Тест на правду

Смотреть на:

ИНОАГЕНТЫ ПРО ПРОЕКТ «ВОЙНА И БИБЛИЯ»: “СПАС ПРИЗЫВАЕТ УБИВАТЬ УКРАИНЦЕВ”

📌 На телеканале «Спас» прошла премьера 16-серийного документального фильма «Война и Библия», в котором Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин отправились на Донбасс, чтобы поразмышлять о причинах военных конфликтов в мире. В основу сериала легла книга святителя Николая Сербского «Война и Библия», написанная им между двумя мировыми войнами XX века. 

📌 Еще до окончания премьеры в либеральных сми разразился скандал. Интернет-издание «The Moscow Times» вышло с заголовком о том, что «Русская Православная Церковь одобряет убийства». Признанная ионогеном «SOTA» утверждала, что ведущие в сериале «объясняли, почему христианам непозволительно сомневаться в необходимости убивать врагов». А телеканал «Дождь», так же признанный иностранный агентом, выпустил репортаж, снабдив комментарием, что «российские священники продолжают звать на войну». В целом, либеральная пресса охарактеризовала новый проект телеканала «Спас» как военную пропаганду.  

📌 Я очень внимательно посмотрел все 16 серий данного проекта, и не только потому, что он поднимает самые сложные библейские вопросы, но и потому, что в медийном поле уходящего года фильм «Война и Библия» стал самым обсуждаемым явлением. 

📌 Российский зритель с большим интересом воспринял сериал. В первые же дни после выхода суммарное количество просмотров на различных платформах интернет-сегмента превысило полмиллиона. А основные комментарии были о том, что этот фильм о «необходимости исправления внутреннего мира человека». А вот покинувшая нашу страну оппозиция и иностранные агенты увидели в этом фильме совсем иное, а именно – призыв к геноциду, кровопролитию и резне украинского народа.

📌 Что такое пропаганда войны и как строятся заказные агитационные материалы узнать несложно. У каждого милитаристского медиапродукта есть три главных особенности. Первая, это воспевание войны, превознесение военных действий чуть ли не до уровня сверхидеи. А если эта идея связанна с религиозной тематикой, то и самой войне будет предано значение безусловной ценности, война станет священной. Это хорошо видно на примере риторики так называемых джихадистов.  

📌 Вторая особенность военной пропаганды — это всенепременная, безусловная ненависть к врагу. В сюжетах или фильмах такого содержания оппонент или противник лишен всякого сопереживания. Он не друг, не брат и даже не человек, достойный сочувствия. Он пустое место, небытие, расчеловеченная масса, нежить. О нем нельзя даже что-либо помыслить в евангельских категориях «любви», «прощения» или «молитвы за врагов».

📌 Ну а третьей характерной особенностью воинственной пропаганды является разнополярность в оценках действий. «Своим», то есть тем, кто на твоей стороне, будут прощать все ошибки и грехи. В их адрес не будут звучать предупреждения и читаться морали, потому что вся критика достанется врагу. За примерами тоже не надо далеко ходить. Откройте любой телеграм-канал, любую социальную страничку или сайты авторов, пишущих сегодня против России, против русских воинов или Русской Православной Церкви – и с большей степенью вероятности вы встретите именно этот алгоритм в подаче любого материала. Именно там вы увидите ликование по поводу пыток русских солдат, дикую ненависть к самой идее о братстве славянских народов, раздражение по поводу того, что Церковь молится за мир и полную ампутацию каких-либо переживаний по поводу восьмилетних убийств на Донбассе. При этом там же будет безоговорочная героизация любого садиста и изувера, уничтожающего ватников и рашистов. Вот, что такое лобовая голимая военная пропаганда. 

📌 А теперь, давайте вернемся к самому фильму. Я смотрю первую серию, и что я слышу с первых минут? «Война — это всегда мерзость, война – это всегда плохо». Вот так пропаганда войны! Да с такой пропагандой и критики не надо. 

📌 Я открываю вторую серию, и вновь слышу: «Война остается войной. Это всегда ужасно, это всегда мерзко, это всегда плохо». Очень странный рефрен для человека, который, по версии либеральных сми, «воспевает войну», не правда ли? Ведь в интерпретации критиков Борис Корчевников и отец Игорь Фомин весь сериал говорят, что война – это счастье, предел мечтаний и единственный путь христианина. А оказывается, всё немного иначе, а вернее – ровно наоборот. 

📌 В 16-ой заключительной серии мы снова слышим из уст первого ведущего: «Война – это, в общем, безусловное зло»; а далее из уст второго: «Мир приносится в этот мир только с мирным духом. Всё это глубоко должно засесть в нас, желание мира и стремление к миру, сначала личному, а потом и общественному». 

📌 Ну это же действительно, мягко говоря, не то, что нам рассказывают об этом сериале младшие научные сотрудники, которых временно пригрели за их умение пакостить русскому миру. 

📌 Более того, отец Игорь Фомин не просто декларирует, что война – это, мол, плохо, а не война – хорошо. Тот, которого западные авторы обвиняют в воспевании войны, прямым текстом говорит обратное: «Война – это отступление от Бога. Тот, кто разжигает саму войну – это богоотступник». 

📌 Ну, хорошо, может быть тогда авторы сериала последовали второму и третьему постулату военной агитки – обожествили своих и демонизировали чужих? 

📌 И что я снова слышу? В первой же серии ведущие обращают клинок критики прежде всего к нашему лагерю, говорят о тех мерзостях в российском обществе, что мы с вами наблюдали с телеэкранов, в культуре, в медиапространстве. «Борис — Значит ли это, что нынешняя война – это логичное библейское последствие того, что у нас эти мерзости обильно процвели? Отец Игорь – Мне кажется, да». И далее вновь весьма критичный взгляд на собственные проблемы: «Не надо конечно думать, что и у нас всё так хорошо, и замечательно, и прекрасно».

📌 То есть, данный фильм – это не попытка разобраться с украинцами, как утверждают критики, это прежде всего попытка разобраться в себе, в нас, в русских, в том, что с нами происходит. Это не плоское пропагандистское утверждение, что «с нами Бог, а с ними черт». Это призыв к тому, чтобы Бог был с нами обоими, с двумя народами. «Святейший Патриарх вот нынешнюю войну недавно назвал братоубийственной войной. Мы с украинцами в общем братья и по крови, так казалось, и по духу тоже». Братское отношение к украинскому народу в этом фильме проявляет себя даже тогда, когда ведущие вспоминают о проблемах Украины. Хотя, казалось бы, как легко в рамках пропагандистского ролика вспомнить о нестроениях в лагере оппонента и потоптаться на этом от души. Но смотрите, что мы видим? Ведущие отказываются от этой соблазнительной перспективы и даже говоря об одном украинском президенте, который довел ситуацию до накала, остаются в рамках сопереживания и не осуждения.  «Мы не будет осуждать. Но его действия будет разбирать сам Господь». 

📌 Мне легко себе представить, что изрекли бы в адрес российского президента и наших политических проблем, например, ренегаты из Фордхеймского университета, состряпавшие недавно позорную цидульку о «ереси русского мира», и вот теперь заламывающие себе руки по поводу этого сериала. Но авторы проекта «Война и Библия» вновь уходят от легкой пропагандисткой добычи. 

📌 А далее, мы слышим то, за что на той же Украине любой телеканал лишился бы лицензии, а ведущих ждала бы судьба пропавших без вести.  «И вот здесь очень большая претензия к нашим царям, к нашим президентам, к нашим правителям. А вы являетесь ли приемниками, исполнителями заповеди Божественной?» Подумать только! Самый пропагандистский, прокремлевский и подобострастный фильм, по версии русофобов, задает такие вопросы не в адрес Украины, а в свой собственный адрес! А ну-ка покажите мне нечто подобное в телепродуктах Арестовича или «95-го квартала»? И кто тут после этого пропагандист? 

📌 Со всей очевидностью можно сказать, что телепроект «Война и Библия» никакая не кондовая посконная односторонняя пропаганда, никакое не обожествление войны, не призыв к геноциду и даже не игра в одни ворота. 

А что же это тогда такое? 

📌 Самым критикуемым моментом этого фильма является пятая серия. Именно из нее западные пропагандисты делали нарезки и именно ее цитировали в нужных для себя контекстах. В пятой серии авторы размышляют над книгой Иисуса Навина, где Бог повелевает израильтянам уничтожить своих врагов – семь ханаанских народов. Это действительно один из самых сложных с точки зрения евангельской экзегетики моментов Библии. Многие святые отцы и христианские толкователи размышляли над так называемой «жестокостью Ветхого Завета». И тут нам просто надо понимать, что ветхозаветная педагогика может быть осмыслена только в историческом контексте Ветхого Завета. Но духовные выводы из тех эпизодов могут быть ценными и для новозаветной этики. И именно в этом ключе строится весь фильм. При чем авторы задают вопрос не только о наказании тех, кто противостоял Израилю, но и о наказании самого Израиля, когда он противостоит Богу. То есть, и тут нет никакого пропагандистского упрощения, никакой риторической однобокости. На мой взгляд кульминацией этого диалога является ответ отца Игоря на вопрос Бориса о том, может ли Бог отречься от богопротивников, изгладить их из Своей памяти, лишить их Своей заботы. И даже тут, если, как думают критики, авторы выстраивают параллели между Россией-Израилем и Украиной в роли Ханаана, ответ отца Игоря прямо противоположен плоскому и удобному для русофобов взгляду. «Борис -Господь может такому человеку сказать тоже, практически, как хананейским народам: ты мне не нужен, ты мне больше не интересен. Отец Игорь – Нет, полный запрет! Даже на такие мысли – полный запрет! Бог не оставляет даже такого человека».

📌 И снова, посмотрите, снова отец Игорь категорически возражает против такой плоской интерпретации. Хотя, казалось бы, если бы это было галимая пропаганда в духе Геббельса, как легко было бы выйти именно на эту прямую параллель и свести целый народ, с которым ты воюешь, к пустому месту, к нулю. Но, нет, «полный запрет», говорят авторы фильма, на подобные мысли! 

📌 Дело всё в том, что фильм «Война и Библия» – это фильм не про Украину, вернее не про нее одну. Он и про Украину, и про Россию, и вообще про весь мир. Про то, в чьих руках может оказаться любой народ, если он променяет Бога на какие-то земные бирюльки. Поэтому в фильме вспоминаются и ханаанские язычники, и Аттила, и Чингисхан, и сарацины в Испании, и турки на Балканах, и татаро-монгольское иго, как наказание Древней Руси, и даже перспектива китайской угрозы. Весь сериал — это глубочайшие погружение в библейское богословие и в духовную историю мира, а не призыв вырезать украинцев, как некогда израильтяне вырезали ханаанские народы. Борис и отец Игорь, вспоминая этот ветхозаветный материал, не призывают «можем повторить», как пытаются представить журналисты-русофобы. Они пытаются понять причины такой брутальной ветхозаветной педагогики, и понять то, что Бог хотел сказать ветхозаветному народу, а главное – есть ли в этом духовное содержание, полезное для нас сегодня. Но ведь именно так толковали книгу Иисуса Навина и все святые отцы. Поэтому в фильме много слов о сохранении человеческого достоинства на войне, о неприятии унижения к пленному врагу, об ответственности любого народа за богоотступничество, под каким бы флагом он не жил, о грехах, об эгоизме, об изменах, о любви, о прощении, о покаянии, о молитве, о настоящих людях и, конечно же, о сложнейших вопросах теодицеи. И всё это подано весьма деликатно. Даже на вопрос о причинах этой войны авторы не опускаются до упрощения. Они предельно искренни и сложны.  «Ты задаешь вопрос, который невыносим. Ты хочешь получить сейчас ответ от меня, грешного человека, который будет рассуждать от имени Бога. Ну что я грешный человек на это могу сказать»?   

📌 А посмотрите, какой в завершении сериала делают выводы ведущие о том, что же нам делать, чтобы не было войны. Как вы думаете, каков был финальный ответ? «Одобрить убийства от имени Церкви», доказать, что «христианам не позволительно сомневаться в необходимости убивать врагов», «зазвать всех на войну»? Ведь так представляли цель этого фильма пропагандисты с коллективного Запада. Но они то ли ничего не поняли, то ли намеренно промахнулись.  «Чтобы не было войны такой вот, внешней, должна быть война у человека с самим собой, со своими страстями. И поэтому в Церкви так часто произносится «мир вам», воющим с самим собой». 

📌 На мой взгляд, это очень трезвый фильм, особенно по сравнению с фильмами об этом трагическом конфликте, снятых противоположной стороной. 

📌 В этом фильме пресловутый «русский мир», который разные грантовые содержанки и махровые русофобы обвиняют в предвзятости и жестокости, позволил задать себе важные христианские вопросы. Подчеркну, задать их себе, не кому-то другому. Спросить себя, не другого. Спросить про то, что с ним происходит, куда он движется, какие у него недостатки, какие грехи и как не наступить на те грабли, что лишают народы и человека благодати Божьей. 

📌 Стоит ли ожидать в ближайшей перспективе что и «украинский мир» сделает тоже самое, снимет фильм, где взглянет на то, что с ним происходит через суд Священной Книги? Потому что пока христианская интеллектуальная мысль в украинских пропагандистских пабликах дальше лозунгов «слава героям – смерть врагам» не движется. В этом-то и разница между «русским миром» и всеми остальными. Мы не боимся сложных разговоров и попыток увидеть Правду Божию в самых запутанных политически контекстах. Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.

Популярное

СБУ ПРИШЛА В СВЯТОГОРСКУЮ ЛАВРУ / ЛОЖЬ КОММУНИСТОВ ОБ ИВАНЕ ИЛЬИНЕ
«БРАТ, КОТОРОГО ХОТЕЛИ УБИТЬ АБОРТОМ, ВЫРОС И СПАС МОЕГО РЕБЕНКА». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
40 ЛЕТ В АДУ. КАК ЖИВЕТ ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ АБОРТА. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
МИГРАНТ-МИЛЛИОНЕР ЗАРЕЗАЛ РУССКОГО/КАК УСТРОЕН ОККУЛЬТНЫЙ БИЗНЕС/СВО И ПРОРОЧЕСТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
ВОЕНКОР «ВОЛОГДА» МИХАИЛ СУРИКОВ: ПОБЕДА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА И НАД ГРЕХОМ. В ПОИСКАХ БОГА
СПЕЦВЫПУСК: ПРИЧАСТИЕ В АВДЕЕВКЕ/ПОТОМОК НИКОЛАЯ І – ДОБРОВОЛЕЦ СВО/КАК ВОЗРОДИТЬ РУССКУЮ ДЕРЕВНЮ?
ЧУДО В ПЕКИНЕ. ПАРСУНА ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ СОКОЛОВА
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ СПАС ОТ ИГРОМАНИИ/ХУДОЖНИЦА ЧУДОМ ВЫЖИЛА ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ С БОЛЬШОЙ ВЫСОТЫ/БОГОРОДИЦА ИСЦЕЛИЛА ОТ ОНКОЛОГИИ/ПРОСТЫЕ ЧУДЕСА
АРТЕМ ШЕЙНИН. БИТВА С ДЬЯВОЛОМ. ЧУДО НА ВОЙНЕ. РОССИЯ БУДУЩЕГО. РУССКИЙ КОВЧЕГ
«РПЦ – ТЕРРОРИСТЫ»: ЗА ЧТО ЭСТОНИЯ, УКРАИНА И ПАСЕ УНИЧТОЖАЮТ ЦЕРКОВЬ? ТЕСТ НА ПРАВДУ