коммунизма, социализма и прочих утопий. Они не учитывают фактор греха, фактор искажение человеческой природы. Они заставляют грешников жить в обществе, которое жизнеспособно только если бы в нем жили святые. Но так не бывает. Такой рай заканчивается адом. 

📌 И апостолы не желают заниматься этим проектом, у них есть дела поважнее. Они не только не идеализируют иерусалимскую коммуну, они стараются как можно дальше отойти от её несущественных с их точки зрения проблем. Чтобы вовсе не касаться вопросов социально-экономического устройства, апостолы придумывают дьяконов. 

📌 «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».

📌 Всё! Никакой идеализации и никакого реванша. Вопросы коммунального рая – это что-то совершенно не существенное для христианской жизни… Никто не говорит, что это нечто чуждое, противоположное, неприемлемое. Нет, просто это никак не выражает сути христианства.  

📌 Так что же нашло на первых иерусалимских христиан? Какое умонастроение заставило людей сложить всё свое имущество в одну кучу у ног апостольских и чего-то ждать? 

📌 Церковной истории ответ известен. Первые христиане ожидали конец света, ожидали Второго пришествия Господа и завершения земной истории. Ожидали всего этого со дня на день, с неделю на неделю, с года на год. В общине, описанной в книге Деяний, царило эсхатологическое настроение, представление о том, что жить на земле осталось не так уж и много. Поэтому они не строили никаких планов в долгую, не создавали никакого нового общества и не занимались вопросами распределения средств производства. Совсем наоборот. Они от всего этого избавлялись во имя Господа, пришествие Которого ожидали увидеть еще при своей жизни. 

📌 Вспомните евангелие от Марка: «И сказал им (Господь): истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). А евангелие от Матфея: «Истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23). А апостола Павла: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4:17). А последние строки Апокалипсиса: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Ну как они еще могли это понимать? Понадобилась большая работа над пониманием подлинного смысла этих слов Господа, понадобилось избавление от эсхатологических стереотипов, от нездорового ажиотажа и даже от искренних невинных заблуждений прежде чем христиане поняли, что Спаситель говорит не о прогнозе погоды на завтра, а о тайне никому неизвестной перспективы. 

📌 Так что кратковременный эпизод из книги Деяний о социально-экономической модели отношений среди людей, которые прощались с земной жизнью и не собирались долго тут задерживаться, не стал ни программой действия, ни общественных идеалом, ни вообще чем-то существенным для христианской Церкви. Но он стал таким для сектантов, для различных милленаристов, хилиастов и прочих адвентистов. Ведь обратите внимание, даже упомянутые выше «духовные фермы» XVIII века, или «евангельские колхозы» в период Советского НЭПа – это всё были утопии, созданные внутри протестантских эсхатологических групп, то есть, людей, которые никакого отношения к православному богословию, к святоотеческому наследию или церковной истории не имеют. 

📌 Таким образом, за идеями об евангельском коммунизме или раннехристианском социализме торчат уши протестантских течений с сильным эсхатологическим креном. Исторически, «спасительный коммунизм» не имеет никакого отношения к православию. Точно так же, как и марксисткий классический коммунизм не имеет никакого отношения к религии. Эта идеология всегда была враждебной к христианству, что минувший век и засвидетельствовал миллионами мучеников и исповедников веры. 

📌 Вот и получается, что попытка скрестить православие с коммунизмом – это попытка собрать из мертвых частей живого Франкенштейна. Берут заведомо мертвый исторический проект, да к тому же признанный плодом ошибочного мировоззрения, и скрещивают его с таким же чуждым для самого коммунизма религиозным фактором. И вот эти две уродливых в своем классе и неестественных в своем соединении мутации пытаются выдать сегодня за новую сверхидею русского народа. Это либо сознательная общественная манипуляция, либо искренне незнание основ христианской веры и истории. Все-таки «Обретение Христа коммунистами» и «Обретение коммунизма Христом» – это два разных праздника двух совершенно разных вер. 

📌 Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.

Популярное

МАМА ГЕРОЯ КРОКУСА МАКСИМА ВЕРБЕНИНА В СТУДИИ СПАСА / ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ ТРАГЕДИИ?
СЕРДЦЕ ВОИНА. ФИЛЬМ АНДРЕЯ АФАНАСЬЕВА. С СУБТИТРАМИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ!
ДУШЕ МОЯ, ВОССТАНИ. ПОСТ НА ПЕРЕДОВОЙ/«БОРИС ГОДУНОВ». КАК РОДИЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОПЕРА?/ДУХОВНАЯ ВОЙНА
КРОКУС: ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ХОТЕЛИ ЗАКАЗЧИКИ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
«ПОГИБШИЕ В АБОРТАХ И В «КРОКУСЕ». ПОЧЕМУ БОГ ЭТО ДОПУСКАЕТ?» ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
ПАТРИАРХ О ТЕРАКТЕ В КРОКУСЕ/МИГРАНТЫ. ЧТО ДЕЛАТЬ?/ОТ ХЕРСОНА ДО ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. КРЕСТНЫЙ ХОД СПАСА
МАКСИМ КОРЧАГИН. СМЕРТЕЛЬНЫЙ НЕДУГ ДОЧЕРИ «ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ СТАРЕНИЕ» ПРИВЕЛ ОТЦА К ВЕРЕ. В ПОИСКАХ БОГА
ДЕТИ-ГЕРОИ ИЗ КРОКУСА – В СТУДИИ СПАСА
«ЭТО УДАР ПО РУССКОМУ НАРОДУ». СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ВЕЧЕРА НА СПАСЕ
ПАТРИАРШЕЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ И ЗАУПОКОЙНАЯ ЛИТИЯ ПО ЖЕРТВАМ ТЕРАКТА